Автор: Болурова Аминат Руслановна

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)

Библиографическое описание:

Болурова А. Р. Государственная регистрация прав на природные объекты [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 103-105.



 

В данной статье рассмотрены особенности государственной регистрации прав на природные объекты. Проанализирована нормативная, законодательная база, определяющая правовое положение природных объектов, определяя их как недвижимое имущество. Кроме того, в работе представлены некоторые особенности осуществления государственной регистрации прав на природные объекты, как юридически значимого акта.

Определено, что в условиях современности появилась система государственной регистрации недвижимого имущества, которая стала одним из сильных рычагов прямого воздействия на отношения действующих на рынке субъектов предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: недвижимоеимущество, государственная регистрация, природный объект

 

Недвижимоеимущество — имущество, использование которого по назначению и без ущерба его характеристикам и ценностным свойствам, исключает его перемещение: здания, сооружения, земельные участки и иное имущество.

Государственная регистрация — это акт регистрации создания новой организации, официальное признание со стороны государства того факта, что организация существует.

Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которым являются природные объекты, существует в рамках гражданского законодательства. Если говорить более подробно, то согласно ст. 130 Гражданского Кодекса РФ, природные ресурсы, включая участки недр, земельные участки, водные объекты и леса, относится к числу недвижимого имущества. Однако данный перечень нельзя считать исчерпывающим, ведь данная статья содержит в себе критерии, опираясь на которые можно отнести объекты гражданских прав к недвижимому имуществу.

Во-первых, такие природные объекты по своей сути являются недвижимыми, к примеру, земельные участки. Во-вторых, к данной категории относятся объекты, которые невозможно переместить, не причинив при этом значительный ущерб данным объектам. И, в-третьих, это объекты физически движимые, однако, согласно законодательству, признаны недвижимыми. По мнению большинства специалистов, особое внимание стоит обратить на то, что в гражданском законодательстве имуществом признается не только единичная вещь, но и целая совокупность вещей [4]. Следовательно, под категорию недвижимого имущества подпадает определение совокупности недвижимых вещей, в том числе и природных объектов. Ярким примером такой совокупности недвижимых вещей можно считать земельный участок и расположенные на нем объекты природы.

Следовательно, нормы Гражданского Кодекса РФ, а также ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закрепляют обязательный характер осуществления государственной регистрации прав на совокупность недвижимых вещей, в том числе и природных объектов [2].

Так, необходимо отметить, что в качестве основания для регистрации права собственности на природный объект выступает любое действие собственника, которое имеет юридическое значение.

Ст. 17 вышеназванного закона закрепляет список необходимых документов, которые предъявляются собственником того или иного природного объекта перед осуществлением государственной регистрации прав. К ним относят план земельного участка и план объекта недвижимости, обязательно указывая его кадастровый номер, являющимся уникальным номером объекта недвижимости, который присваивается ему специально уполномоченным органов государственной власти при кадастровом учете.

Таким образом, в качестве юридически значимого действия выступает технический паспорт, точнее его оформление в установленном законом порядке, который выдается непосредственно на так называемый сложный природный объект. В свою очередь, присвоение единого учетного номера сложному объекту недвижимости можно смело считать еще одним основанием для государственной регистрации прав на природный объект.

Необходимо, что ст. 131 Гражданского Кодекса РФ предполагает необходимость в государственной регистрации прав на природные объекты, такие как земельный участок, недра, объекты водной среды, лесные территории и так далее [1].

Необходимо отметить, что государственная регистрация права на природные объекты, а также дальнейшие сделки с ними признана своего рода особенностью гражданско-правового режима недвижимости. В то же время гражданское законодательство предусматривает четкий порядок процесса государственной регистрации права собственности на ряд природных объектов. В частности, ст. 2 Закона устанавливает, что сам процесс государственной регистрации определен в качестве юридического акта с признанием того, что государство подтверждает факт любых изменений, происходящих с недвижимым имуществом, в том числе с природными объектами, ссылаясь на российское законодательство [2].

Обусловлено такое определение, прежде всего, тем, что государственная регистрация права на природные объекты действительно является исключительным доказательством возникновения или же прекращения права на данный вид недвижимого имущества. Разумеется, что государственная регистрация может быть проведена на всей территории РФ в рамках Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

На современном этапе специально уполномоченные органы государственной власти уже приобрели достаточный уровень опыта и знаний для успешной государственной регистрации прав на природные объекты, используя и реализовывая нормы вышеназванного Закона. Однако, не смотря на это, все же существует ряд вопросов и нюансов по данному виду государственной регистрации. Так, первая проблема связана с противостоянием некоторых норм гражданского и экологического законодательства Российской Федерации, так как не всегда правоприменение осуществляется без препятствий.

К примеру, в федеральном законе «О недрах» отсутствует норма, которая бы закрепляла необходимость проведения государственной регистрации на недра непосредственно в органах юстиции. Так, согласно ст.28 Закона, государственный учет должен осуществляться относительно участков недр, которые предоставляются исключительно для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами [4].

Закон определяет недра как объект государственной собственности, который расположен определенно ниже слоя почвы, а в случае его отсутствия — на дне водоема.

Согласно ст.28 Закона, существует специально регламентированный порядок учета федеральными органами управления государственным фондом недр. Но, в то же время, такой специальный учет вовсе не означает отсутствие необходимости в государственной регистрации прав на участки недр. Мнения большинства специалистов-экологов, сводятся к тому, что право пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой оборот допускается федеральными законами.

Необходимо отметить, что только государственная регистрация прав обладает исключительно правоустанавливающим характером, что обусловлено ее юридической значимостью, являясь при этом основанием для возникновения, перехода и прекращения права на недвижимое имущество, в частности и на природные объекты [5].

Кроме того, как уже отмечалось несколько ранее в работе, в ст.17 Закона о государственной регистрации закреплен перечень документов, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации [2]. При чем, требовать какие-либо другие документы должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию, не имеют права, так как данные действия будут признаны незаконными. Однако с наибольшими трудностями можно столкнуться в случае регистрации или перерегистрации уже возникших прав хозяйственного ведения. Ведь в рамках гражданского законодательства нет обязательного указания на заключение договора хозяйственного ведения или же оперативного управления. Так, согласно ст. 299 Гражданского Кодекса РФ, право хозяйственного ведения или оперативного управления может возникнуть в момент передачи имущества [1].

Таким образом, изучив тему данной работы, в заключении необходимо остановить свое внимание на том, что на современном этапе институт государственной регистрации прав на природные объекты на территории Российской Федерации не достаточно развит, чтобы соответствовать международным стандартам. К таким же выводам можно прийти, говоря и об институтах земельного и природноресурсного права.

В то же время, право на природные объекты становится таковым исключительно после того, как пройдет процесс государственной регистрации в специально уполномоченных на то органах. Так, государственную регистрацию прав следует охарактеризовать как своего рода государственную гарантию прав, исходя из чего, необходимо предусмотреть в действующем гражданском законодательстве и законодательстве о природных ресурсах РФ нормы о государственной регистрации прав на природные объекты недвижимости, осуществляемые исключительно учреждениями юстиции.

 

Литература:

 

  1.                Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (с измен. и допол.). Часть первая// Собрание законодательства РФ — 1994 — № 32 — ст.3301.
  2.                ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  3.                ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221 — ФЗ// Российская газета — № 165–01.08.2007г.
  4.                Бирюкова Н. В. Государственная регистрация прав на природные ресурсы как объекты недвижимости: проблемы теории и практики // Вестник Саратовской государственной академии права. — Саратов: Изд-во СГАП, 2009, № 1 (65). — С. 161–166.
  5.                Белов А. В. Национализация в российском гражданском праве: история и современность// Законодательство, 2000, № 3, с.19–20.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle