Библиографическое описание:

Гюлумян Л. А. Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 117-119.



Крупнейшие налогоплательщики характеризуются особой ролью в экономике государства по ряду причин, среди которых основной является их весомый вклад в формировании доходной части государственного бюджета.

Так, к примеру, в общей сложности 10 крупнейших налогоплательщиков Омской области за 6 месяцев 2015 года направили в федеральный бюджет 23,5 млрд рублей или 67,6 % от общей доли поступлений от омских налогоплательщиков. В территориальный бюджет от десяти крупнейших налогоплательщиков поступило 52 млрд рублей или 59 % от общей доли поступлений, из них в бюджет Омска — 776 млн рублей или 13,5 %.

В данную десятку входят, к примеру, АО «Транснефть — Западная Сибирь», ООО «Газпромнефть — Восток» и др.

Другим примером выступает Владимирская область. Так, 54 предприятия Владимирской области обеспечивают 40 % налоговых платежей в региональный бюджет, перечисляемых юридическими лицами. За девять месяцев они совокупно заплатили налога на прибыль и НДФЛ в размере 8,1 млрд рублей. Среди юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Владимирской области, больше всех средств в региональный бюджет в виде налогов заплатило ковровское оборонное предприятие ОАО «Завод имени В. А. Дегтярёва».

Обеспечение со стороны крупнейших налогоплательщиков существенной доли налоговых поступлений обуславливает необходимость разработки особых методов к проведению налогового контроля данной категории налогоплательщиков.

Мировая практика налогового контроля свидетельствует о том, что создание специальных механизмов контроля деятельности крупных налогоплательщиков обусловлено необходимостью:

‒ формирования налоговой системы, эффективной в условиях глобальной экономики;

‒ выявления воздействия налоговой системы на каждый сегмент экономики;

‒ обеспечения соблюдения законодательства крупными компаниями и, как следствие, стабильности государственных доходов;

‒ развитием форм и методов налогового контроля, возрастающей сложности операций, осуществляемых налогоплательщиками [6, с. 120].

Понятие налогового контроля неразрывно связано с налоговым администрированием. Так, на основе анализа положений Закона о налоговых органах РФ (в редакции Федерального закона о налоговом администрировании) можно сделать вывод, что законодатель рассматривает понятие налогового администрирования прежде всего с точки зрения осуществления контроля за соблюдением норм налогового законодательства [4, с. 18–19].

В зарубежной практике налоговое администрирование крупных компаний характеризуется широкими полномочиями налоговых органов при проведении налогового контроля; организацией взаимодействия с банками, биржами; различной длительностью и периодичностью проверок; функциональными особенностями подразделений по крупнейшим налогоплательщикам при осуществлении налогового контроля.

В России же начало налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков было положено в 1998 году путем создания специализированных инспекций.

В настоящее время налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков в России характеризуется наличием нормативно-правового регулирования процедур налогового контроля, установлением критериев отнесения компаний к категории крупнейших налогоплательщиков, использованием общих функций налогового администрирования, осуществлением централизованного контроля за деятельностью инспекций по крупнейшим налогоплательщикам [6, с. 30].

Администрирование крупнейших налогоплательщиков происходит на федеральном (межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) и региональном уровнях (межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) [2].

Однако, несмотря на наличие продуманной системы налогового учета и контроля, на пути формирования эффективной системы налогового контроля встает ряд проблем, требующих оперативного решения.

Так, прежде всего, несовершенна система законодательного и нормативного регулирования статуса крупнейших налогоплательщиков. Регламентация прав и обязанностей данных налогоплательщиков представлена в законодательстве недостаточным образом, а определение данной категории и вовсе отсутствует. Более того, весь процесс администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков регулируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России, которые постоянно изменяются. В НК РФ ни один принципиально важный вопрос не раскрыт по существу [3, 129–130].

Вследствие этого, на практике как налоговые инспекции, так и крупнейшие налогоплательщики сталкиваются с проблемами различного рода. Неоднократно отмечалось, что камеральные проверки крупной компании не отличаются от проверки данного рода других категорий налогоплательщиков, а применяемая методика оценки эффективности и результативности выездных налоговых проверок не отражает объективного состояния налогового контроля.

Таким образом, для решения существующих проблем предлагаются следующие пути решения.

Во-первых, должно быть законодательно закреплено определение понятия «крупнейший налогоплательщик», в котором необходимо указать, что это особая категория налогоплательщиков (юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Российской Федерации, юридически обособленные субъекты или группы лиц), отвечающая законодательно установленным критериям (вид осуществляемой деятельности, отрасль экономики, к которой относится субъект, финансовые показатели деятельности, участие в группе лиц, численность работающих и т. д.) и подлежащая особому учету и контролю со стороны налоговых органов в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Во-вторых, помимо норм, закрепляющих понятие «крупнейший налогоплательщик», также должны учитываться на уровне федерального законодательства и критерии отнесения юридических лиц к указанной категории, поскольку данные положения предусматривают в отношении частных лиц определенные лишения, выражающиеся в ограничении прав и свобод человека и гражданина, и не могут быть предметом подзаконных актов.

При этом, представляется возможным установить определенные альтернативные варианты определения крупнейших налогоплательщиков в законе и подзаконных актах. В первом случае возможно отнесение субъектов налогообложения к данной категории путем полного закрепления их определения, признаков и других элементов статуса только на уровне закона. Второй же вариант предполагает лишь указание в законе на основные признаки крупнейших налогоплательщиков, которые будут детализированы в соответствующих подзаконных актах. Данный вариант предусматривает более гибкую налоговую политику и делегирование полномочий органам исполнительной власти.

Иные пути совершенствования системы налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков можно привести следующие:

1) использование принципа наличия достаточного объема информации для проведения налогового контроля при организации камеральных налоговых проверок;

2) соблюдение принципа благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков при проведении выездных налоговых проверок на основе принципа периодичности;

3) совершенствование системы получения информации и запроса первичных документов;

4) усиление аналитической составляющей при контрольной работе с целью обоснованного отбора налогоплательщиков для включения в план выездных проверок;

5) повышение профессионализма сотрудников налоговых инспекций в силу невозможности исключения человеческого фактора.

В научном сообществе обсуждаются также совершенно иные предложения, связанные с повышением эффективности системы налогового контроля, осуществляемого в отношении крупнейших налогоплательщиков.

К примеру, говорится о том, что в целях повышения эффективности налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками с одновременным поддержанием и укреплением законности в государстве возможна: отмена законодательных ограничений по срокам проведения налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков либо значительное продление этих сроков, чтобы в особых случаях проверки могли продолжаться до одного года; ослабление ограничения в отношении повторных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков в особых случаях; установление проверяющим лицам дополнительных полномочий, например, разрешение посещения третьих лиц — контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, для получения информации о проверяемых лицах (с определенными ограничениями) [7, с.120–123].

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) // Доступ из Справочно-правовой системы “КонсультантПлюс” URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194063 (Дата обращения: 12.04.2016)
  2. Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3–30/290@ (ред. от 19.09.2014) «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»// Доступ из Справочно-правовой системы “КонсультантПлюс” URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47536/ (Дата обращения: 12.04.2016)
  3. Вакуленко К. Э. Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков // Молодой ученый. 2014. № 13.
  4. Горулько И. А. К вопросу о налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков // Налоги. — 2008. — № 4.
  5. Крохина Ю. А. Налоговое право. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2015.
  6. Курилас М. О. Организация налогового контроля крупнейших налогоплательщиков: дисс.... к.э.н., Спб, 2010.
  7. Юнак А. А. Проблемы правового регулирования и учета крупнейших налогоплательщиков: дисс. … к.ю.н., М..2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle