Библиографическое описание:

Катышева В. С. Деятельность сотрудников ГИБДД по реализации статьи 12.27 КоАП РФ [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 47-51.

 

В данной статье рассматривается деятельность сотрудников ГИБДД по реализации статьи 12.27 КоАП РФ. Поднимается проблема не соблюдения требований данной статьи водителями, предлагаются варианты решения данной проблемы.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, водитель, ответственность, правонарушение, правила дорожного движения, должностное лицо.

 

В России насчитывается около 36 миллионов автомобилей, что является причиной создания опасной обстановки на дороге. Ведь на дороги выезжают как, только начинающие водители, так и водители с опытом; водители на неисправном автотранспорте; водители в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, которые представляют наибольшую опасность.

Но из-за чего же происходят аварии, в которых гибнут люди? Ответ на этот вопрос очевиден. Проблем тысячи: начиная от состояния дорог, погодных условий и наконец, заканчивая элементарной невнимательностью водителей.

Обратившись к статистике за период с января 2015 по август 2015 мы видим, что в начале года на территории Российской Федерации было совершено 1295 ДТП, с места совершения которого транспортные средства скрылись, и погибло 89 человек, а уже через полгода ситуация изменилась в худшую сторону: так, было уже совершено 1700 ДТП и погибло122 человека. Такая же ситуация происходит и при ДТП с места совершения которых скрывались водители оставляя транспортные средства на месте происшествия: в январе произошло 143 ДПТ при которых погибло 11 человека, а в августе эти показатели достигли 299 ДТП с 31 погибшими [1].

Дорожно-транспортный травматизм за последние десятилетия стал крупнейшей социальной проблемой. В современной России очень остро стоит вопрос безопасности на дорогах. По статистическим данным каждый год в России гибнет от 27 тысяч до 35 тысяч человек, тогда как в странах Европы всего около 10 тысяч человек. [1]. Именно поэтому стоит задуматься, о причинах такого количества смертей на дорогах России — «война на колесах» так можно охарактеризовать сегодняшнее положение.

20151227050253.jpg

Рис.1 ДТП, с места совершения которого транспортные средства скрылись

 

20151227050458.jpg

Рис.2 ДТП с места совершения которых скрывались водители оставляя транспортные средства на месте происшествия

 

Наблюдая за сводками дорожно-транспортных происшествий, мы все чаще видим, что водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, либо находится в состоянии алкогольного опьянения, либо скрылся с места происшествия.

Одной из целого ряда причин невыполнение требований п.2.5 Правил дорожного движения, водителями является оставление пострадавших на месте происшествия и неоказания первой помощи, что могло бы в некоторых случаях сохранить жизнь потерпевшим. По последним статистическим данным именно бездействие водителей в 70 % случаев являются причиной смерти пострадавших при дорожно-транспортном происшествии.

Сложная деятельность должностного лица органов внутренних дел при проведении розыскных мероприятий при ДТП не может быть: целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение моделей-схем начавшегося и продолжавшегося проведения розыскных мероприятий вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план розыскных мероприятий, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых действий, направленных на розыск, скрывшегося водителя и транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия.

Качественно проведенный осмотр места дорожно-транспортного происшествия является залогом успешного раскрытия дела. После проведения осмотра места происшествия появляется возможность построения розыскных версий и организации их проверки путем проведения розыскных мероприятий.

Порядок выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП и дальнейшие их действия на месте определены положениями Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» [4, c.11].

Одними их первых на место дорожно-транспортного происшествия, водитель которого скрылся, в составе бригады дежурной части ГИБДД прибывают сотрудники подразделения розыска. Основная их задача заключается в необходимости организовать розыскные мероприятия. Как правило, розыску подлежит лицо, управлявшее транспортным средством, а также само транспортное средство. На месте ДТП инспектора по розыску изучают обстановку, опрашивают очевидцев и пострадавших (если их состояние позволяет это сделать), граждан, работающих неподалеку от места происшествия, которые могли быть очевидцами ДТП (работники дорожной службы, торговли, иных заведений), выясняют приметы водителя и скрывшегося автомобиля. Инспектор по розыску, выезжающий на место дорожно-транспортного происшествия, должен хорошо знать следы ДТП, их особенности и уметь разбираться в механизме их образования. Успешный розыск автомобиля зависит от обнаруженных на месте следов транспортного средства: колес, отделившихся фрагментов (осколков внешних светосигнальных приборов, лобового стекла, лакокрасочного покрытия), а также горюче-смазочных веществ. Как правило, для участия в осмотре привлекаются специалист-криминалист, который помогает в применении технических средств, с целью фиксации следов. Специалист-криминалист, используя специальные средства, может обнаружить и изъять следы рук, а также другие микроследы на транспортном средстве. По особенностям рисунка протекторов колес транспортного средства, их износу, наличию шипов можно получить информацию о направлении движения транспортного средства, предполагаемой его модели и возможных повреждениях.

Кроме того в ходе проведения розыскных мероприятий инспектор по розыску проводит мероприятия по исследованию автостоянок, ремонтных мастерских и гаражей на предмет обнаружения скрывшегося автомобиля [3,с.7]. Поэтому организация и проведение розыскных мероприятий при расследовании дорожно-транспортных происшествий, имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать инспектору по розыску для того, чтобы получить максимально больше значимой информации от данного этапа расследования.

Основными способами профилактики обеспечения безопасности на дорогах и предупреждения совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.12.27 КоАП РФ, по моему мнению, являются:

          создание социальной рекламы на тему «Последствия оставления места ДТП водителями»

          выпуск буклетов с перечнем последовательных действий водителя, ставшего участником ДТП

Действенным фактором предупреждения совершения административного правонарушения предусмотренного ст. 12.27 КоАП РФ так же может являться введение уголовной ответственности за повторное совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 12.27 КоАП РФ (по аналогии со ст. 12.8 КоАП РФ и ст. 264.1 УК РФ).

 

Литература:

 

  1.                Электронный ресурс //http://www.gibdd.ru/
  2.                Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
  3.                Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 с изменениями и дополнениями, внесенными изменениями и дополнениями на 20.04.2015 года
  4.                Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014)
  5.                «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» http://base.consultant.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle