Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 9583 раза

Библиографическое описание:

Кислова, О. А. Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации / О. А. Кислова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10058/ (дата обращения: 25.04.2024).



В законодательстве Российской Федерации туризм определяется следующим образом: «туризм» — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [1].

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» в ст. 1 закрепляет в качестве основного понятия «туристическую деятельность», определяя ее как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий. При этом под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а под турагентской — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Таким образом, квалификация деятельности в качестве туристской может происходить только через призму туристского продукта.

Кроме того, что туристская деятельность — это в том числе и иная деятельность по организации путешествий, она также рассматривается как совокупность организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, то вполне логичен следующий вывод. Иной деятельностью по организации путешествий является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего по договору с лицом, которое вправе осуществлять туристскую деятельность, туристу (туристам) отдельные услуги, входящие в туристский продукт, а также оказывающего отдельные или комплексные услуги, дополнительные к туристскому продукту, когда эти дополнительные услуги являются субъективной целью путешествия.

Таким образом, с одной стороны, ФЗ «Об основах туристической деятельности» определяет перечень как услуг, в комплексе формирующих путешествие, так и иных услуг, входящих в него, это с одной стороны, а с другой стороны, положения норм названного закона определяют туристского продукта довольно размыто. В любом случае возникает вопрос: являются ли все эти услуги туристскими и по какому признаку они могут быть отнесены к таковым?

Вероятно, что при квалификации в качестве туристской услуги не нужно руководствоваться только тем, что туристическая деятельность — это деятельность по организации путешествий, поскольку, ФЗ «Об основах туристской деятельности» не дает исчерпывающего перечня деятельности по организации путешествий.

В настоящий момент изучаемые отношения регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации, называя договор в сфере туристских услуг, договором возмездного оказания услуг (ст. 779) [2]. Часть 2 ст. 779 ГК РФ указывает, что правила установленные для договора возмездного оказания услуг применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, такого перечисление в общем списке услуг, кажется не достаточно для нормативного закрепления столь распространенных правоотношения в сфере туризма.

Представляется необходимым внесение дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», учитывающих некоторые особенности, например, особенности расторжения договора по внешним обстоятельствам (угроза здоровью или жизни), устанавливающих право заказчика (туриста), в случае наличия сведений, полученных из установленных законом источников, о возможности возникновения в месте предполагаемого пребывания туристов опасности для его жизни или здоровья, отказаться от исполнения договора на туристическое обслуживание без оплаты исполнителю (туроператору, турагенту) понесенных им расходов, а также право исполнителя (туроператора, турагента) отказаться при указанных обстоятельствах от исполнения обязательств по договору на туристическое обслуживание при условии возмещения заказчику (туристу) фактически понесенных им расходов.

В настоящее время наметились перемены в действующем законодательстве, призванные дать ответ на ряд волнующих всю туристическую и законотворческую общественность вопросов, основным из которых является вопрос, касающийся проблемы существования правовых коллизий между действующим общим и отраслевым законодательством, в частности между ГК РФ и ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

Основная масса конфликтных ситуаций в сфере туризма связана с «недоинформированием» потребителей, а также неоказанием или некачественным оказанием отдельных услуг, но, думается, что наибольшее внимание следует уделять договорным отношениям, складывающимся между различными субъектами туристического рынка.

Первое правовое противоречие связано с введением в редакции 2007 г. Закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» такой формы как договор о реализации туристического продукта.

К. А. Проничев утверждает, что данная правовая коллизия связана с отсутствием в тексте ГК РФ такой формы как договор о реализации туристического продукта. Более того, как указывает автор, многие положения ГК РФ вообще делают невозможным использование такого договора в практике работы турфирм с туристами [3, с. 15].

При анализе действующего законодательства в сфере туризма, возникают некоторые пробелы, которые связаны с несовершенством нормативно-правовой базы изучаемых правоотношений, среди самых распространенных следует отметить, следующие:

1) Отсутствие специальных норм в гражданском законодательстве, дело в том, что в тексте ГК РФ нет специального раздела, касающегося туристических договоров, поэтому приходится обращаться к главе 39, регламентирующей оказание услуг. При этом указано, что любые правоотношения между субъектами туристического рынка регламентируются отдельными видами соглашений, которые, к сожалению, часто противоречат федеральному законодательству в целом, и содержанию договора о реализации турпродукта, в частности.

2) Следующая проблема связана с тем, что туроператор чаще всего закупает услуги по отдельности, заключая при этом с каждым поставщиком отдельный договор, в соответствии с установленной ГК РФ формой. Комплектуя из услуг туры, туроператор заключает с турагентом агентский договор для последующей их реализации туристу, что и делает турагент по договору о реализации турпродукта, таким образом, возникает правовая коллизия, при которой участники рынка несут ответственность по соответствующим договорам, не отвечая по обязательствам главного договора — договора о реализации турпродукта.

3) Туроператор формально может уступить туристу свое право на получение и потребление отдельных услуг, что уже можно назвать «реализацией турпродукта». В такой ситуации становится не понятно — как применять Закон «О защите прав потребителей» [4], так как фактически уступку права на услуги или реализацию турпродукта как таково нельзя оценить параметрами «качественно» или «некачественно». В связи с этим возникает прямая ответственность за качество предоставляемых услуг у поставщиков услуг, а не туроператоров, что тоже вызывает определенную сложность при спорных исковых отношениях.

4) На практике туроператор допускает ситуацию, при которой между туристом и поставщиком услуг возникает два посредника — туроператор и турагент, так как турист может обратиться за приобретением турпродукта или отдельных услуг к самому туроператору, минуя турагента. Турист, выполняя роль турорганизатора, может приобрести непосредственно у поставщиков туристические услуги, организовать из них турпакет и отправиться в путешествие. ГК РФ содержит лишь некоторые нормы, регулирующие такие отношения, а отраслевой закон не имеет аналогичных норм.

5) Турагент, действуя от своего имени, заключает договор напрямую с туристом, соответсвенно, возникает гражданско-правовая ответственность. В указанном случае возникает целый ряд коллизий, которые связаны с правовым статусом турагента, со степенью его ответственности, а также с тем, кто будет стороной, принимающей жалобы от клиентов. Согласно ГК РФ, заключая договор с туристом от своего имени, турагент несет ответственность в полном объеме, но Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» устанавливает рамки гражданско-правовой ответственности — в пределах компетенции турагента, ограничиваясь, информированием туристов.

6) Туроператор не вступает в гражданско-правовые отношения с туристами, хотя может быть поименованным при заключении договора между туристом и турагентом. Согласно ГК РФ туроператор не должен нести ответственность за поставщиков услуг, или нести такую ответственность в определенных договорами пределах, а не в пределах агентского договора или договора о реализации турпродукта. Федеральный закон устанавливает ответственность туроператора перед туристами в полном объеме.

Таким образом, необходимо совершенствование законодательства о туристической деятельности в Российской Федерации, четкое определение понятийного аппарата и единого его понимания в различных нормативно-правовых документах, необходимо приведение в соответствие норм гражданского законодательства с иным отраслевым законодательством по вопросам содержания и правового статуса договора в сфере оказания туристических услуг. Следует четко сформулировать определение договора и обеспечить единую практику его применения на всей территории Российской Федерации, а также закрепить субъектный состав договорных отношений — перечень сторон, поскольку на сегодняшний день существует многообразие организационно-правовых форм и количественного состава лиц, участвующих в общественных отношениях в сфере туризма.

Литература:

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 49. — Ст. 5491.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  3. Борисов А. А. Правовые коллизии в туристском законодательстве России // Туризм: право и экономика. — № 3. — 2013. — С.15.
  4. О защите прав потребителей: закон от 07 февраля 1992 № 2300–1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 140.
Основные термины (генерируются автоматически): туристский продукт, Российская Федерация, ГК РФ, договор, туристическая деятельность, услуга, организация путешествий, турист, сфера туризма, туристская деятельность.

Похожие статьи

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Современные инновационные технологии в туристической отрасли

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Анализ логистических проблем развития туризма в Российской...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Безопасность человека при туристических поездках и дальних...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. Влияние индустрии туризма на экономику страны...

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера.

Роль туристской деятельности в экономике Российской...

Ключевые слова: туризм, туристические услуги, мировой рынок туристических услуг, туристские потоки, туристический.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем.

туризм, туристические услуги, мировой рынок туристических...

Российская Федерация, туристский продукт, CD-ROM, ресурс, сфера туризма, туризм, туристская продукция, услуга. Маркетинговые исследования в туризме | Статья в журнале...

Похожие статьи

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Современные инновационные технологии в туристической отрасли

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Анализ логистических проблем развития туризма в Российской...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Безопасность человека при туристических поездках и дальних...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. Влияние индустрии туризма на экономику страны...

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера.

Роль туристской деятельности в экономике Российской...

Ключевые слова: туризм, туристические услуги, мировой рынок туристических услуг, туристские потоки, туристический.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем.

туризм, туристические услуги, мировой рынок туристических...

Российская Федерация, туристский продукт, CD-ROM, ресурс, сфера туризма, туризм, туристская продукция, услуга. Маркетинговые исследования в туризме | Статья в журнале...