Библиографическое описание:

Носова Т. А., Лошкарев А. В. Злоупотребление должностными полномочиями. Коррупция [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 239-242.



Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой…

Альберт Эйнштейн

Начиная со времени становления Российской Федерации, в полную силу проявила себя, проблема злоупотребления должностными полномочиями. Статья 285 УК РФ, постановление Пленума Верховного суда от 30.03.1990 г. и другие нормативные постановления и акты, призваны бороться с создавшимся положением.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий с корыстной или другой личной заинтересованностью, которое повлекло за собой существенное нарушение интересов и прав организаций или граждан, а так же нарушение охраняемых законом интересов государства или общества трактуется согласно статье 285 УК РФ, как злоупотребление должностными полномочиями.

Должность — это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия.

В ст.285 Уголовного кодекса РФ сказано: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, Государственных корпорациях, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ…»

Объектом данного преступления являются государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные и государственные учреждения, воинские формирования и Вооруженные Силы РФ. Согласно статье 285 УК РФ объектами преступления не могут быть хозяйственные общества и товарищества, потребительские и производственные кооперативы и другие организации, не имеющие отношение к государственной и муниципальной форме собственности, к ним можно отнести и иностранные организации и фирмы.

Анализ судебной практики выявил четыре типовые формы совершения действий, выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица:

  1. Совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица (инспектор ДПС действует за начальника);
  2. Действия, которые могут быть совершены лишь коллегиально (судья единолично разрешает дело, которое должно рассматриваться с участием присяжных заседателей);
  3. Действия, для совершения которых требуются специальные полномочия, отсутствующие у виновного (применение оружия в условиях, когда оснований для этого не было);
  4. Совершение действий, которые не вправе совершать никакое должностное лицо ни при каких обстоятельствах (нанесение побоев посетителю во время приема).

Объективная сторона преступления характеризуется 3 существенными признаками:

а) совершение общественно опасного действия должностного лица в силу своего служебного положения,

б) это деяние посягает на правильную деятельность государственного или общественного аппарата,

в) влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Субъектом данного преступления является должностное лицо, которое занимает соответствующую должность в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, любых воинских формированиях РФ и Вооруженных силах. Помимо этого в некоторых случаях государственные служащие, которые не являются должностными лицами, так же могут подпадать под действие статьи 285 УК РФ.

«Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого; сделка принесла бы нам лишь убытки».

Жан де Лабрюйер (1645―1696), французский философ.

В нашем же случае дела обстоят совсем иначе. «Богатство» достается людям другим путем, а мотивом превышения должностных полномочий могут быть различными (корысть, карьеризм, зависть, совершение незаконных действий в так называемых «интересах дела» либо в целях создания видимости благополучия и т. п.).

Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий:

  1. совершение действий, не входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой полицейский вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т. п.);
  2. совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей);
  3. совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия работником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого);
  4. совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев подозреваемому).

Последствиепреступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.

Одним из наиболее сложных в организации борьбы с коррупцией является вопрос о том, в каком соотношении должны находиться профилактические и карательные меры. Необходимость обеспечения приоритета предупреждения коррупции перед наказанием за нее смело можно отнести к числу аксиом. В действительности же большинство современных государств тратит на преследование за коррупционные правонарушения гораздо больше средств, чем на их предупреждение. Вместе с тем, профилактика коррупции, в основе которой лежит устранение или ослабление ее криминогенных факторов, стоит гораздо дороже обычных мер уголовной репрессии.

Наказание за злоупотребление должностными полномочиями:

– арест на срок до 6 месяцев;

– штраф в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;

– штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев;

– лишение права занимать должности определенного ранга или заниматься определенной деятельность — до 5 лет;

– лишение свободы на срок до 4 лет.

Должностные принципы

– должностная преступность объективно присуща всем моделям общественного устройства, при которых естественное право управления первоначально делегируется отдельным лицам или социальным институтам либо узурпируется последними при помощи обмана или насилия;

– — явление коррупции многообразно;

– — предупреждение должностной преступности должно иметь экономически и юридически обеспеченный приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением (в частности, репрессивными);

– — эффективная борьба с должностной преступностью предполагает использование системы экономических, политических (в том числе правовых) и психологических (в том числе образовательных и воспитательных) мер;

– — ключевой реалистической целью борьбы с рассмотренным видом преступлений является снижение распространенности и общественной опасности последней до уровня, не препятствующего развитию общества в соответствии с законодательно закрепленными ценностями и приоритетами.

– Внешне борьба с коррупцией обычно напоминает череду кампаний, приуроченных к политическим сезонам. Однако, в сущности, это непрерывный процесс. Признание феномена неискоренимости коррупции не должно порождать ощущения безысходности. Современное общество обречено на борьбу с коррупцией хотя бы в силу естественного стремления к самосохранению.

Коррупция.

«Коррупция ― хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов».

Из книги Кирпичникова, «Российская коррупция», 2004г.

Коррупция — это отсутствие порядочности и честности (особенно подверженность взяточничеству); использование должностного положения для получения выгоды нечестным путем.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением для личной выгоды.

Коррупция имеет много разновидностей: взяточничество, незаконное присвоение товаров и услуг, предназначенных для общественного потребления, кумовство (когда при приеме на работу предпочтение отдается членам семьи), оказание влияния при выработке законов и правил в целях получения личной выгоды — все это распространенные примеры правонарушений и должностных преступлений.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое, а на самом деле сущность коррупции состоит именно в словах великого философа…

«Думая, что всѐ могут купить за свои богатства, многие, прежде всего, продали себя». Бэкон Френсис (1561— 1626), английский философ.

Взяткодательлицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т. д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То естьперед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но ито лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

«Дающий взятку иберущий взятку оба окажутся вадском пламени». Сборник «Сады благонравных имама Ан-Навави («Хадис Пророка Мухаммада»).

Вывод:

«Лучше впасть в нищету, голодать или красть, Чем в число блюдолизов презренных попасть. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями за столом у мерзавцев, имеющих власть».

Хайям Омар

Практика показывает, что всякого рода превышения полномочий — это результат многих обстоятельств, между которыми имеется тесная связь. Типичными обстоятельствами, способствующими совершению должностных преступлений, являются: нарушение принципов подбора и расстановки кадров; недостатки в организационно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Нарушение дисциплины, ненадлежащий учет и неудовлетворительные условия хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей и т. д., отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц со стороны вышестоящих организаций и контрольно-ревизионных учреждений; недостатки в деятельности правоохранительных органов. Важным обстоятельством, способствующим совершению данного вида преступлений государственного аппарата, в современных условиях является недостаточный уровень материальной обеспеченности должностных лиц, перебои с выплатой заработной платы, и иные экономические причины.

Литература:

  1. Конституция РФ от 12.12.93. — М.: Юристъ.
  2. Уголовный кодекс РФ по состоянию от 14.02.2010 № 11-ФЗ
  3. Криминология. Учебник для вузов. /Под общей ред. Малкова В. Д. — М.,2014.
  4. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. М., 2006.
  5. Криминология. Учебник для юридических вузов./Под общей ред. Долговой А. И. — М.,2015.
  6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации
  8. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
  9. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle