Библиографическое описание:

Джалавян В. В. Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 262-265.



Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью.

Актуальность темы состоит в том, что с развитием научно-технических средств, преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых требует от следователя мобилизации всех его усилий, высокого профессионализма, знания и умелого применения на практике новейших достижений науки криминалистики.

Данный вопрос 14 марта 2016 года также затронул глава РФ Владимир Путин на заседании президиума Государственного совета по безопасности дорожного движения и назвал недопустимой статистику смертности на российских дорогах и заявил о необходимости общими усилиями добиваться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП. За последние 10 лет, по его словам, погибло 350 тысяч человек, более трех миллионов получили травмы. Президент заявил, что к проблеме безопасности на дорогах в РФ относятся поверхностно и необходимо оперативно внести в Госдуму законопроекты по безопасности дорожного движения, это должно быть сделано под личную ответственность министров. По словам президента РФ, воспитывать культуру вождения в обществе необходимо параллельно с ужесточением наказаний за нарушения ПДД.

Я согласна с президентом РФ, но помимо ужесточения наказаний за подобные преступления, можно создать условия, при которых дорожно- транспортные преступления будут совершаться реже и ввести некоторые новшества в криминалистическую методику расследования преступлений, тем самым уменьшить риск совершения ДТП.

Объектом исследования в данной работы является процесс расследования дорожно-транспортных преступлений и применяемая криминалистическая методика.

Целью работы является раскрытие трудностей, с которыми сталкивается следователь при рассмотрении дорожно-транспортных преступлений и некоторых недостатков в криминалистической методике расследования.

Дорожно-транспортные преступления очень распространены и несут общественную опасность. Успешное расследование таких преступлений в частности зависит от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Существует классификация ДТП, которая состоит из девяти видов:

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения: с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т. д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т. д.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые животными, ударились о движущееся транспортное средство.

Наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза; отброшенный колесом транспортного средства предмет на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Все эти обстоятельства должны быть выяснены и должна быть дана криминалистическая характеристика произошедшему ДТП несмотря на то, что для каждого дорожно-транспортного преступления существуют свои следы: осколки стекол, предметы, части одежды и др.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортного преступления включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме совершения и обстановки на месте ДТП, виде транспортного средства, а также особенностях личностного характера участников. Главным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения. [6, 321]

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее так как дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением и нередко сопровождаются неблагоприятными погодными условиями, вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. [4, 261] От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка, произведенный квалифицированно и своевременно, позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП являются конкретные дорожные условия. Следователь должен точно определить качество дорожного покрытии его эксплуатационное состояние, особенности. Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров. На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины. Нередко данное следственное действие проводится с грубыми ошибками, даже не совершая ошибок, следы дорожно-транспортного преступления могут быть стерты погодными условиями или другими обстоятельствами, произошедшими на дороге, что повлечет неправильное расследование в дальнейшем.

Для раскрытия дорожно-транспортных преступлений применяются самые разные методы, установленные в УПК, например, такие как следственный эксперимент. Следственный эксперимент — это следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых доказательств, проверки и оценки следственных версий о возможности или невозможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.

Целью данного процессуального действия является уточнение и более полное понимание всех обстоятельств совершенного преступления. При совершении следственного эксперимента могут совершаться сложные действия по установлению видимости конкретного препятствия, установлению темпа, времени движения пешехода, контрольное торможение автомобиля. Но не всегда даже проведение следственных действий дают достоверную информацию так как до совершения данных действий существенно меняется степень освещенности, возможно изменение погодных условий, между тем и установление темпа движения проходящего пешехода тоже практически невозможно. Таким образом, совершенное в таких условиях следственное действие не будет подходить определенным требованиям.

Также используется такое следственное действие как назначение и производство судебно-автотехнической экспертизы ТС помощью проведения подобной экспертизы можно выяснить вопросы, касающиеся обстоятельств ДТП, а именно определить скорость движения транспортного средства, величину тормозного пути, возможность предотвратить столкновение, допустимую скорость движения на данном участке и другие вопросы. Для полной и правильной дачи заключения эксперту необходимо знать наиболее точную информацию, касающуюся совершенного преступления. Но нередко исходные данные, предоставленные экспертам, основываются на показаниях подозреваемого либо результатах следственных действий только с его участием. Подобные исходные данные субъективны, обусловлены интересами подозреваемого. Часто подобные сведения носят характер предположений. А если учесть, что заключение эксперта — это ключевое доказательство виновности, то манипуляция сведениями, сообщенными подозреваемым в качестве исходных данных, противоречит принципу презумпции невиновности.

Исходные данные должны формироваться из достоверных источников, из совокупности доказательств, собранных по уголовному делу. Сведения, сообщенные подозреваемым должны быть лишь дополнением к совокупности собранных доказательств. В противном случае заключение эксперта не будет достоверным. Такое заключение эксперта не может выступать в качестве доказательств в уголовном деле.

Применяя в совокупности всю криминалистическую методику, которая используется на территории РФ, невозможно установить абсолютно точные обстоятельства дорожно-транспортных преступлений и как показывает практика, следователи очень часто допускают ошибки, что порождает затягивание всего процесса, а в худшем случае — вынесение на основании недостоверных данных приговора. [5,110]

Я считаю, что необходимо совершенствовать криминалистические методики расследования ДТП посредством использования новых технологий и заимствования зарубежных проектов, например, таких как «Безопасный город», который представляет собой информационную систему городского масштаба, помогающий точно определить и оперативно отреагировать на дорожно-транспортные преступления, а также ускорит темпы расследования.

Объектами контроля данной системы являются, как жилые секторы, подъезды, дворовые территории так муниципальные здания, школы, детские сады, объекты промышленного и энергетического комплексов, объекты транспортной инфраструктуры, проезжие части, остановки и салоны общественного транспорта, вокзалы и аэропорты, метрополитен, места массового скопления людей.

Целью данного проекта являются:

– обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;

– повышение эффективности действий оперативных служб: МВД, МЧС, ГАИ и других, координация их действий;

– пресечение антисоциального поведения и вандализма;

– возможность оперативного получения информации с объектов города и доступа к видеоархивам;

– усиление защищенности стратегически важных объектов города;

– повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения кризисных ситуаций.

Нередко преступники скрываются с места происшествия, данная программа также поспособствует точно определить лицо, совершившее дорожно-транспортное преступление и ускорит его поиски. «Безопасный город» уже используется во многих зарубежных странах, я считаю, что во всех субъектах РФ необходимо использовать данную программу поскольку она послужит еще одним средством борьбы с преступностью.

Рассмотренные в данной работе процессуальные и криминалистические проблемы образуют, на мой взгляд, достаточные посылки для пересмотра методики расследования, тактики совершения следственных действий, а также совершенствование криминалистической методики расследования дорожно-транспортных преступлений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. № 25. Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. № 52 (часть I). Ст. 4921.
  4. Д. П. Поташкин «Криминалистические методики» — Учебное пособие- М., «Зерцало», 1998г.
  5. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистки. М., 2011, 353 с.
  6. Бастрыкин А. И., «Криминалистика: техника, тактика и методика расследования дорожно-транспортных преступлений: научно-практическое пособие», юридический центр Пресс — 2010, 495 стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle