Библиографическое описание:

Щербаков А. В., Сидорова М. М. Оказание правовой помощи осужденным консультантами юридической клиники Псковского филиала Академии ФСИН России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 70-73.



В статье рассматриваются правовые вопросы оказания квалифицированной юридической помощи осужденным, отбывающим наказания в виде лишения свободы в пенитенциарных исправительных учреждениях.

Ключевые слова: юридическая клиника, оказание бесплатной юридической помощи, юридические консультации, курсант-консультант, осужденный.

Профессор А.И. Люблинский в 1901 году в статье «О юридических клиниках» в журнале Министерства Юстиции писал: «учреждение юридических клиник в России является особенно желательным в виду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочисленности у нас судов с присущей каждому из них специальной компетенцией, а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего простонародья» [4]. Слова А.И. Люблинского актуальны в настоящей России.

Сегодня в России много внимания уделяется проблеме приведения правового положения граждан в соответствие с общепризнанными международными правовыми стандартами, возможности получения ими юридической помощи.

Не являются исключением граждане, отбывающие уголовные наказания в исправительных учреждениях. Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, нуждаются в охране и защите своих прав и законных интересов.

Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи [1]. Основные права и свободы неотчуждаемыи принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемость прав и свобод человека предполагает их строгую охрану системой норм внутреннего (национального) и международного права.

Соблюдение, охрана прав свобод и законных интересов осужденных означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы данных граждан подлежат охране и защите наравне со всеми другими гражданами России. Это положение закреплено в пп. 1,2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, в которых гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [1].

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [2] по своим целям становится одним из средств построения социально-правового государства, так как целями этого Федерального закона являются создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — бесплатная юридическая помощь); формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства; создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию [5, c. 109].

В настоящее время в России наблюдается непрерывный процесс модернизации юридического образования. Самой главной причиной этому послужил западный опыт, в частности, была заимствована системы подготовки будущих юристов. Юридические клиники сегодня пользуются популярностью во всех субъектах Российской Федерации.

Клиническое образование дает неоценимый практический опыт курсантам и студентам образовательных организаций. Курсанты-клиницисты работают юристами: самостоятельно консультируют граждан, составляют юридические документы, обращаются в административные органы. Это не сухая теория на учебных занятиях с обсуждением чужого опыта, не наблюдение за работой профессионалов (как в ходе ознакомительной практики), не помощь в работе (как на производственной практике).

Это полноценная самостоятельная работа, но под руководством преподавателей.

С учетом специфики ведомственного образования, основное внимание уделяется оказанию юридической помощи осужденным.

Оказывая правовую помощь осужденным, разъясняя им основные требования законодательства по интересующим их вопросам, курсанты-клиницисты не только получают профессиональный опыт, но и способствуют внедрению Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [6], согласно которой одной из основных целей является сокращение рецидивной преступности, совершенных лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы помощи таким лицам.

В Псковской области с 2008 года курсанты-клиницисты оказывают правовую помощь осужденным исправительных учреждений по наиболее интересующим их вопросам.

Нами было проведено анкетирование 350 осужденных находящихся в учреждениях ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-6 УФСИН России по Псковской области. Проведя статистический анализ деятельности нашей юридической клиники, по работе с осужденными, находящимися в местах лишения свободы УФСИН России по Псковской области, были выявлены правовые проблемы, касающиеся: трудоустройства, алиментных обязательств, условно-досрочного освобождения, административного надзора, получения гражданства, искового обязательства, жилищно-коммунального хозяйства, утерянных социальных связей и др. Указанные причины в первую очередь влияют на повторное совершение преступлений осужденными после освобождения из мест лишения свободы.

Возвращение в места лишения свободы после освобождения осужденных — это фактор, отражающий неготовность общества принять данную категорию граждан как полноценных членов социума. Это свидетельствует о том, что на сегодняшний день в Псковской области не урегулирована система мер, направленная на адаптацию осужденных.

С учетом изложенного можно выделить следующие проблемы в предоставлении юридической клиникой правовых консультаций осужденным, отбывающим наказания в исправительных учреждениях УФСИН России по Псковской области:

 для проведения консультаций осужденным в исправительных учреждениях необходимо получение разрешений и согласований с различными органами и учреждениями, что требует определенных временных затрат. Такие разрешения и согласования необходимо получать каждый раз при организации выездного консультирования либо при проведении консультирования при помощи видео-конференц-связи;

 зачастую оказание полноценной юридической помощи на месте не представляется возможным. Спектр задаваемых вопросов осужденными охватывает практически все сферы жизнедеятельности. Заблаговременно юридическая клиника получает примерный перечень вопросов из исправительного учреждения от осужденных, по которым необходимо предоставить правовую помощь. Данные вопросы просматриваются администрацией исправительных учреждений, в связи с этим часть вопросов не всегда поступает заранее;

 как правило, разовое посещение исправительных учреждений и отсутствие практического опыта в решении правовых вопросов особой категории граждан вызывает затруднение, а также выявляет некомпетентность в некоторых вопросах, задаваемых осужденными;

 из-за неточности, не полностью обоснованных вопросов возникает необходимость посетить осужденного несколько раз, для того чтобы полностью решить его проблему;

 низкий уровень авторитета сотрудников исправительных учреждений у осужденных; недоверие осужденных администрации учреждения; ориентация большинства осужденных на соблюдение норм и правил субкультурной морали, в том числе вызванная угрозой применения расправы со стороны «авторитетов», и др.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время для того, чтобы деятельность юридических клиник образовательных организаций ФСИН России развивалась, целесообразно придать клиникам определенный нормативный статус.

Над этим должны поработать не только Минобрнауки России, введя юридическую клинику в образовательный стандарт по юриспруденции как практическую форму образования, но и Минюста России, ФСИН России, а также ряд других федеральных структур, профессиональных ассоциаций и иных общественных формирований [7, с. 17].

Сегодня мы должны признать ценность клинического образования и способствовать тому, чтобы юридические клиники более эффективно реализовывали все направления своей деятельности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М., 2014.
  2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : федер. Закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Рос. Газ. 2011. 23 нояб.
  3. О бесплатной юридической помощи в Псковской области: закон Псковской области от 11.03.2013 № 1263-ОЗ // Псков. правда. 2013. 15 марта.
  4. Люблинский А.И. «О «юридических клиниках». Российское понимание термина «юридическая клиника» // Журн. Министерства Юстиции. 1901. янв.
  5. Доброхотова Е.Н. Клиника — учеба через практику // Реформа Российского юридического образования. СПб., 2002. С. 109–113.
  6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. М. 2010.
  7. Щербаков А.В. Об актуальных вопросах юридической клиники // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle