Библиографическое описание:

Арутюнян Н. Г., Иванченко Е. А. Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 220-223.



Российская Федерация, провозгласив в качестве правовой ценности права и свободы человека и гражданина и закрепив за собой обязанности по обеспечению их соблюдения, создала систему их защиты и охраны. Так, законодательно закреплены нормы, гарантирующие государственную поддержку наименее защищенных групп общества, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты).

Вопросы, касающиеся соблюдения прав детей-сирот, являются предметом многочисленных научных исследований в различных отраслях права. Особое место в механизме гарантий законности в указанной сфере принадлежит органам прокуратуры.

Дети-сироты, требуют пристального внимания со стороны государства, при этом роль прокуратуры заключается в обеспечении соблюдения прав данной категории несовершеннолетних. Прокурорам необходимо осуществлять постоянный надзор за соблюдением жилищных прав детей-сирот, владеть актуальной информацией о количестве нуждающихся во внеочередном обеспечении жилой площадью по состоянию на текущий год, при выявлении нарушений закона принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.

Проблема нарушения жилищных прав детей-сирот не решается десятилетиями. Будучи президентом, Д. Медведев поручил Правительству РФ подготовить поправки в законодательстве, которые должны были изменить ситуацию с обеспечением выпускников детских домов квартирами к лучшему. Рассмотрим, какие законодательные меры за это время были приняты и как они повлияли на решение указанной проблемы.

Детям-сиротам гарантируется три основных жилищных права:

  1. На предоставление жилья;
  2. На сохранность жилого помещения;
  3. На реализацию конституционного принципа невозможности произвольной утраты права на жилье.

На сегодняшний день можно констатировать, что в законодательстве закреплен единый подход к реализации механизма обеспечения жильем детей-сирот. Это вроде бы должно способствовать сокращению нарушений основных жилищных прав детей-сирот.

Вместе с тем существуют и факторы, не способствующие сокращению подобных нарушений. Так, ответственность за предоставление сиротам жилого помещения, непригодного для проживания, и за несоблюдение порядка предоставления им жилья отсутствует.

Разработанный Правительством РФ и вступивший в силу с 01.01.2013 Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внес изменения и дополнения в ряд федеральных законов по вопросам предоставления жилья детям-сиротам, жилищного контроля, а также дал стимул для преобразования регионального законодательства [1]. При этом законодатель выразил уверенность, что предложенные изменения позволят исключить массовые случаи обращения детей-сирот в суд за защитой своих прав.

Действительно, некоторые из новелл трехлетней давности должны изменить ситуацию к лучшему. Однако некоторые авторы (О. Лазаренкова, О. Подласенко, М. Рахвалова) не без основания оценили законодательные новеллы преимущественно негативно с точки зрения обеспечения жильем детей-сирот [2]. Тем не менее отрицание положительных сторон законодательных новелл может свидетельствовать о поверхностном либо предвзятом исследовании проблемы, либо о нежелании видеть перспективы претворения в жизнь на всех уровнях государственного устройства новых законодательных предписаний, реализация которых может улучшить ситуацию в рассматриваемой сфере [3].

Рассмотрим, благодаря чему должны сократиться нарушения жилищных прав детей-сирот:

  1. Закреплен единообразный порядок для всех регионов. Существенные положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот теперь установлены на федеральном уровне. Это новая ред. ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая закрепила основу правопорядка в этой сфере [5]. В соответствии с прежней редакцией данной статьи на федеральном уровне отсутствовал такой единообразный порядок для всех регионов, что способствовало многочисленным грубым нарушениям.

Исходя из этого можно сказать, что устранена имевшая ранее место фрагментарность действующего законодательства об обеспечении жильем детей-сирот. Законодателем к решению проблемы был применен целостный подход: наиболее существенные единые для всей территории страны правила обеспечения жильем детей-сирот закреплены в федеральном законе, и одновременно четко определен круг общественных отношений, который должен быть урегулирован на уровне субъектов РФ.

Законодатель выделил пять вопросов, по которым в каждом субъекте РФ обязательно должны быть приняты нормативно-правовые акты. Одним из этих вопросов является порядок предоставления жилого помещения.

Данный факт должен привести к сокращению нарушения, связанные с применением нормативных актов, не соответствующих федеральному и региональному законодательству, ущемляющих жилищные права и законные интересы детей-сирот.

  1. Право сирот на получение жилого помещения теперь сохраняется до фактического обеспечения жильем. Прокурорская практика свидетельствует о том, дети-сироты могут состоять на учете довольно долго, в том числе и после достижения совершеннолетия (когда сироте уже более 30 лет) [6]. Теперь в Законе четко констатируется, что право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения жильем (п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). В результате этого должны быть сведены к минимуму нарушения, согласно которым дети-сироты признаются утратившими право на получение жилья на основании, не связанном с удовлетворением жилищных потребностей.
  2. Минимизирована возможность возникновения виктимной ситуации. Сейчас жилое помещение могут получить только лица, достигшие совершеннолетия, либо несовершеннолетние, приобретшие полную дееспособность. Ранее не был оговорен данный возраст — жилье предоставлялось по окончании нахождения лица в соответствующем учреждении. В результате его могли получить и несовершеннолетние, не приобретшие полной дееспособности, то есть интеллектуально и психологически незрелые личности, что создавало для них виктимную ситуацию, при которой можно было легко мошенническими действиями завладеть их вновь приобретенным жильем и т. п. А в результате рассматриваемых законодательных преобразований должно сократиться количество фактов мошеннических действий с жильем несовершеннолетних, являвшихся следствием описанного виктимного фактора (ст. 159 УК РФ).
  3. Теперь жилье сирот как вид помещений специализированного жилищного фонда подлежит госучету. После описанных законодательных изменений жилое помещение, предоставляемое сиротам как вид помещений специализированного жилищного фонда, подлежит обязательному государственному учету в порядке, определенном Правительством РФ, а органом исполнительной власти осуществляется мониторинг его использования, обеспечение его сохранности (ч. ч. 5 и 6 ст. 19 ЖК РФ). В результате этого должны сократиться как видовые, так и количественные показатели грубых нарушений жилищных прав детей-сирот по утрате права на жилье, утрате жилого помещения. Ранее подобный госучет жилых помещений детей-сирот отсутствовал.
  4. Положено начало централизованному контролю за охраной жилья детей-сирот. Согласно ранее действовавшему законодательству контроль за охраной жилья детей-сирот на уровне субъектов РФ и муниципальных образований фактически отсутствовал. Отсутствовал единый для всей территории России подход и к осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, в период их пребывания в соответствующем учреждении и т. п. Более того, законодательное регулирование данного вопроса имело место не во всех субъектах РФ, при этом на территории одного региона оно могло иметь место лишь в некоторых муниципальных образованиях. Все это способствовало приведению жилых помещений детей-сирот в непригодное для проживания состояние.

Теперь контроль за охраной жилья детей-сирот осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). В результате применения данной нормы уполномоченными органами должны сократиться следующие нарушения: отсутствие контроля своевременной оплаты коммунальных услуг за жилое помещение, закрепленное за ребенком-сиротой, во время его пребывания в соответствующем учреждении; допущение умышленного приведения жилья, закрепленного за ребенком-сиротой, в состояние, непригодное для проживания; не проведение капитального ремонта закрепленного за ребенком-сиротой жилья, что исключало возможность его использования по прямому назначению; не освобождение детей-сирот от оплаты долга по квартплате за закрепленное за ними жилье, образовавшегося в период их пребывания в соответствующем учреждении, и др.

Таким образом, законодательной модернизацией устранена возможность существования разных подходов к осуществлению механизма обеспечения жильем детей-сирот.

Система финансирования обязывает административно-распорядительные органы использовать часть бюджетных средств именно на цели обеспечения жильем сирот, не позволяя пренебрегать их интересами, и активизировать работу в направлении привлечения дополнительных финансовых средств на эти цели.

Благодаря этому должны сократиться нарушения основных жилищных прав детей-сирот. Изложенное не означает, что должно сократиться общее количество нарушений, выявляемых контрольными и надзорными органами, так как с учетом поставленных перед прокурорами первоочередных задач при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в этом направлении усилен прокурорский надзор, нацеливающий на интенсивное выявление нарушений жилищных прав детей-сирот и восстановление законности и правопорядка.

При этом сокращение видов нарушений как один из показателей состояния законности самостоятельно не может свидетельствовать об улучшении ситуации в целом в сфере обеспечения жильем детей-сирот. Увеличению совершаемых нарушений жилищных прав детей-сирот могут способствовать и недостатки модернизации законов. Например, отсутствие административной ответственности за предоставление сиротам жилого помещения, непригодного для проживания, за несоблюдение порядка предоставления жилья. Устранение этих недостатков должно стать предметом дальнейшей законотворческой деятельности.

Литература:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации (от 29 февраля 2012 года) № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // URL:http://ivo.garant.ru/#/document/70144010/paragraph/1:3
  2. Лазаренкова О. И. Новеллы законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот: шаг вперед, два шага назад // Российская юстиция. 2015. № 12.
  3. Подласенко О. А. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение // Законность. 2014. № 7.
  4. Рахвалова М. Н. Решит ли изменение законодательства проблему обеспечения жилыми помещениями детей-сирот? // Семейное и жилищное право. 2015. № 5.
  5. Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (ред. 28 ноября 2015 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // URL:http://ivo.garant.ru/#/document/10135206/paragraph/12398:1
  6. Прокуратура отстояла жилищные права девушки, оставшейся без попечения родителей. URL: http://www.prokuratura.ur.ru/news.php?id=8798.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle