Библиографическое описание:

Холманова Д. Р. Историко-теоретические корни участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 13-15.



 

Появление общественного контроля в Узбекистане имеет глубокие исторические корни. Значимую роль в этом процессе принимают участие институты гражданского общества. Согласно принимаемому в будущем законопроекта Республики Узбекистан «Об общественном контроле», не только граждане, но и институты гражданского общества: негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления на местах, политические партии будут иметь право проводить эффективный общественный контроль. Деятельность институтов гражданского общества при осуществлении общественного контроля будут иметь уникальный механизм действия на правительство. Другими словами, эти институты, выражая свое мнение, будут непосредственно осуществлять общественных контроль при политических и социальных процессах, в вопросах государственного и общественного строительства, планируемых к принятию законопроектах, государственных постановлениях правительства. Процесс строительства демократического государства в Узбекистане и обеспечения верховенства закона, невозможно представить без активного участия граждан и институтов гражданского общества, так как без этого все ограничится соблюдением принимаемых законов.

В своем выступлении президент И. А. Каримов на совместном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса и Сената Республики Узбекистан, обратил особое внимание участию граждан и институтов гражданского общества в законодательном процессе, также высказано такое мнение: «К обсуждению проектов законов, особенно тех актов законодательства и решений, которые прямо затрагивают жизненно важные интересы, социальные права населения, необходимо широко привлекать общественность, представителей гражданских институтов. И поскольку основу государственного управления составляет закон, то в законотворческой деятельности самое активное участие должны принимать институты гражданского общества. В этой связи важной задачей является обеспечение открытости деятельности палат парламента, всестороннее информирование общественности о его законотворческой, контрольно-аналитической работе». [1]

Специалист, ученый А.Жалилов связывает корни исторического общественного контроля на территории Узбекистане с махаллей (2, с.58). Между тем как высказывал ученый, философ Абу Наср Фарабий «Каждый человек рожден так, чтоб жить и достигать высоких целей, для этого ему необходимо бывает многое, но в одиночку этого достичь ему сложно. Для достижения этих целей человеку необходимо общество» [3, с.222], из этого можно понять, что в древности принцип махалли уже существовал. Махалля не только исторический сход граждан узбекского народа, но и играла важную роль общественного контроля в обществе. Это можно посмотреть на примере «расположенных в центрах махаллей гузаров и чайхан» [2, с.59], именно здесь граждане, проживающие в махалле собрались и делились мнениями.

Учёный правовед Х.Маматов анализируя идеи Платона об идеальном государстве, «ни один судья или должностное лицо не может вести дело без контроля, из этого исключение, только падишахи принимали единоличное решение» [4, с.42], эту ситуацию он интерпретировал как «общественный контроль характерный для гражданского общества» [4, с.42].

Политические партии «из-за прямых отношений со всеми слоями населения в стране, наиболее чувствительны к изменениям в обществе» (5, с.9), и как они действуют в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти, будет определять их специфику деятельности.

Когда в средние века религия ислам вошла на территорию нашей страны, благотворительность была неотъемлемой частью жизни людей на протяжении многих веков. В исламе всегда первое место занимает оказание помощи и милости, испытывающим нужду. Одним из обязательств в исламской религии является — зякет, пожертвования от собственности или доходов на благотворительность [6, с.478]. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества.

В 1927 году во время движение «Хужум» в Ферганской округе работало объединение «Кушчи». Только в том же году из семи районов округа в это объединение были приняты членами около 3000 женщин. Объединение «Кушчи» открыло курсы повышения грамотности женщин и поднятия их уровня культурной активности [7, с.201].

Одной из первых негосударственных некоммерческих организаций, фондом, созданным на территории Узбекистана, основанным в 1990 году, является «Республиканский Фонд поддержки талантливой молодежи имени Улугбека», первая негосударственная некоммерческая организация деловых женщин Узбекистана, Ассоциация «Женщина-предприниматель» официально зарегистрирована 21 июня 1991 года. Этот краткий исторический анализ показал, что изменения институтов гражданского общества, вида и формы деятельности негосударственных некоммерческих организаций, происходил в соответствии с развитием общества. Несмотря на достижения и недостатки негосударственные некоммерческие организации вносят свой вклад в развитие всего мира, важность которых следует отметить в этом секторе в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве. Например, для заполнения функций социального обеспечения и защиты граждан, во Франции помогают малообеспеченным людям, в Швеции участвуют в развитии плюрализма, а также негосударственные некоммерческие организации вносят свой вклад развитие гражданского общества в странах Центральной Европы.

Появление негосударственных некоммерческих организаций наряду с исторической необходимостью имеет ряд причин. Некоторые авторы указывают на экономические и социальные причины [8, с.8б и с.405–407], некоторые добавляет ним правовые и политические причины [9, с.38]. Социальные причины появления негосударственных некоммерческих организаций: предоставление для населения социальных услуг, экономическая необходимость выражается недорогими услугами, созданием новых рабочих мест. Правовые и политические причины: выражаются поддерживанием построения демократического общества и правового государства [9, с.38], непосредственное формирование плюрализма в обществе.

В соответствии с изменениями, внесенными 16 апреля 2014 года в Конституцию Республики Узбекистан «Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов» [10]. Эта статья связана с созданием общественного контроля за деятельностью государственных органов и дана конституционная основа институту общественного контроля.

Учёный правовед Х.Адилкариев подчёркивает, осуществляя общественный контроль, институты гражданского общества обеспечивают верховенство Конституции и закона [11, с.7]. По нашему мнению в будущем участие граждан и институтов гражданского общества в процессе законотворчества, показывает для общества прозрачность в подготовке законопроектов, обеспечивает оптимальный уровень регулирования общественных отношений, играет важную роль усиления ответственности депутатов, определении приоритетов законотворчества.

Учёный правовед М.Нажимов особо отмечает: «Необходимо научно исследовать деятельность общественного контроля институтов гражданского общества, с концептуальной точки зрения изучить их правовые основы, предложить новые идеи в решении проблем, в усовершенствовании и усилении правовых основ институтов гражданского общества, и самое главное — с юридической точки зрения научным анализом обобщить результаты их деятельности» [12, с.56]. В будущем, исследователи при проведении научно-исследовательской работы в этой области должны принимать во внимание, что институты гражданского общества являются одним из основных субъектов общественного контроля.

Сегодня, деятельность институтов гражданского общества направлена на развитие науки, сохранению много этнической культуры и обычаев страны, исторического и культурного наследия, а также создание мира и решение этнических конфликтов. Западные исследователи заявляют, что усиленное создание частных, некоммерческих, общественных организаций, ассоциаций и фондов, в будущем приведет к эре «ассоциативной революции» (revolution associative).

Так же нужно отметить, что институты гражданского общества могут не только защищать свои интересы, и удовлетворять потребности населения, наряду с эффективной деятельностью общественного контроля за государственными органами, решая некоторые из проблем, существующих в обществе, но и пытаются внести свой вклад в развитие демократического общества.

 

Литература:

 

  1.              Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 23.01.2015 — Народное слово 2015 г. 24 января.
  2.              А. Т. Жалилов Теоретических подход к общественному контролю // Общество и управление, 2013 й № 1.
  3.              Абу Наср Фарабий “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”. — Т.: Издательство Халқ мероси. 1993.
  4.              Маматов Х. Правовая культура и формирование гражданского общества в Узбекистане. Монография. Т., ТГЮИ, 2009.
  5.              С. М. Одилходжаева, Г. Р. Маликова Роль политических партий в механизме демократии Т.: Издательство “Мухаррир”, 2012.
  6.              Рахманов А., Рахманов А. Исламское право — Т.: ТГЮИ, 2007.
  7.              Коллектив авторов. История Узбекистана. Учебник. — Т.: Издательство Шарк. 2004.
  8.              Гонорская А. В. Административное и финансовое управление негосударственными некоммерческими организациями. Т.: 1999. Кевин Боррап Понятие гражданского общества // Хрестоматия по некоммерческого право. Т.: 2009.
  9.              Туребеков Т. Некоторые проблемы статуса и деятельности некоммерческих организаций. // Обзор законодательства Узбекистана.2006. № 1.
  10.         Конституция Республики Узбекистан / www.lex.uz
  11.         Х.Адилкариев Юридический и социальный механизм обеспечения верховенства Конституции и закона. Вестник ТГЮИ. 2011 г. № 6.
  12.         Нажимов М. Осуществление общественного контроля конституционно-правовые основы / Материалы конференции. Сборник статей. Т.: ТГЮИ, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle