Библиографическое описание:

Ракова Ю. А. Способы разрешения споров по договору возмездного оказания медицинских услуг [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 180-183.



В действующем законодательстве понятие «защита» тесно связано с нарушением прав и законных интересов. Это связано с тем, что реализация защиты прав и законных интересов возможна при их нарушении. Рассмотрим, какими способами осуществляется защита нарушенных прав и законных интересов потребителя (заказчика) как экономически более слабой стороны договора возмездного оказания медицинских услуг.

Как правило, в качестве способов защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступают судебный и досудебный способы разрешения споров.

Положения ст. 46 Конституции Российской Федерации [1] (далее Конституция РФ) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Поскольку к гражданско-правовым отношениям между сторонами договора возмездного оказания медицинских услуг применяется законодательство о защите прав потребителей, то дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей платных медицинских услуг, в силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее ГК РФ), ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» [3] (далее Закон РФ «О защите прав потребителей»), п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [4] (далее ГПК РФ) подведомственны судам общей юрисдикции. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» [3] иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Кроме того, потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Судебный способ разрешения споров, возникающих из гражданско-правовых отношений между сторонами договора возмездного оказания медицинских услуг, считается более предпочтительным, поскольку возникший спор разрешается независимым, непредвзятым судом в соответствии со всеми нормами судопроизводства. К недостаткам разрешения споров в судебном порядке можно отнести: длительность судебного процесса, материальные затраты, проблема доказательной базы (проведение трудоемких экспертиз, привлечение различного рода специалистов и экспертов) и т. д. По мнению Афанасьевой О. Ю., Малюкова А. В., Морозова А. Н., публичность и гласность судебного разбирательства имеют недостатки, поскольку разглашаются данные как о здоровье и жизнедеятельности потребителя, так и о допущенных нарушениях при предоставлении медицинской услуги, что в условиях жесткой конкуренции наносит непоправимый ущерб медицинской организации еще до завершения процесса и вне зависимости от его исхода [5, с. 32].

Анализ судебной практики по Саратовской области показал, что на долю дел по защите прав потребителей платных медицинских услуг приходится небольшой процент по сравнению с другими делами в сфере защиты прав потребителей. По результатам анкетирования путем устного опроса граждан г. Саратова и г. Энгельса по заранее составленному списку вопросов только 2 % опрошенных респондентов обратились в суд общей юрисдикции с исковым заявлением о взыскании денежных средств с медицинской организации за ненадлежащее оказание платной медицинской услуги [6]. Такая ситуация преимущественно связана с отсутствием знаний у граждан-потребителей своих прав и обязанностей медицинских организаций, осуществляющих возмездное оказание медицинских услуг, и с недоверием к судебной системе.

Досудебный способ разрешения споров осуществляется в тех случаях, когда он предусмотрен законом или сторонами договора при возникновении спора. Досудебный способ разрешения споров включает в себя претензионный порядок, административный порядок, медиацию и третейское разбирательство.

Под претензионным способом разрешения споров подразумевается обращение потребителя непосредственно к исполнителю, нарушившего права или не исполнившего договорные обязательства с требованием о добровольном устранении такого нарушения или исполнении договорных обязательств. Нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривают право потребителя по своему усмотрению предъявить требование о защите нарушенного права исполнителю, либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований к исполнителю. При этом предъявление требований исполнителю не лишает потребителя права заявить иск в суд, если исполнитель откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично. Кроме того, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность исполнителя за отказ добровольного удовлетворения требований заказчика. В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя [3]. При этом в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [7] отмечается, что штраф взыскивается независимо от того заявлялось ли такое требование суду или нет. В п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 [8] (далее Правила) предусматривается включение в договор возмездного оказания медицинских услуг иных условий по соглашению сторон.

К достоинствам такого способа можно отнести доступность, бесплатность, а также отсутствие необходимости каких-то специальных знаний у заявителя. На практике споры, возникающие из гражданско-правовых отношений между сторонами договора возмездного оказания медицинских услуг, разрешаются в претензионном порядке в большинстве случаев не в пользу потребителей.

Под административным порядком разрешения споров подразумевается обращение граждан в защиту своих нарушенных прав в государственные, в частности надзорные, органы. Согласно ст. 33 Конституции РФ [1] и ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [9] (далее ФЗ ««О порядке рассмотрения обращений граждан РФ») граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно п. 33 Правил [8] контроль за соблюдением законодательства в сфере оказания платных медицинских услуг осуществляет Роспотребнадзор в рамках установленных полномочий. Таким образом, при нарушении Правил потребитель (заказчик) вправе обратиться в территориальные органы Роспотребнадзора. При письменном обращении должны соблюдаться требования, которые содержатся в ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» [9]. По результатам рассмотрения обращений Роспотребнадзор возбуждает дела об административных правонарушениях, дает разъяснения заявителям по существу поставленных в обращении вопросов или направляют поступившие обращения на рассмотрение по подведомственности в другие государственные (надзорные) органы. Письменные обращения рассматривается бесплатно и в течение 30 дней со дня регистрации. Стоит отметить, что Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ [4], а также может вступать в дело для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя по ходатайству заявителя до принятия решения судом первой инстанции согласно ч. 1 ст. 47 ГПК РФ [4].

К достоинствам разрешения спора в административном порядке можно отнести конкретные сроки рассмотрения обращений граждан, бесплатность, а также отсутствие необходимости каких-то специальных знаний у граждан, поскольку обращения составляются в произвольной форме и должны соответствовать требованиям, которые содержатся в ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». К недостаткам данного способа разрешения спора можно отнести то, что решение материального спора, вопроса о компенсации морального вреда, а также понуждение к исполнению договорных обязательств не входят в полномочия надзорных органов.

В соответствии ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [10] процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. Данная процедура осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации, и может быть проведена сторонами в любой момент до принятия решения по спору судом. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации. По окончании проведения процедуры медиации стороны спора либо достигают медиативного соглашения, либо нет. Медиативное соглашение не может быть исполнено принудительно, если оно не было трансформировано в ходе судебного процесса в мировое соглашение.

Данный способ разрешения споров имеет ряд достоинств: направленность на положительный результат, отсутствие значительных временных затрат, а также конфиденциальность. Проведение процедуры медиации не лишает права сторон спора обратиться в суд. По мнению Канунниковой Л. В., положительным моментом в проведении процедуры медиации является то, что стороны полностью контролируют процесс принятия решения по регулированию спора и условия его разрешения и могут выработать возможные варианты решения по возникшему конфликту [11, с. 24]. Существенными недостатками процедуры медиации являются: спор между сторонами может быть не разрешен; незнание аспектов процедуры медиации препятствует включению медиативной оговорки в типовые договоры возмездного оказания медицинских услуг; оплата осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином; к медиатору, осуществляющему деятельность на непрофессиональной основе, предъявляются минимальные требования (достаточно достижение совершеннолетнего возраста, отсутствие судимости и полная дееспособность).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» [12] (далее ФЗ «О третейских судах в РФ») в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 3 ГПК РФ [4] по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Следует отметить, что разрешение спора, возникающего из договора возмездного оказания услуг, в том числе медицинских, в третейском суде в настоящий момент федеральными законами прямо не запрещается. Поэтому третейское разбирательство можно рассматривать как альтернативный досудебный способ разрешения спора, возникающего из договора возмездного оказания медицинских услуг.

Основанием для обращения в третейский суд является третейское соглашение между сторонами, требования к форме и содержанию которого перечислены в выше упомянутом законе. Условие в договоре о передаче спора на разрешение третейского суда является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме. Следовательно, возможно включение третейского соглашения в договор возмездного оказания медицинских услуг. Однако, в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «О третейских судах в РФ» [12] третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон. После исследования обстоятельств дела третейский суд объявляет решение. В соответствии со ст. 31 ФЗ «О третейских судах в РФ» [12] стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Достоинствами разрешения спора в третейском суде являются: третейский суд разрешает споры на основании действующего законодательства, а также в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота; требования, предъявляемые к третейскому судье, более высокие в отличие от требований к медиатору, осуществляющему деятельность на непрофессиональной основе; обеспечивается конфиденциальность третейского разбирательства; исполнимость решения третейского суда обеспечивается двумя способами: 1) за счет взятых сторонами обязательств о добровольном исполнении такого решения; 2) за счет исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; 5) возможность оспорить решение третейского суда. Недостатками разрешения спора в третейском суде являются: включение медицинской организацией условия о передаче спора на разрешение третейского суда в типовой договор возмездного оказания медицинских услуг может рассматриваться судом как условие, ущемляющее право потребителя на реализацию принципа свободы договора; 2) закрытый список оснований для отмены решения третейского суда в ГПК РФ.

Таким образом, потребитель (заказчик) платных медицинских услуг в защиту своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов может реализовать различными способами, каждый из которых имеет как достоинства, так и недостатки. Признание конкретного способа разрешения споров, возникающих из гражданско-правовых отношений, эффективным зависит исключительно от его правильного понимания и применения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 04.08.2014. № 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 05.12.1994. № 32, ст. 3301.
  3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 15.01.1996. N 3, ст. 140.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 18.11.2002. № 46, ст. 4532.
  5. Афанасьева О. Ю., Малюков А. В., Морозов А. Н. Третейское разбирательство и медиация как альтернативные способы разрешения конфликтов в стоматологии // Медицинское право. 2012. № 6. С. 31–35.
  6. Анкетирование проведено автором работы в период с 01.04.2015 года по 17.05.2015 путём устного опроса граждан г. Саратова и г. Энгельса по заранее составленному списку вопросов.
  7. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. 2012. Сентябрь.
  8. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 // Российская газета. № 233. 10.10.2012.
  9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Российская газета. № 95. 05.05.2006.
  10. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета. № 168. 30.07.2010.
  11. Канунникова Л. В. Медиация как современный инструмент досудебного разрешения споров между медицинскими организациями и пациентами // Российский судья. 2014. № 11. С. 24–25.
  12. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Российская газета. № 137. 27.07.2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle