Библиографическое описание:

Фролкина И. А., Чернова О. А. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 64-67.



Статья посвящена изучению мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. В данной статье рассматриваются формы государственной социальной помощи ветеранам, деятельность Правительства РФ по улучшению качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, ветераны Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война − это эпохальное событие XX столетия. Она значима не только для народов нашей страны, отстоявших честь, свободу и независимость своего Отечества, но имеет и всемирно-историческое значение, ведь ее итогом стал полный разгром немецкой армии, повлекший за собой освобождение европейских стран от нацистского порабощения. Великая Отечественная война — это целая историческая эпоха, вместившая взлеты и падения, ожидания и разочарования, идеалы, невиданный патриотизм и героизм. Историческая народная память об этой странице в истории является огромной ценностью, духовным капиталом России. Доминанты народного «военного» сознания — это, безусловно, всеобщность гордости за выигранную войну, за Победу. Это всенародный патриотизм, массовый героизм, ярко проявившиеся не только в годы войны, но и в послевоенный период воодушевления, с которым советские люди восстанавливали разрушенное народное хозяйство. Это единство фронта и тыла [6].

Практический опыт, накопленный человечеством в организации экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом следующей истины, приобретшей общечеловеческую ценность: основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации [7, с.37].

Роль государства в обеспечении беспрепятственного осуществления каждым конституционного права на социальное обеспечение выражается в законодательном закреплении организационно-управленческих основ системы социального обеспечения, финансовых источников, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения, системы материального обеспечения и социального обслуживания [7, с. 40].

Вопрос социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны весьма важен и актуален в настоящее время, поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики является забота о тех, кто пережил эту великую и страшную эпоху. Существует целая система форм оказания социальной помощи ветеранам, которая продолжает совершенствоваться: осуществляется повышение пенсии ветеранам, предоставляются денежные выплаты и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Тем не менее, перед правительством Российской Федерации продолжает стоять вопрос о дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны [8].

Согласно статье 8 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны предусматривает:

– создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

– реализацию мер социальной поддержки для ветеранов и членов их семей;

– выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки;

пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

В 2015 году по итогам совещания о мерах поддержки ветеранов Великой Отечественной войны председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев высказался о важности продолжения работ по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Одной из насущных проблем все еще остается предоставление ветеранам новых домов и квартир за государственный счет. На момент проведения совещания о мерах поддержки ветеранов Великой Отечественной войны такие дома и квартиры получили более 280 тыс. ветеранов, а в очереди находилось около 13 тыс., в связи с чем перед правительством была поставлена цель — обеспечить ветеранов жильем, положенным им по праву. Более 50 тыс. ветеранов крайне нуждались в ремонте своих квартир, поэтому Д. А. Медведев обратился к губернаторам с просьбой о принятии всех необходимых мер. Минфину России, Минстрою, Минтруду было дано поручение о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, продолжить мониторинг реализации мер по проведению капитального ремонта жилых помещений. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации также было рекомендовано принять меры по осуществлению капитального ремонта и по включению участников и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на бесплатное получение социальных услуг на дому.

7 февраля 2016 года Правительство РФ сообщило о ходе работы по выполнению поручения Президента России от 31 июля 2013 года № Пр-1831 о проведении капитального ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Результаты исследования хода работы показали, что в 2014 году численность ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в ремонте жилых помещений, составила 105,7 тыс. человек.

Минтрудом России в 2014–2015 годах проводился мониторинг проведения капитального ремонта в субъектах Федерации. Согласно информации, предоставленной администрациями субъектов Федерации, жилые помещения отремонтированы для 105,9 тыс. ветеранов (в 2014 году — 55 тыс. человек, в 2015 году — 50,9 тыс. человек).

Также хотелось бы отметить, что в новом году была проведена индексация социальных выплат отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 года № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов РФ в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 годи на плановый период 2016 и 2017 годов» с 1 февраля 2016 года должны быть проиндексированы социальные выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные федеральным законом «О ветеранах». Устанавливается коэффициент индексации этих выплат, пособий и компенсаций в размере 1,07. Предусмотрена индексация на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год (по данным Росстата — 112,9 %) и установленным в 2015 году в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (105,5 %). Размер индексации устанавливается Правительством России. Принятое решение позволит проиндексировать социальные выплаты и повысить материальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны [8].

С учетом заслуг по защите Отечества хотелось бы отметить тружеников тыла. В России великие заслуги тружеников тыла не только не подвергаются сомнению, напротив, все больше подчеркивается значимость их подвига. Определение ветеранов войны в законодательстве Российской Федерации сохранено для всех лиц, которым мы обязаны победой, но появившееся в 2000 году понятие «труженики тыла» перечень льгот последних существенно сократило: исчезла надбавка к пенсии, а также преимущества в оказании медицинской помощи и предоставлении лекарств. Неверным будет высказывание о том, что об этих людях государство вовсе не заботится — они имеют право на определенные выплаты и иные меры социальной поддержки. Но, как известно, наибольшая часть льгот предоставляется не из федерального бюджета, а из бюджета соответствующего муниципального образования [9].

Согласно статье 3 закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 102-З лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

– преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания;

– внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

– преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

– право пользования при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица прикреплены;

– компенсация за самостоятельно приобретенные протезно-ортопедические изделия указанным лицам, не имеющим инвалидности;

– ежемесячная денежная выплата в размере 435 рублей;

– право на приобретение единой социальной проездной карты на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси).

Один из существенных критериев суждения о государстве — хорошо ли в нем пожилым людям. Как можно заметить, труженики тыла — вовсе не избалованная категория граждан. И оставаться к ним равнодушным просто невозможно.

Таким образом, комплекс мер по социальной поддержке ветеранов носит многоаспектный характер. Затрагиваются не только вопросы их материального обеспечения, огромное внимание уделяется так же социальному обслуживанию, улучшению их жилищных условий. Правительством постоянно разрабатываются новые способы достижения цели по обеспечению достойного уровня ветеранов, исправно осуществляется индексация соответствующих выплат, дополняются и расширяются перечни стандартов социального обслуживания. Приведенная выше статистика наглядно иллюстрирует тот факт, что действия государства в отношении социального обслуживания ветеранов являются эффективными. Если работа в данной области будет вестись надлежащим образом и в дальнейшем, можно с уверенностью заявить, что поставленная государством цель добиться наиболее полной реализации прав ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на социальное обеспечение будет осуществлена.

Литература:

  1. О ветеранах: федер. закон Рос. Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ. [Электронный ресурс] — Режим доступа из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ. [Электронный ресурс] − Режим доступа из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов РФ в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с федеральным законом «О федеральном бюджетена 2015 годи на плановый период 2016 и 2017 годов: федер. Закон Рос. Федерации от 06.04.2015 № 68-ФЗ. [Электронный ресурс] − Режим доступа из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: закон Респ. Мордовия от 28.12.2004 № 102-З. [Электронный ресурс] − Режим доступа из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих: соглашение Рос. Федерации от 26.05.1995. [Электронный ресурс] − Режим доступа из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. АфанасьеваЛ. И., Меркушин В. И. Великая Отечественная войнав исторической памяти россиян // Социс. — 2005. –№ 5. — С. 11.
  7. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России 2-е изд. — М.: изд-во БЕК, 2002. — 560 с.
  8. Сайт Правительства России.URL: http://government.ru/
  9. Труженики тыла. Труженики тыла Великой Отечественной войны. URL: http://fb.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle