Библиографическое описание:

Богатырская В. А., Какорина Э. Н., Кильдюшкина И. П. Пособие по временной нетрудоспособности в системе страхового обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 213-215.



Статья посвящена изучению пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. В статье рассматриваются: комплекс вопросов, касающихся теоретического осмысления сущности пособия по временной нетрудоспособности, его роль в жизни обычного работающего гражданина, проблемы правового регулирования назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Ключевые слова: пособие, временная нетрудоспособность, работник, профессиональное заболевание.

Становление РФ как социального государства началось еще со времен Князя Ярослава, издавшего первый славянский закон «Русская Правда», в котором было закреплено подобие первой социальной программы. В современной России документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» [2]. В которой отмечается важнейшая роль социальной политики государства, а именно-способствование росту благосостояния и развития населения, стремление к социальному прогрессу. Аналогом Конвенции выступает основной Закон РФ — Конституция РФ [1], устанавливающая основные социально-экономические права человека.

«Социальным» принято называть государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие. Согласно ст. 25 Декларации прав человека, право на достойный уровень жизни- это право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение в связи с безработицей, инвалидностью, наступлением старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Государство РФ признает данное право и создает государственную систему социального обеспечения.

Важное место в системе социального обеспечения занимает социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [11]. Этот вид страхования является способом реализации прав и интересов работодателей и работников предприятия, предоставляющий работодателю возможность запланировать объем расходов на осуществление мер по снижению травматизма на производстве. Согласно мировой статистике, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания ежегодно уносят более 2 миллионов жизней. По статистическим данным Федеральной службы по труду и занятости [8] за период с января по сентябрь 2015 года в России от несчастных случаев на производстве пострадали 5690 человек, треть всех чрезвычайных происшествий закончилась смертельным исходом. Количество пострадавших на производстве (на основании актов расследования несчастных случаев формы Н-1) в целом, по России за последние годы составляет более 100 тысяч человек, что в 2–2,5 раза превышает соответствующие показатели в США и странах Европы. Отметим, что в развивающихся странах большинство смертей на производстве связаны с нарушением техники безопасности и трагическим стечением обстоятельств — к примеру, в Индии это число превышает 40 000 человек в год. Гибель сотрудников связана, в основном, с воздействием опасных веществ на организм — так в Великобритании от несчастных случаев погибает 300 человек за год, а от воздействия особо вредных условия труда- 3000.

В силу обязанности страховщика [3], Фонд социального страхования производит финансирование предупредительных мероприятий по сокращению травматизма на производстве и профессиональных заболеваний, что означает заинтересованность страхователя в сокращении и ликвидации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Но не все работодатели понимают это, тем самым скрывают произошедшие несчастные случаи, ссылаясь на недостаток денежных средств на лечение и восстановление работника. В данной ситуации работодатели забывают о том, что финансовое обеспечение предупредительных мероприятий осуществляется по правилам приказа Минтруда России от 10.12.2012 г.

№ 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» [9] из средств Фонда социального страхования РФ, а не из собственного бюджета. Вследствие этого, разумно было бы дополнить законодательство о труде и об охране труда положениями, которые предусмотрели бы санкции к работодателям, скрывающим информацию о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

По статистическим данным Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия очевидна положительная динамика, связанная с профессиональными рисками [8]. Уменьшилась численность несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что способствовало снижению уровня расходов на данных вид обязательного социального страхования. Так в 2014 году Фондом социального страхования был отмечен 321 несчастный случай, из них признано страховыми — 256. В 2013 году уровень был выше, хоть и не значительно. Было выявлено 336 несчастных случаев и впервые выявленных профзаболеваний, в том числе 284 страховых случаев.

Так же значительно снизились расходы на лечение пострадавших после тяжелых несчастных случаев на производстве: в 2013 году количество пострадавших после тяжелых несчастных случаев насчитывалось 44, и на лечение Фондом социального страхования РФ по Республике Мордовия было потрачено 4 083,9 тыс. рублей. В 2014 году количество пострадавших снизилось на 10 человек, что позволило снизить расходы на лечение до 3 075,0 тыс. рублей [8].

Снижение производственного травматизма обусловлено различными признаками. Центральное место в этой работе занимают Федеральные службы по труду и занятости, в лице государственной трудовой инспекции, осуществляющей контроль, надзорные и профилактические функции и работа государственных органов по контролю и профилактике данных процессов с точки зрения их соответствия требованиям законодательства. Во-вторых, это усилия работодателей, большинство которых сегодня все больше понимает важность вопросов повышения безопасности работников в процессе производственной деятельности.

Расследование и квалификация производственных заболеваний и травматизма закреплены законодательно [10]. Однако, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — это единственный вид страхования, где расследование и квалификацию случая в качестве страхового проводит сам страхователь [3]. Проблема возникает в том, что при легких несчастных случаях комиссию по расследованию несчастных случаев в целом формирует страхователь, и представители страховщика в нее не входят вовсе, а ведь это — около 90 % всех несчастных случаев на производстве. В следствие этого, работник может оказаться вовсе не пострадавшим и пособия не получит. Аналогичная ситуация могла бы произойти, если собственник транспортного средства (страхователь) самостоятельно квалифицировал случай в качестве страхового по КАСКО, что доказывает абсурдность положения.

Необходимо отметить, что пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т. е. на основании трудового договора (контракта), и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. Во избежание наступления несчастных случаев на производстве, работодатели должны обеспечить в офисах и на предприятиях соблюдение правил гигиены, безопасности и охраны труда [4]. Это является одним из условий благополучного прохождения организацией процедуры аттестации рабочих мест. Организации и предприятия, успешно прошедшие проверку проводят специальные лабораторно-инструментальные замеры параметров производственной среды в целях установления соответствия их нормативам. Выявление отклонений от нормы позволяет оценить и рассчитать риск возникновения несчастного случая или профзаболевания.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности занимает важное место в государственной системе страхового обеспечения и является неотъемлемой частью права граждан на социальное обеспечение. Выплата данного вида пособия призвана временно заменить гражданину заработок, который он утратил в связи с болезнью, вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, а также необходимостью ухаживать за нетрудоспособным членом семьи. Несмотря на то, что нормативно-правовая база, регулирующая данный вопрос, достаточно широка и многоаспектна, на практике проблемы создания и обеспечения безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, связанных сними экономических потерь являются очень острыми.

Данные проблемы требуют немедленного разрешения, так как всерьез угрожают полноте реализации прав граждан на социальное обеспечение в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а для государства, позиционирующего себя как социальное, это недопустимо. Названные проблемы могут быть решены с помощью устранения неоднозначности толкования правовых норм и усиления государственного контроля. Только когда работникам, работодателям и другим субъектам соответствующих правоотношений будет предельно ясен круг их прав и обязанностей, будет возможна реализация права граждан в области назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности на должном уровне.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.]. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
  2. Конвенция Международной Организации Труда N 117 об основных целях и нормах социальной политики (Женева, 22 июня 1962 г.)
  3. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:федер. закон Рос. Федерации от 24.07.1998 № 125 — ФЗ (ред. от 01.12.2014)// Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3803.
  4. О специальной оценке условий труда: федер. закон Рос. Федерации от 28.12.2013 № 426 — ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Собрание законодательства РФ. — 30.12.2013. — № 52 (часть I).– Ст. 6991.
  5. О Фонде социального страхования Российской Федерации: постановление Правительства от 12.02.1994 № 101 (ред. от 15.05.2014) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 599.
  6. Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов: постановление Правительства РФ от 24.12.2012 № 1396 (ред. от 25.12.2014) //Собрание законодательства РФ. — 31.12.2012. — № 53 (ч. 2). — Ст. 7947.
  7. Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами: приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55 (ред. от 25.10.2011) // Российская газета. — 15.03.2006. — № 51.
  8. Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2015 год: постановление ФСС РФ от 30.05.2014 № 79 // Российская газета. — 01.08.2014. — № 172.
  9. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: [Электронный ресурс].
  11. Захаров М. Л. Право социального обеспечения России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. — М., БЕК, 2013. — 560 c.
  12. Справочно-правовая система КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. Домашняя правовая энциклопедия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle