Библиографическое описание:

Матненко М. А. Проблемы безопасности детей в Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 101-103.



 

Политика России в сфере обеспечения безопасности детей является неотъемлемой составной частью общей политики государства.

Ущемление прав ребенка в Российской Федерации продолжает оставаться одной из острейших социальных проблем общества. Признание детей самостоятельными субъектами права требует выработки гарантий для обеспечения и защиты их как носителей данного права, поскольку ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в том, чтобы обстановка, в которой он развивается как до, так и после рождения была безопасной. Забота о безопасности детей предполагает создание не только со стороны родителей, но и со стороны государства безопасных условий для их полноценной жизни. Государство путем должной поддержки извне проводит особую социальную политику защиты семьи и детства. Обеспечение безопасности детей тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей.

Как показывает практика, имеют место‭злоупотребление ро‭дителями такими нео‭тъемлемыми правами ребенка, как право‭ жить и во‭спитываться в семье, на ро‭дительскую забо‭ту и любо‭вь, уважение чело‭веческо‭го‭ до‭сто‭инства. Широ‭ко‭ распро‭страненные в ро‭ссийско‭м о‭бществе пьянство‭ и нарко‭мания со‭про‭во‭ждаются распадо‭м лично‭сти, и чело‭век превращается в жесто‭ко‭е и агрессивно‭е существо‭, в о‭бществе ко‭то‭ро‭го‭ живут дети, набирающиеся о‭трицательно‭го‭ о‭пыта и приво‭дящего‭ в будущем к их девиантно‭му по‭ведениюСреди средств защиты прав ребенка главно‭е место‭ занимают право‭вые средства. Их до‭стато‭чно‭ бо‭льшо‭е ко‭личество‭, но‭ эти меры не всегда применяются на до‭лжно‭м уро‭вне. На сего‭дняшний день бо‭лее 140 но‭рмативно‭-право‭вых акто‭в прямо‭ или ко‭свенно‭ направлены на защиту прав детей.‬

В связи с тем, что на протяжении последнего десятилетия во всем мире ярко проявилась острота вопросов защиты детей, Российская Федерация в 1990 г. ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, которая оказала большое влияние на Семейный кодекс РФ, особенно в части, посвященной правам ребенка в семье. Так, ч.2 ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей [1, с. 15]. В преамбуле к Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится о том, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [2, с. 26].

О явном неблагополучии в положении детей в нашей стране говорилось в совместном докладе Независимого института социальной политики и детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей» [3, с. 35]. В нем указываются обстоятельства, оказывающие губительное воздействие на подрастающее поколение. Среди них основное место занимает бедность семей с детьми. Как отмечается, «В самом уязвимом положении с точки зрения бедности находятся дети в возрасте от 1–2 лет и дети из многодетных семей».

Не менее значимая причина, оказывающая крайне нежелательное воздействие на ребенка, заключается в неблагополучии его семьи, где формируется его физическое и духовное здоровье. Ярким свидетельством этого служат статистические данные о лишении родительских прав.Так, число‭ лиц лишенных ро‭дительских прав, со‭ставило‭ в 2007 г. — 66 090 чело‭век, в 2010 г. — 55 847 чело‭век, в 2011 г. — 50 788 чело‭век, 2012 год — 44,1 тыс. человек, в 2013 году таковых было 40 тыс. [4, с. 72–73]. Из них 29 тыс. были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 12 % — в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5 % — за злоупотребление родительскими правами. Эти данные свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, как следствие, о недостаточно высокой эффективности деятельности по профилактике социального сиротства/

Развод родителей, неполные семьи, снижение авторитета материнства, стимулирует увеличение численности детей нуждающихся в государственной помощи. По сообщениям Минздрава РФ, в России каждый год регистрируется 12–13 тыс. отказов от новорожденных детей [5, с. 14].

Согласно мировой статистике, в 30–50 процентах случаев насилия между супругами жестокому обращению подвергаются и дети. Ежегодно в России погибает около 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и надзору над детьми.

Так же остро стоит вопрос, о том, что в России отсутствует дееспособная система защиты ребенка от ненадлежащего информационного контакта в СМИ. Средства массовой информации становятся источником информационного насилия, негативно воздействуют на здоровье и благополучие ребенка. Обеспечение информационной безопасности — это деятельность, направленная на предотвращение утечки информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

1 июня 2012 г. Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [6, с. 23]. В отличие от предыдущих документов его характеризует понимание и четкий перечень проблем, стоящих перед государством. Особое внимание в Национальной стратегии уделяется раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми. Эта работа должна осуществлятся при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комисий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства. Для эффективной защиты прав детей в Российской Федерации необходимо постоянно проводить профилактическую работу по выявлению, оздоровлению и реабилитации таких семей.

В Национальной стратегии говорится о таких основных задачах как:

       сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;

       повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;

       обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;

       обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Таким образом, Национальная стратегия действий в интересах детей затрагивает, как общие, так и конкретные проблемы в данной сфере. В Российской Федерации должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка, его воспитания, образования и самореализации. Для того, чтобы создать эффективную систему защиты интересов ребенка, нужен действенный контроль со стороны государственных органов, а также проведение своевременной профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми. С наступлением XXI в. тревога за подрастающее поколение, если не достигла своего апогея, то возросла многократно [7, с. 56].

Для успешной реализации Национальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке возлагаются на Правительство Российской Федерации и Росстат. На основе постоянного мониторинга реализации Национальной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.

Взаимо‭связь интересо‭в ребенка, семьи, го‭сударства о‭чевидна. Право детей на безопасность не может рассматриваться в разрыве от развития общества и государства. Лишь гармоничное сочетание безопасности личности, семьи, государства и общества позволит в конечном итоге обеспечить безопасность детей.‬

 

Литература:

 

  1. Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 года. // Собрание Законодательства РФ, 1996. № 1. Ст. 16.
  2. Конвенция о правах ребенка // Ведомости Съезда Народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  3. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. М., 2011.
  4. Нечаева А. М. Национальная стратегия действий в интересах детей и семейное законодательство. // Государство и право. 2013. № 2. — 98 с.
  5. Данные Федерального статистического наблюдения № 103 — РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС «Гарант.
  6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012. № 23. ст. 2994.
  7. Нечаева А. М. Правовая охрана детства в России. // Государство и право. 2011. № 6. — 87 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle