Библиографическое описание:

Баженов А. В. Военное имущество как предмет преступлений коррупционной направленности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 226-228.



This article describes how military property as a subject of the crimes of corruption-tional orientation. The classification of military property. Reflected-important provision of military property from criminal attacks

Keywords: military property, corruption, corruption crimes, criminal responsibility.

Коррупция является крайне негативным явлением, отрицательно воздействующим на все государственные институты путем нанесения существенного экономического и репутационного ущерба.

Вооруженные силы РФ, как общественный и государственный институт, также подвержены коррупционному воздействию, при этом проявление коррупции в условиях Вооруженных Сил РФ имеет определенные особенности, обусловленные, в частности, использованием виновными лицами в целях незаконного обогащения, находящегося в их ведении военного имущества.

Для более глубокого изучения преступлений коррупционной направленности, сопряженных с незаконным использованием военного имущества, приведем определения некоторых понятий.

«Каждое понятие — это некоторое явление, подчиняющееся общему принципу детерминизма. Всякое явление обусловлено другими. Этот процесс происходит на уровне фактической взаимосвязи явлений, но он и отражается на понятийном уровне, на уровне понятий, которыми взаимодействующие явления обозначаются» [1, 11].

Правовое определение понятия коррупции дано в п. 1 ст. 1 ФЗ от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с данным документом под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией признаются также аналогичные действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица.

Обозначенное определение в полном объеме применимо при отнесении к категории коррупционных конкретных действий, совершаемых в условиях Вооруженных Сил РФ, а перечисленные формы коррупции проявляются и в условиях прохождения военной службы.

Для отнесения конкретных преступлений к числу коррупционных необходимо руководствоваться указанием Генпрокуратуры России N 744/11, МВД России № 3 от 31 декабря 2014 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», в соответствии с п.1 перечня № 23 которого к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки: наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ; связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

Названное указание содержит перечень конкретных составом (статей УК РФ), которые относятся к числу коррупционных во всех случаях или при наличии определенных условий. Например, преступления, предусмотренные ст. 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, относятся к числу коррупционных без дополнительных условий. Деяния, предусмотренные чч. 3 и 4 ст. 159, чч. 3 и 4 ст. 159.1, чч. 3 и 4 ст. 159.2, чч. 3 и 4 ст. 159.3, 159.4, чч. 3 и 4 ст. 159.5, чч. 3 и 4 ст. 159.6, чч. 3 и 4 ст. 160, чч. 3 и 4 ст. 229 УК РФ, будут относится к перечню коррупционных, при наличии коррупционной направленности преступления, совершение преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:

Надзорная практика органов военной прокуратуры свидетельствует, что коррупционные преступления и правонарушения занимают существенную часть общего количества противоправных действий, совершаемых в Вооруженных Силах РФ.

Так, в 2012 г. только в воинских частях организациях и учреждениях Минобороны РФ, других войсках и воинских формированиях, поднадзорных военной прокуратуре ВВО, выявлено 1715 нарушений закона коррупционной направленности. В связи с указанными нарушениями закона правомочному командованию внесены 294 представления об их устранении, по результатам рассмотрения которых к ответственности привлечено 189 должностных лиц. 126 должностных лица предостережены о недопустимости нарушений закона, 43 лица привлечены к административной ответственности. В ходе надзорных мероприятий выявлен материальный ущерб на сумму 53449 тыс. руб. Выявлено 323 преступления коррупционной направленности.[1]

Предметом коррупционного посягательства в условиях Вооруженных Сил при этом зачастую являются материальные ценности, относящиеся к военному имуществу.

Например, в ходе надзорных мероприятий, проведенных в в/ч 00000, установлено, что в период с 2010 г. по июнь 2012 г. командир данной части майор Т. и начальник радиолокационной станции капитан Р, действуя группой лиц по предварительному сговору, организовали хищение 340 тыс. кг дизельного топлива и 1,4 тыс. кг. бензина, предназначенных для генераторов, обслуживание которых по их указанию не проводилось, горюче-смазочные материалы незаконно списывались, а образовавшиеся излишки реализовывались. В результате государству причинен ущерб в размере 905 тыс. руб. По результатам рассмотрения материалов проверки в соответствующем военном следственном отделе в отношении Т. и Р. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 160 УК РФ.

Проверкой, проведенной в в/ч 00000, установлено, что инженер (авиационного комплекса) инженерно-авиационной службы) эскадрильи) авиационной эскадрильи (на Ту-95 МС) гвардии капитан Т. в течение 2012 г. систематически не вносил в журнал подготовки воздушного судна сведения об остатке авиатоплива в группах топливных баков, исходя из его фактического расхода. При этом, действуя с целью создания благоприятных условий для растраты вверенного по службе авиатоплива, он вносил в формуляры двигателей закрепленного за ним самолета Ту-95МС завышенные данные о времени их работы на земле и в полете, которые в последующем представлял по команде. Указанные сведения, без проверки средств объективного контроля самолета, включались в приложения (расшифровки) к актам о списании материальных запасов эскадрильи. Созданные таким образом излишки авиационного керосина гвардии капитан Т. растрачивал по своему усмотрению, чем причинил государству ущерб на общую сумму 10 515 тыс. руб. По результатам прокурорской проверки в соответствующем военном следственном отделе в отношении Т. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ.

Военное имущество, в широком понимании, представляет собой совокупность специальных материальных средств, предназначенных для обеспечения непосредственного качественного и непрерывного исполнения обязанностей военной службы. Это обширный перечень предметов, устройств и приспособлений, используемых в повседневной деятельности войск и предназначенных для обеспечения как специальных задач, так и насущных бытовых потребностей.

Правовое регулирование оборота военного имущества осуществляется на основании развитой правовой базы, включающей в себя нормативные документы как федерального, так и ведомственного характера. К наиболее детализированным нормативным правовым актом в рамках Министерства обороны РФ, регламентирующим работу системы оборота военного имущества, включая порядок его сбережения, следует отнести Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству, утвержденному приказом Минобороны РФ от 3 июня 2014 г. № 333.

Согласно данному документу военное имущество, как объект войскового (корабельного) хозяйства, включает в себя материально-техническую базу, вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности, а также земельные участки.

Основным критерием для отнесения тех или иных материальных средств к категории военного имущества в широком смысле данного понятия будет служить факт нахождения конкретного имущества на балансе соответствующей воинской части, организации, учреждении Вооруженных сил РФ.

Анализ современного уголовного законодательства дает основания разделить всю совокупность предметов, составляющих военное имущество, на две группы.

В первую группу при этом следует отнести оружие, боеприпасы и военную технику как предметы преступных посягательств, выделенные в специальные составы (ст. 346–348 УК РФ). Данное имущество представляют наибольшую важность, так как обладает высокой разрушительной силой и предназначено для уничтожения личного состава, специальных средств и инфраструктуры противника.

Во вторую группу приведенной классификации будет относится остальное военное имущество, не вошедшее в первую группу. Необходимо при этом учесть, что предметом коррупционного посягательства может быть военное имущество, относящееся как к первой, так и второй группе приведенной классификации.

Высокая материальная ценность военного имущества, повышенная степень общественной опасности отдельных предметов, входящих в его состав, а также влияние военного имущества на качество исполнения обязанностей военной службы создают необходимость обеспечения его сбережения от противоправных посягательств, в том числе коррупционного характера.

В связи с этим, способы обеспечения сбережения военного имущества, в том числе уголовно-правовыми средствами, от неправомерного воздействия, требует самостоятельного детального изучения.

Литература:

  1. Тер-Акопов А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве [Текст] / А. А. Тер-Акопов. М.: «Юркнига», 2003.

[1] Информационной письмо военной прокуратуры ВВО от 13.02.2013 № 39/7-1348 «О результатах анализа состояния законности, преступности и собственной деятельности в сфере противодействия коррупции в 2012 г. и мерах по улучшению данной работы»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle