Библиографическое описание:

Сарсембаев А. С. Особенности реализации государственными служащими авторских прав при обеспечении деятельности Президента РФ [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 94-98.



 

В качестве служебных произведений рассматриваются используемые в деятельности Президента РФ отдельные результаты интеллектуальной деятельности государственных служащих, обеспечивающих реализацию им своих конституционных полномочий. Под самостоятельным субъектом исключительного права на служебные произведения предлагается рассматривать публично-правовое образование. Анализируется проблема реализации прав автора на вознаграждение за использование созданного им служебного произведения, излагается вариант ее решения.

Ключевые слова: результат интеллектуальной деятельности; авторские права; исключительное право; служебное произведение; вознаграждение; государственная служба; Президент РФ; Референтура Президента РФ

 

Российское гражданское законодательство гарантирует фактологическую правовую охрану имеющих объективную форму выражения результатов интеллектуальной деятельности, перечень которых представлен законодателем исчерпывающим. Объектами авторских прав признаны произведения науки, литературы и искусства вне зависимости от их достоинств, назначения и способа выражения, в числе которых имеются как литературные произведения, так и другие произведения [4, ст. 1259]. Специальным видом произведений по характеру деятельности автора при его создании можно считать служебные произведения, которые сегодня образуют существенную долю в объеме создаваемых произведений [5]. Создание служебного произведения является не просто способом удовлетворения интеллектуальной потребности автора в придании своему труду объективной формы, а инструментом выполнения определенной функции организации (работодателя, нанимателя), в трудовых (служебных) правоотношениях с которой автор состоит, в том числе вспомогательным инструментом реализации таких конституционных полномочий главы государства как представительство РФ внутри страны и в международных отношениях [6, ст. 80], регулярное обращение к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства [6, ст. 84], а также ведущим элементом повседневной ораторской практики Президента РФ.

Для целей информационно-аналитического, экспертно-лингвистического и иного обеспечения деятельности Президента РФ в структуре Администрации Президента РФ образовано самостоятельное подразделение — Референтура Президента РФ, функционирующая на правах управления Президента РФ, в задачи которой входит подготовка проектов ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и иных программных документов Президента РФ; подготовка проектов выступлений Президента РФ; подготовка информационно-аналитических и справочных материалов к публикациям и интервью Президента РФ в российских и зарубежных СМИ; подготовка проектов приветственных писем, поздравлений и других обращений Президента РФ; участие в издательских проектах, связанных с обеспечением деятельности Президента РФ и Администрации Президента РФ; подготовка проектов выступлений, материалов к интервью и публикациям в российских и зарубежных СМИ, проектов приветственных писем, поздравлений и других обращений Руководителя Администрации Президента РФ [7, п. 1–4].

В состав Референтуры Президента РФ включены федеральные государственные гражданские служащие: начальник Референтуры Президента РФ, его заместители, два старших референта Президента РФ, три референта Президента РФ, а также департаменты Референтуры Президента РФ как структурные подразделения: департамент информационно-аналитического обеспечения, департамент подготовки материалов к публичным выступлениям и обращениям, департамент подготовки материалов для приветственных и иных адресов, департамент гуманитарного сотрудничества [7, п. 10–12; 4; 10], которые непосредственно обеспечивают осуществление возложенных на Референтуру Президента РФ обязанностей. Результатами служебной деятельности сотрудников Референтуры Президента РФ в большинстве своем выступают проекты ежегодных посланий Президента РФ и иных его программных документов, тексты публичных выступлений и обращений (приветственных писем, поздравлений) Президента РФ, которые бесспорно имеют признаки объекта интеллектуальных прав, поскольку созданы творческим трудом сотрудника и помещены на бумажный носитель.

Несмотря на повседневность деятельности сотрудников Референтуры Президента РФ, каждый подобный результат работы носит творческий характер, что подтверждается сложившейся в мире спичрайтерской практикой — каждый текст выступления или обращения главы государства должен отличаться предельной логической последовательностью, широкой языковой компетентностью, оригинальностью, новизной, точностью риторических оборотов и значительной смысловой нагрузкой, а в некоторых случаях даже отражать особенности национальной идентичности [11; 12; 13]. Речь главы государства зачастую воспринимается как официальная позиция государства по тому или иному вопросу, что объясняет обязательность высокого уровня её подготовленности и представления. Истории известно, что многие элементы публично озвученных текстов первых лиц впоследствии становились устойчивыми выражениями и пользовались общественной популярностью [14; 15; 2].

Однако при всей очевидности служебного характера данных произведений остается проблемой определение их принадлежности в системе охраняемых объектов интеллектуального права. Под служебным произведением законодатель сформулировал произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника-автора трудовых обязанностей. Подобный ограниченный дефинитивный подход в нашем случае не позволяет конкретно отнести подготовленные в пределах служебных обязанностей по соответствующему поручению тексты публичных выступлений и обращений как к числу служебных произведений, так и к числу результатов интеллектуальной деятельности, не признающихся объектами авторских прав, или же к числу проектов официальных документов, обладающих сомнительной охраноспособностью.

С точки зрения п. 1 ст. 1225 ГК РФ тексты публичных выступлений и обращений (приветственных писем, поздравлений) Президента РФ (далее — тексты президентских выступлений и обращений) стоит отнести к категории произведений, а именно произведений искусства, разновидностью которого справедливо считать риторическое искусство. Между тем надлежит обратить внимание на позицию законодателя относительно официальных документов государственных органов (в числе которых упоминаются т. н. «иные материалы административного характера»), императивно не признаваемых им объектами авторских прав [4, ст. 1259], что исключает однозначность признания рассматриваемых текстов объектами авторских прав категории «другие произведения». Поскольку материалы административного характера исходя из смысла подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ понимаются в качестве официальных документов, отнесение к ним обладающих в большей степени признаками произведения нежели документа текстов президентских выступлений и обращений неверно.

Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать [3, п. 3.1]. Отсутствие у текста президентского выступления (обращения) документальных признаков, а также вытекающее из этого неучастие его в документообороте, на наш взгляд, не позволяет расценивать его как документ, а значит и как объект, предусмотренный подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ. В этой же связи принятие текста президентского выступления (обращения) за проект официального документа, на который обращает внимание ст. 1264 ГК РФ, также невозможно, что не скажешь о проектах ежегодных посланий Президента РФ и иных его программных документов, которые впоследствии становятся важнейшими стратегически значимыми ориентирами в реализации внешней и внутренней политики государства. Таким образом, текст президентского выступления (обращения) следует считать «другим произведением» по классификации п. 1 ст. 1259 ГК РФ, а с позиции ст. 1295 ГК РФ — служебным произведением.

В свою очередь определение служебного произведения, изложенное в п. 1 ст. 1295 ГК РФ, надлежит толковать расширительно, и под служебным произведением, в том числе, понимать и произведение, созданное государственным (муниципальным) служащим в рамках осуществления своих должностных обязанностей. Данное толкование оправдывается доктринальной позицией, согласно которой служебные отношения на государственной (муниципальной) службе производны от трудовых и являются особой разновидностью последних, базирующейся в основной части на административном и субсидиарным образом на трудовом законодательстве [16]. Соответственно по смыслу п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на текст президентского выступления (обращения) должно принадлежать нанимателю (по аналогии работодателя в трудовых отношениях), коим выступает Российская Федерация, полномочия которого в соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ № 79-ФЗ [8] осуществляются представителем нанимателя (в отношении начальника Референтуры Президента РФ, старших референтов и референтов Президента РФ представителем нанимателя выступает Президент РФ, который назначает их на должности и освобождает их от них, а в отношении остальных сотрудников Референтуры Президента РФ — Руководитель Администрации Президента РФ [7]). Следовательно, наниматель, будучи публично-правовым образованием, по данной логике является субъектом исключительного права на служебное произведение, что несколько расходится со ст. 1229 ГК РФ, определяющей в качестве правообладателей на первый взгляд только физических и юридических лиц. Представляется, что в круг субъектов исключительных прав помимо физических и собственно юридических лиц может входить и публично-правовое образование, к которому согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ в рамках гражданского оборота применяются правила о юридическом лице, если иное не вытекает из закона или особенностей публично-правового образования. При такой картине прямое неуказание публично-правового образования в ст. 1229 ГК РФ как потенциального обладателя исключительного права на служебное произведение не искажает подлинный круг возможных субъектов исключительных прав, но применять правила ст. 1229 ГК РФ к правоотношениям по поводу служебных произведений, по нашему мнению, следует с учетом положений п. 2 ст. 124 ГК РФ.

Как известно, практика публичных выступлений и обращений главы государства исключает обозначение имени автора служебного произведения по публикационно-этическим и протокольным мотивам, автор передает свой интеллектуальный труд для последующего его использования без указания авторского имени (т. е. анонимно) [11, 2]. Учитывая приуроченность и общеизвестную недолгосрочность подготовки текста выступления (обращения), а также предполагаемое последующее его использование Президентом РФ в публичных целях, видится, что на основании абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ автор текста должен быть вознагражден за использование его произведения нанимателем.

В то время ФЗ № 79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде исчерпывающего по составу денежного содержания, как основного средства его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности, состоящего из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностного оклада), месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклада за классный чин), совместно образующих оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительных выплат). К дополнительным выплатам законодатель относит ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (без ограничения максимального размера); ежемесячное денежное поощрение; единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь. Законом установлена возможность произведения гражданским служащим иных выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами [8, ст. 50], к числу которых мы можем теоретически отнести и авторское вознаграждение по правилам п. 2 ст. 1295 ГК РФ.

Однако регламентирующий порядок денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих нормативный правовой акт прямо не предусматривает возможность авторского вознаграждения, а также размер, порядок и условия его выплаты [9], что существенно затрудняет или делает невозможным реализацию права автора на вознаграждение. Справедливо предположить, что функцию авторского вознаграждения в правоотношениях по денежному содержанию федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности в Референтуре Президента РФ, могут выполнять премии за выполнение особо важных и сложных заданий, размер которых самостоятельно определяется Президентом РФ в каждом конкретном случае. Тем не менее, авторское вознаграждение с точки зрения гражданского законодательства должно акцентировано обозначаться при выплате автору, что определяет и практическую, и правовую чистоту реализации авторского права на вознаграждение, исполнения правообладателем своих обязанностей, и никоим образом не смешиваться с выплатами иного назначения, имеющими не гражданско-правовой, а административно-правовой характер.

Поэтому в целях гармонизации гражданско-правовых и административно-правовых норм, оптимизации механизма реализации права автора на вознаграждение за использование созданного им служебного произведения предлагаем предусмотреть в системе оплаты труда государственных гражданских служащих обособленный вид выплат — фиксированное персональное авторское вознаграждение за подготовку впоследствии используемых органами государственной власти (государственными органами) в своей деятельности служебных произведений, установив порядок и условия его предоставления. В дополнение рекомендуем наделить публично-правовое образование (Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) статусом возможного правообладателя исключительных прав на служебные произведения, посредством внесения соответствующих изменений в ст.ст. 1229 и 1295 ГК РФ.

 

Литература:

 

  1.              Администрация Президента России [Электронный ресурс]: Референтура Президента РФ. — Режим доступа: http://www.polpred.com/?ns=99&detail=010101&PHPSESSID=jf3fgo1uvu9hmug74inuluail6 (дата обращения: 16.11.2015).
  2.              Афанасьева, Ж. Т. Спичрайтер: специфика профессии. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://turboreferat.ru/advertising/specifika-rabota-spichrajtera/109152–563759-page1.html (дата обращения: 16.11.2015).
  3.              ГОСТ Р 7.0.8–2013. СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. — Введ. 2014–03–01. — М.: Стандартинформ, 2014. — 31 с.
  4.              Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
  5.              Гурский, Р. А. Служебное произведение в российском авторском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Р. А. Гурский. — Казань, 2007. — 22 с.
  6.              Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
  7.              Об утверждении Положения о Референтуре Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 30.06.2012 № 917 (ред. от 25.07.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
  8.              О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
  9.              О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 25.07.2006 № 763 (ред. от 10.07.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
  10.         Референтура Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: Администрация Президента РФ. — Режим доступа: http://kremlin.ru/structure/administration/departments#department-1007 (дата обращения: 16.11.2015).
  11.         Режим доступа: http://otchizna.info/archiv2006/Otchizna19/Pollyeva.htm (дата обращения: 16.11.2015).
  12.         Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2009/10/07/smenu-spichrajtera-prezidenta-rf-v-kremle-obyasnili-kadrovoj-rotaciej (дата обращения: 16.11.2015).
  13.         Режим доступа: http://www.content-stroy.ru/blog/?p=148 (дата обращения: 16.11.2015).
  14.         Режим доступа: http://www.dv-reclama.ru/others/articles/kopirayting/8075/fabrika_rechey_prezidentov/ (дата обращения: 16.11.2015).
  15.         Режим доступа: http://kp.ua/politics/232353-otkuda-berutsia-rechy-prezydentov-y-premerov (дата обращения: 16.11.2015).
  16.         Чиканова, Л. А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: теория и практика: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Л. А. Чиканова. — М, 2005. — 28 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle