Библиографическое описание:

Терлыч И. А., Гринь Е. А. Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 117-119.



 

В статье рассматривается международный и национальный опыт становления экологического аудита. Выполнен анализ законодательства в области экологического аудирования и предложены варианты его совершенствования.

Ключевые слова:окружающая среда,экологический аудит, международный опыт.

 

Экологический аудит, являющийся инструментом контроля и охраны окружающей среды, имеет достаточно широкое и уже стабильное, распространенное применение в международной практике. Рассматривая становление и динамику развития экологического аудита c точки зрения международного опыта, нельзя не отметить, что свое начало он получил приблизительно в 1970-х годах в ряде стран Европы и США. Связано это было с тем, что многие хозяйствующие субъекты оказались привлечены к юридической ответственности по причине нанесения ущерба окружающей среде. Безусловно, это в свою очередь привело к дополнительным экономическим потерям. В результате данных процессов, приблизительно в середине 1980-х годов в большинстве стран Европы сформировалось направление экологического аудита, как инструмента управления для усиления контроля за природоохранной деятельностью компании.

Таким образом, ввиду своей необходимости, экологический аудит получает широкое распространение в промышленно развитых странах- Канаде, Великобритании, Швеции и некоторых других странах. В частности, рассмотрим становление экологического аудита в США. Применение экологического аудита в этой стране возникло приблизительно в 70-х годах прошлого века. Обусловлено это установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Компании в США оказались в ситуации, когда аналогично с финансовым аудитом, предметом которого являлась проверка деятельности предприятий на соответствие налоговому законодательству, возникла необходимость обратиться к новому, практически незнакомому на тот период инструменту — экологическому аудиту. Его роль заключалась в следующем: осуществление проверок деятельности предприятий в области охраны окружающей среды и выявлении степени соответствия проверяемой деятельности предприятий относительно экологических норм. Подобные проверки позволяли выявить отклонения от нормативов и своевременно принять меры по их устранению и, как следствие, избежать значительных финансовых потерь, либо продемонстрировать перед государственными органами ответственное, сознательное отношение к окружающей среде. Таким образом, экологический аудит становится не только инструментом контроля за соблюдением природоохранного законодательства, но стимулирования природоохран-ной деятельности предприятия. В дальнейшем, в 1994 г. Национальное агентство по охране окружающей среды США предоставило концепцию экологического аудирования для федеральных ведомств. В соответствии с данной концепцией, агентства осуществляли экологический аудит Министерства энергетики США, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASSA). [1, С.94–102]

Говоря о применении экологического аудита в зарубежной практике можно отметить, что он стал применяться и в таких сферах деятельности, как решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными болезнями, контроль загрязнения природных сред. В дальнейшем, экологическое аудирование получило еще более широкое применение. Например, помимо термина «экологическое аудирование» (environmental auditing) стал использоваться термин «аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды» (heals, safety and environment audit). На этом развитие экологического аудита не остановилось. Так, к концу 1990 года коммерческие банки многих стран стали обращаться к экологическому аудиту. Данное мероприятие осуществлялось в целях уменьшения рисков не выплаты платежей по ссудам, обусловленных недостатками природоохранной деятельности предприятиями, совершающих займ денежных средств.

Также можно отметить то, что некоторые страны мира, в том числе США, Бельгия, Индонезия, Норвегия, Ямайка, Боливия, Франция, а также Европейский союз и международные финансовые корпорации стали использовать экологический аудит для оказания помощи предпринимательским кругам в управлении окружающей средой и снижении рисков финансового рынка, усиления природоохранительной деятельности, привлечения дополнительного частного капитала в промышленность и энергетику, для проверки безопасности производства и оказания помощи по ее обеспечению, определения характера и масштабов экологических проблем в области охраны здоровья. [2, С.13–21]

Следует отметить, что существуют международные стандарты проведения экологического аудита. Так, в апреле 1995 года, в рамках своей деятельности, Европейский союз принял пакет документов — стандарты серии ISO 14000. В соответствии c ними, под экологическим аудитом понимается систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в ходе этого процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что экологический аудит получил достаточно прочное закрепление в практике во всех промышленно развитых странах и актуальность его применения остается бесспорной, более того, она возрастает вместе с динамикой развития предприятий, чья деятельность оказывает воздействие на окружающую среду.

В российском же законодательстве и практике экологический аудит на данный момент имеет определенные сложности в применении. Законодательно под экологическим аудитом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует понимать независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований, в том что числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности Таким образом, исходя из анализа данного понятия, можно сделать вывод, что к основным признакам экологического аудита следует отнести независимость, комплексность, документированность. Помимо этого, важными для аудиторской деятельности являются признаки конфиденциальности и ответственности.

К объектам экологического аудита относится конкретная документацию в области природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, а также фактическую деятельность физических и юридических лиц, которая по своей направленности оказывает воздействие на окружающую среду. Для оценки проверяемых в ходе экологического аудита объектов нужно использовать критерии — конкретные требования, которые могут содержаться в законодательстве по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, в стандартах, а также в экологической политике организации и процедурах, установленных в рамках системы управления окружающей средой, существующей в организации, в положениях контрактов.

В доктрине экологического права можно встретить деление целей экологического аудита на основную и дополнительную (факультативную). К основной цели относится установление соответствия заранее установленным критериям (требованиям) проверяемой хозяйственной и иной деятельности (в том числе системы управления окружающей средой) в части воздействия на окружающую среду и ее компоненты. В качестве же дополнительной цели принято выделять выдачу рекомендаций по улучшению качества деятельности, которая по своей направленности оказывает воздействие на окружающую среду. Данная цель считается дополнительной в силу того, что не всегда является необходимой, тем более результаты экологического аудита носят общий, рекомендательный характер. Кроме того, для их осуществления на практике необходим целый комплекс дополнительных исследований, не входящих в рамки договора о проведении экологического аудита. В науке экологического права так же ведутся споры о целесообразности и допустимости применения Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Так, некоторые ученные, такие как Б. С. Пункевич, А. К. Диброва считают, его положения не распространяются на экологический аудит, при этом допускают возможность внесения поправок в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и закрепления в нем экологического аудита. [3, С.36–40]

Существует и иная точка зрения. Так, Т. В. Петрова полагает, что позиция касательно допустимости применения данного федерального закона в отношении экологического аудита является ошибочным. [4, С.105–108] С этой точкой зрения нельзя полностью согласиться, поскольку элементы финансового и экологического аудита аналогичны и равны по своей природе. В добавок, основные схемы организации и выполнения общего аудита вполне допустимо взять за основу и использовать при экологическом аудите. Рассматривая экологический аудит в данном аспекте, следует понимать, что он затрагивает специфические сферы как хозяйственной, так и иной деятельности, которая связана с негативным воздействием на окружающую среду. [5, С. 319–321] Поэтому он и должен рассматриваться в качестве комплексного института, который включает в себя финансовый аудит, технологический аудит, аудит чрезвычайных ситуаций и другие виды аудита, имеющие отношение к охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

По нашему мнению, в данном законе определяются правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, понятие аудиторской организации, стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов, понятие аудиторской тайны, государственное регулирование аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица, и некоторые другие аспекты. Однако, он носит только общий характер, характеризуя и закрепляя основы аудиторской деятельности и регулирует порядок проведения проверок финансовой отчётности организаций в целях защиты прав и интересов акционеров, кредиторов и инвесторов в Российской Федерации. При этом особенности проведения экологического аудита не раскрываются, более того, об экологическом аудите там не говорится вообще. Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент законодательно в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» экологический аудит хоть закреплен, но отдельного нормативно-правового акта, предусматривающего порядок и особенности его применения нет, что в свою очередь и оказывает определенное влияние на сложности его применения на практике и тем самым малую популярность в России.

На основании вышеизложенного, считаем целесообразным, издание специального Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности в Российской Федерации» и в рамках которого необходимо закрепить случаи обязательного применения экологического аудита, закрепить требования к компаниям осуществляющим данный вид аудиторской деятельности, раскрыть порядок осуществления экологического аудита, права и обязанности аудиторской компании и лица, в отношении которого экологический аудит осуществляется. Представляется, что подробная регламентация экологического аудита позволит ему получить более широкое применение на территории Российской Федерации, повысит его популярность, и позволит предприятиям, осуществляющим деятельность, оказывающую влияние на окружающую среду в превентивном порядке избежать финансовых потерь и повысить стабильность деятельности своих предприятий.

 

Литература:

 

  1. Иутин И. Г. Экологический аудит: роль, сущность и вопросы, требующие правового регулирования // Журнал российского права. 2008. № 2.
  2. Ножкина Т.В «Международный аудит». Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007.
  3. Пункевич Б С., Диброва А. К. Экологический аудит: правовая и нормативная основа // Стандарты и качество. 2005. № 4.
  4. Петрова Т. В. Правовые проблемы экологического аудита // Аграрное и земельное право. 2007. № 1.
  5. Филь В. С., Гринь Е. А. Некоторые правовые проблемы при осуществлении экологического аудита в Российской Федерации. В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle