Автор: Ходжаев Азим Аброрович

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 10.11.2015

Библиографическое описание:

Ходжаев А. А. Правовые основы обеспечения рационального природопользования: опыт Узбекистана [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 178-181.



 

Рациональное природопользование является важнейшим условием устойчивого развития стран мира. Во всем мире, и в частности в Республике Узбекистан принят ряд нормативно-правовых актов, направленные на обеспечение рационального, эффективного, комплексного природопользования. Прежде всего, необходимо отметить роль Конституции в обеспечении рационального природопользования. В нем закреплены самые важные контуры экологической политики нашего государства. В частности, в нем отражены три аспекта человеческой деятельности в сфере экологии: охрана окружающей природной среды, природопользования и обеспечение экологической безопасности [1].

Так, Конституция Республики Узбекистан предусматривает такие важные правила, как обязанности граждан в сфере экологии (статья 50), учет экологических требований в пользование собственностям (статья 54), право собственности к природным ресурсам (статья 55), полномочия органов государственной власти в этой области (статьи 78, 80, 93, 98), экологические полномочия органов государственной власти на местах (статья 100) [2].

Важное правовое значение имеет ст.55 Конституции Республики Узбекистан, где прямо установлено, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Необходимо отметить, что конституционное закрепление принципа рационального природопользования имело место и в Конституции Республики Узбекистан от 1978 года, где за гражданами было закреплено обязанность рационального использование предоставленные им земельные участки (ст.13). Также ст.18 этой Конституции предусматривалось, что в интересах настоящего и будущих поколений в Республике Узбекистан принимаются необходимые меры для охраны и научно-обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды [3].

Подобным образом принцип рационального природопользования как важнейшее требование человеческой деятельности имело свое правовое закрепление и до принятия новой Конституции Республики Узбекистан в 1992 году. Итак, положения ст.55 новой Конституции Республики Узбекистан о принципе рационального природопользования имеет важное значение. В частности, профессор Ш. Х. Файзиев поясняет значение данного конституционного положения следующим образом: во-первых, являясь материальным базисом независимости, природные богатство стало богатством, собственностью народа; во-вторых, закрепляется важный принцип рационального пользования природными ресурсами; в-третьих, устанавливается важный принцип охраны природы государством, т. е. гарантировании государством эколого-правовых отношений [4].

В целом, конституционное закрепление рационального природопользования возлагает большую ответственность на граждан по бережному отношению к окружающей природной среде, не причинению ущерба экологической среде при использовании имущества, рациональному, научно обоснованному природопользовании.

Правовое закрепление рационального природопользования на уровне Конституции превращает его в центральный принцип экологического права и распространяет его не только на специальных природопользователей, но и на всех граждан. Т. е. все члены общества, независимо от их вида деятельности в хозяйственной и социальной сфере, должны обеспечить охрану природы и соблюдать требования рационального пользования природными ресурсами.

Если Основной Закон страны определяет основные направления экологической политики государства, то законы, принятых в соответствии и в рамках конституционных положений устанавливают основные требования, критерии и механизмы рационального природопользования. В настоящее время в Республике принято около 30 законов и более 500 подзаконных нормативно-правовых актов. Например, Земельный кодекс, законы «Об охране природы», «О недрах» (Новая редакция), «О воде и водопользовании», «Об охране и использовании растительного мира», «Об охране и использовании животного мира», «О лесе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охраняемых природных территориях» (Новая редакция), «Об отходах», «О государственном земельном кадастре», «Об экологической экспертизе», «Об экологическом контроле», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Кроме того, Трудовой, Гражданский, Уголовный кодексы и Кодекс об административной ответственности также в определенной мере направлен на обеспечение выполнение гражданам и требований рационального природопользования.

Закон Республики Узбекистан «Об охране природы» от 9 декабря 1992 года стал первым комплексным правовым актом в сфере экологии, принятый в условиях независимости. Данный закон определил правовые, экономические и организационные основы рационального природопользования и сохранения условий природной среды. Они имеют важное значение в правовом обеспечении рационального природопользования. В частности, в преамбуле Закона в качестве его задач предусматривается установление правовых, экономических и организационных основ рационального использования природных ресурсов. Соответственно для решения указанных задач в Законе закреплен ряд норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Например, согласно Закону объекты природы (земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух) подлежат охране от нерационального использования (ст.2); целями охраны природы является также создание благоприятных условий для рационального неистощительного природопользования в интересах эффективного и устойчивого социально- экономического развития республики (ст.3); стимулирование рационального природопользования и охраны природы признан принципом, которому руководствуются местные органы государственной власти, министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации, фермерские и кооперативные хозяйства, а также отдельные лица в процессе хозяйственной, управленческой и иной деятельности (ст.4); земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством (ст.5); при добыче недр и полезных ископаемых обеспечивается комплексное и экономное использования их и сопутствующих природных ресурсов (ст.18); экологический контроль осуществляется для обеспечения рационального использования природных ресурсов (ст. 29,32), а также устанавливаются экономические механизмы обеспечения рационального природопользования (ст. 33, 37, 50) и др.

Итак, в Законе «Об охране природы» устанавливаются нормы, обеспечивающие правовые и экономические основы принципа рационального природопользования. Закон закрепляет рациональное природопользование в качестве одного из основных условий устойчивого развития. Анализ норм данного закона позволяет сделать вывод о том, что рациональное природопользование применяется в нем в разных аспектах. В частности, в Законе оно употребляется для обозначения природопользования без загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения и уничтожения (ст.2), неистощительное природопользования (ст.3), недопущение вредных, необратимых последствий для окружающей природной среды при природопользовании (ст.4), бережное отношение к богатствам природы, соблюдение экологических требований (ст.12), комплексное и экономное использования (ст.18) и др.

Также требования рационального природопользования широко употребляется и в природоресурсном законодательстве, иными словами, каждый отдельный закон, регулирующий отношения, связанные с пользованием природных ресурсов, закрепляет требования рационального пользования природными ресурсами. В частности, в статьях 1, 3, 6, 10, 11, 182, 35, 351, 39, 58, 59, 106 Закона «О воде и водопользовании» устанавливаются требования по рациональному использованию водных ресурсов.

Одним из основных задач Закона «Об охране и использовании растительного мира» является обеспечение рационального использования и воспроизводства растительного мира. Данная задача обеспечивается закреплением за пользователем обязанности по рациональному использованию предоставленные в пользование объекты растительного мира (ст.10). Также для обеспечения охраны растительного мира и организации его рационального использования проводится государственный учет объектов растительного мира и их использования, ведется государственный кадастр объектов растительного мира (ст.26).

Как отмечает Д. Н. Махкамов рациональное использование предоставленных в пользование объектов растительного мира является одним из важных обязанностей пользователей растительного мира. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью обязаны рационально, научно обоснованно, безвредно использовать объекты растительного мира, предотвращать исчезновение редких и находящиеся под угрозой исчезновения видов растений и обеспечить воспроизводства и сохранения их генетического фонда[5].

Закон «Об отходах» также закрепляет правоотношения в сфере рационального природопользования. В частности, обеспечение рационального использования отходов в хозяйственной деятельности является одной из основных задач данного Закона. Также хранение отходов осуществляется способами, обеспечивающими рациональное использование отходов (ст.22).

Кроме того, в природоресурсном законодательстве с учетом особенностей отдельных природных ресурсов устанавливаются специальные положения по их рациональному использованию. Например, в соответствии со ст.106 Закона «О воде и водопользовании» экономические меры обеспечения рационального водопользования, водопотребления и охраны вод предусматривают: налоговые, кредитные и иные льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при внедрении водосберегающих технологий, осуществлении деятельности, дающей водоохранный и водосберегающий эффект; применение системы эффективных мер правового, экономического, социального, организационного, экологического и иного стимулирования.

Ж. Т. Холмуминов анализируя экологическое законодательство Республики Узбекистан, в качестве одного из приоритетных направлений дальнейшего развития выделяет усовершенствование системы рационального природопользования с одновременным обеспечением всем природопользователям равного доступа в использование природных и минеральных ресурсов [6]. Вместе с тем У.Отакулов предлагает принять Закон «Об экономическом стимулировании рационального природопользования» [7].

Закон «Об экологическом контроле» [8] от 27 декабря 2013 года, принятие которого предусмотрен «Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» от 12 ноября 2010 года и Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 14 января 2011 года за № Р-3562 стал важным шагом в усилении правовых основ рационального природопользования.

В частности, в понятие экологический контроль включены предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (ст.3). Также соответствующее правило предусмотрено в ст.4 Закона в качестве задач экологического контроля. Также в качестве задач экологического контроля закреплено предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области рационального использования природных ресурсов; выявление ситуаций, которые могут привести к нерациональному использованию природных ресурсов; обеспечение рационального использования природных ресурсов юридическими и физическими лицами (ст.4).

В Законе деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к нерациональному использованию природных ресурсов указывается в качестве объекта экологического контроля (ст.7). В соответствии данному Закону Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы осуществляет экологический контроль — в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; а Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру — за рациональным использованием и охраной земель.

Также за хозяйствующими субъектами закрепляется право обращаться в соответствующие государственные органы и получать информацию о состоянии окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Вместе с тем, хозяйствующие субъекты обязаны: разрабатывать и осуществлять мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов; осуществлять наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к нерациональному использованию природных ресурсов; устранять выявленный в ходе экологического контроля факт нарушения законодательства в области рационального использования природных ресурсов (ст.14).

Огромное количество подзаконных нормативно-правовых актов принято в целях обеспечении рационального природопользования. В частности, «Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008–2012 годы», «Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013–2017 годы» разработаны в целях осуществления комплекса мер по обеспечению рационального и комплексного использования природных ресурсов [9].

В заключении хотелось бы отметить, что в экологическом законодательстве рациональное природопользование устанавливается в качестве задач и принципов нормативно-правового акта, обязанности природопользователей, требования или условия установленных для пользования природными ресурсами.

 

Литература:

 

  1.    Сафаров Ж. И. Конституционно-правовые основы охраны окружающей природной среды // Вестник ТГЮИ. –2009 № 8. -С.113–116.
  2.    Жўраев Й. О. Положения Конституции как гарантия обеспечения экологических интересов граждан // Конституция и интересы человека: материалы международного научно-практического мероприятия. — Ташкент: Академия МВД РУз, 1997. — С. 212–213.
  3.    Конституция (Основной закон) Республики Узбекистан. Принята 19.04.1978 г. на внеочередной шестой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан девятого созыва. –Т.:Узбекистан, 1984.
  4.    Файзиев Ш. Х. Конституция Республики Узбекистан и экономические основы общества. — Ташкент: ТГЮИ, 2005. — С. 32.
  5.    Махкамов Д. Н. Правовое положение использования растительного мира в целях предпринимательства. Научное пособие. — Ташкент: ТГЮИ, 2011. — С. 19.
  6.    Холмўминов Ж. Т. Перспективы принятия Экологического кодекса Республики Узбекистан // Место экологического законодательства в воспитании гармонично развитого поколения: материалы научно-практической конференции. — Ташкент: ТГЮИ, 2010. — С. 21.
  7.    Отақулов Ў. Некоторые вопросы совершенствования экологического законодательства // Место экологического законодательства в воспитании гармонично развитого поколения: материалы научно-практической конференции. — Ташкент: ТГЮИ, 2010. — С. 28.
  8.    Закон Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 30 декабря 2013 года, N 52, ст. 688.
  9.    «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2008, № 37–38, ст. 382.; 2013, № 22, ст. 282.
Основные термины (генерируются автоматически): рационального природопользования, Республики Узбекистан, рационального использования, природных ресурсов, рационального использования природных, использования природных ресурсов, обеспечение рационального, обеспечение рационального использования, Конституции Республики Узбекистан, обеспечения рационального, растительного мира, обеспечения рационального природопользования, принципа рационального природопользования, закрепление рационального природопользования, рационального пользования природными, обеспечении рационального природопользования, «Об охране, рациональному использованию, требования рационального, использованию природных ресурсов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle