Библиографическое описание:

Ерочкина К. В., Давшина А. В., Фролкина И. А. Материальные отношения в области права социального обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 50-54.



Статья посвящена изучению материальных отношений в области права социального обеспечения и развитию этой отрасли права в России. В данной статье рассматриваются сущность материальных отношений и развитие отрасли права социального обеспечения в России.

Ключевые слова: право социального обеспечения, социальное обеспечение, материальные отношения, детские пособия.

Тема развития отрасли права социального обеспечения актуальна на сегодняшний день. Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает защитником прав и свобод не только какой-то одной социальной группы, а всего общества в целом. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1]. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни общества и государства и непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с социальным благополучием людей. Так что же такое социальное обеспечение? В словаре Ожегова дается следующее определение социального обеспечения — это «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны государства» [9, с. 374]. Иными словами, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное поддержку определённой категории граждан из средств государственного бюджета в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положенияграждан.

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная [4].

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию — защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо поддержка их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения [6, с.14].

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX века. Под правом социального обеспечения понимается совокупность правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, касающихся материального обеспечения и предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной поддержке [7, с.10]. Отрасль права социального обеспечения очень важна сегодня. В нашей стране много людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи со стороны государства. Например, в нашей стране общая численность безработных на 2016 год составляет 4,4 млн. человек, количество детей — сирот в РФ составляет более 93 тыс. человек. Подобных примеров можно привести много, но стоит отметить, что государство заботится о таких гражданах. Введено большое количество федеральных законов и других нормативно-правовых актов, на основании которых гражданам предоставляются различные пенсии, пособия, компенсации, социальные услуги, оказывается бесплатная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения и т. д. Все это составляет материальную сторону права социального обеспечения. Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества.

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом: пенсионные; по выплате пособий, социальных компенсаций; по предоставлению социальных услуг [8, с.456]. Более глубоко хотелось бы затронуть тему по выплате детских пособий гражданам, имеющим детей. Выплату пособий гражданам, имеющим детей, регулирует Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (ред. от 29. 12. 2015 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В статье 3 Федерального закона № 81 приводятся виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также порядок назначения этих пособий. Выделяют следующие виды:

 пособие по беременности и родам;

 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

 единовременное пособие при рождении ребенка;

 ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

 пособие на ребенка;

 единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

 единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

 ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Хотелось бы конкретнее остановиться на таком виде пособия для детей как ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Вообще, данное пособие имеют право получать граждане, которые осуществляют уход за ребенком, то есть матери или отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком. Данное пособие, согласно статье 14 Федерального закона № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Размер данного пособия назван в статье 15 данного Федерального закона, в соответствии с которым ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком составляет 1500 рублей, а по уходу за вторым и последующими детьми — 3000 рублей. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим гражданам выплачивается в размере 40 % среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком (ст. 15 Закона № 81-ФЗ, раздел 6 Положения № 865). Пособие выплачивается работодателем за счет средств Фонда социального страхования РФ. Максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей за полный календарный месяц [2].

Если сравнить выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с 2014 по 2016 год включительно, то размер пособия каждый год индексировался приблизительно на 6 %. Так, для лиц, осуществляющих уход за детьми, размер пособия по уходу за ребенком на 1 января 2016 года составляет: за первого ребенка — 2908, 62 рубля и за последующих детей — 5817,24 рубля, а максимальный размерпособия по уходу — 21554,82рубля [3]. В 2014 году размер данного пособия незначительно увеличился по сравнению с 2013 годом и составил: за первого ребенка — 2576,63 руб., за второго и последующих детей — 5133,24 руб. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составлял — 17990,11 руб. [4]. В 2015 году размер пособия был опять увеличен приблизительно на 5,5 % и составлял: за первого ребенка — 2718,35 руб., за второго и последующих детей — 5436,67 руб. Максимальный размер пособия также увеличился и составил 19855, 82 рублей [5].

Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет было связано с увеличением прожиточного минимума. Например, согласно Постановлению Правительства Республики Мордовия № 26 от 27 января 2016 года «Об установлении величины прожиточного минимума в Республике Мордовия за IV квартал 2015 г»., величина прожиточного минимума на 2016 год составляет 7863 рубля. Несмотря на то, что размер пособия увеличивался на 6 % каждый год, он все же не соответствует величине прожиточного минимума. Проанализировав размеры пособий по уходу за ребенком до 1, 5 лет, можно сделать вывод, что в период с 2014 по 2016 года размер пособия за первого ребенка увеличился на 331,99 руб., а за второго и последующих детей на 684 рубля.

Социальная защита материнства и детства является приоритетным направлением социальной политики и в других странах. Несмотря на то, что в государствах постсоветского пространства имеются сходства в законодательных актах по данному вопросу, все же существует и ряд отличий. Так, например, в Белоруссии размер детского пособия зависит от количества детей в семье и от официального достатка родителей. Кроме этого в законодательстве этой страны предусмотрена экологическая надбавка в размере 150 % от среднемесячного размера пособия для семей, проживающих в зоне радиационного загрязнения.

ВГерманиивыплачиваются детские пособия в размере 180 евро (14400 руб.) до достижения ребенком 18 лет. А в случае, если он продолжает учебу — до 25 лет. В Германии полностью оплачиваемый декретный отпуск составляет 14 недель. При желании мать сама может осуществлять уход за ребенком и первые два года получать пособие около $350 (25500 руб.) в месяц. Размер пособия по уходу за ребенком в Германии составляет: на первого ребенка — €184 (14720 руб.), при рождении второго ребенка мама будет получать €368 (29900 руб.), а при рождении третьего — €558 (44640 руб.). Причем минимальный размер оплаты труда составляет от 7,5 до 8, 2 евро в час (600-656 руб.) (в зависимости от сектора).

ВВеликобританииженщина может находиться в декретном отпуске всего 6 месяцев (с сохранением места работы). Пособие по уходу за ребенком выплачивается до 10 лет и составляет: на первого ребенка — 105 евро (8400 руб.), на второго и последующих детей — 70 евро (5600 руб.). Причем минимальный размер оплаты труда в Великобритании составляет 1202евро (96160 руб.) в месяц.

ВоФранциив основу финансирования детских пособий закладываются не только общепринятые расходы на питание и одежду, но и расходы на няню (до достижения ребенком 6-летнего возраста). Также предусмотрены дополнительные надбавкималоимущимсемьям. Затем мать имеет право на декрет и ежемесячное пособие на ребенка в размере €390 (31200 руб.) в течение 3 лет. Минимальный размер оплаты труда во Франции — 1343 евро (107440 руб.).

А вот в СШАникаких детских пособий не выплачивается. Осуществляется только помощь в виде бесплатной медицины и продуктовых пайков [10].

Больше всего повезло жителям Объединенных Арабских Эмиратов. Каждый коренной житель здесь миллионер. Все потому, что как только в семье появляется малыш, на его счет в банке кладется внушительная сумма, в подарок от государства.

Стать гражданином Объединенных Арабских Эмиратов или родить там ребенка — из ряда фантастики. Население Эмиратов небольшое, зато обеспеченное с самого рождения. При рождении ребенка семья получает от 50 до 200 тысяч долларов (3650000–146000000 руб.) и виллу.

Надо сказать, что помогать своим гражданам правительство начинает еще задолго до появления в семье ребенка. За полгода до свадьбы помолвленные могут подать заявку в Брачный Фонд ОАЭ на получение беспроцентного кредита. Существует ряд ограничений, однако получить более 20 тысяч долларов (1460000 руб.) каждому новобрачному вполне реально. Кредит погашается после рождения детей.

Конечно, нам до шведских и исландских семей еще далеко, но и до нас многим не близко. По данным международных исследований Беларусь занимает 33 место среди 160 стран и первое в СНГ по наиболее благоприятным условиям для материнства [11].

Таким образом, социальное обеспечение населения является одним из приоритетных направлений политики государства. Материальные правоотношения в данной области права складываются непосредственно из потребностей граждан в различных видах социальной помощи и поддержки. Но количественная характеристика мер социальной поддержки граждан напрямую связана с экономическим положением в стране. Следовательно, экономическое развитие России определяет и развитие социального обеспечения. Статистика более чем красочно иллюстрирует данный факт. На примере детских пособий прослежена динамика развития мер социальной поддержки. По сравнению с другими странами, темпы роста размера детских пособий в России оставляют желать лучшего. То есть проявляется проблема несоответствия мер социальной поддержки потребностям граждан, и эта проблема должна быть как можно быстрее решена непосредственно с помощью увеличения размера детских пособий и других социальных выплат, разработки новых государственных программ, направленных на улучшение экономической ситуации в стране.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 № 6-ФЗК и № 7- ФЗК) // — М.: Приор, 2014. — 64 с.
  2. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 2 декабря 2013 года № 394-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2013 г.) — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Гусов К. Н. Право социального обеспечения / К. Н. Гусов. — М.: Проспект — Издат, 2001. — 328 с.
  7. Добромыслов К. В., Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения /К. В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская. — М.: Книжный мир — Издат, 2009. — 416 с.
  8. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития /Е. Е. Мачульская. — М.: Городец, 2013. — 575 с.
  9. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Русский язык — Издат, 1984. — 670 с.
  10. Льготный эксперт. Пособия. Детские пособия: [Электронный ресурс]. 2015–2016. URL: http://lgoty-expert.ru/posobiya/detskie-posobiya/. (Дата обращения: 15.02.2016).
  11. Декретные отпуска народов мира: [Электронный ресурс]. 1991–2016. URL: http://www.interfax.by/article/82920. (Дата обращения: 15.02.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle