Библиографическое описание:

Муратшина С. Н. Противодействие уголовному преследованию по коррупционным преступлениям: проблемы и пути их решения [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 242-245.



 

Преодоление противодействия уголовному преследованию по коррупционным преступлениям — задача, которая реализуется, прежде всего, правоохранительными и другими государственными органами. В этих целях создаются условия, минимизирующие риски недобросовестного исполнения обязанностей, смягчающие негативные последствия подобного поведении или вовсе исключающие возможность реализации преступлений коррупционной направленности. Результативность деятельности по данному направлению определена соответствующим законодательством государства, отвечающего потребностям общества и учитывающего международный опыт противодействия этим преступлениям.

Актуальность проблемы противодействия уголовному преследованию по коррупционным преступлениям обусловлена крайне высокой степенью ее общественной опасности. В результате совершения коррупционных преступлений кардинально нарушается деятельность государственных и местных органов власти, соответствующая определенным правовым актам; подрывается авторитет публичной власти; часто причиняется значительный материальный ущерб; ограничиваются права и законные интересы граждан, а также организаций, общества и государства в целом; возникает социальная напряженность; затрудняется стабильное развитие страны.

По данным статистических исследований было выявлено, что наиболее коррумпированными сферами являются здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, система государственного управления, образование, правоохранительные органы.

Для российского общества проблема противодействия уголовному преследованию по коррупционным преступлениям приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупционных проявлений в Российской Федерации достигли значительного уровня. Так, по данным исследований, показатели годовых коррупционных проявлений в Российской Федерации достигают примерно одной трети бюджета страны.

Ввиду этого в нашей стране ведутся меры по противодействию коррупции, но они не приводят к снижению общей численности коррупционеров. Число раскрытых преступлений на почве взяток растет. А это происходит из-за того, что борьба ведется с государственными служащими, являющимися носителями коррупции. Объективной причиной для возникновения преступлений коррупционной направленности является то, что принципы работы государственных служащих не меняются: они согласовывают или не согласовывают, разрешают или запрещают, подписывают или нет, распоряжаются бюджетными средствами и т. д.

Приведем ситуацию, когда человек совершив преступление, а потом, заплатив деньги, остается безнаказанным. Далее он снова совершит преступление и снова, заплатив, и снова останется безнаказанным. И кто или что его при этом сможет остановить? Возникает вопрос: кто опаснее, человек, который, совершил преступление, или прикрывающий его за взятки, работник государственных органов? Такое привычное и терпимое отношение к данной ситуации в общественном сознании существенно повышают криминогенную обстановку в стране.

В коррупционных преступлениях нет ни стороны потерпевшей, ни стороны, заинтересованной в установлении истины по делу, а также в выявлении и раскрытии преступления, в назначении наказания виновному в совершении преступления. Эти стороны стремятся скрыть, завуалировать преступление не только от сотрудников правоохранительных органов, но и от общественности.

Именно этим объясняется такая высокая латентность коррупции. По официальной статистике лишь очень малый процент фактически совершённых коррупционных преступлений. Обусловлено это и тем, что государственным служащим государственных органов коррупция выгодна для личного обогащения, а гражданину выгодна в разрешении важного и не слишком дорогостоящего решения его проблем. Всё это стало возможным из-за низкого уровня культурно-нравственного развития общества в целом. Из-за этого основным способом борьбы с коррупционной преступностью должно стать повышение уровня культурно-нравственного развития и правовой культуры каждого гражданина в рамках его образования и воспитания [4, с. 27].

Для роста зарегистрированной преступности коррупционной направленности, необходимо чтобы активизация противодействия расследованию коррупционных преступлений носила реальный, а не имитационный характер. Когда активизация противодействия расследованию коррупционных преступлений будет иметь первостепенное значение, то тогда интенсивнее станет рост коррупционной преступности и значительнее будет снижение уровня ее латентности.

Латентность коррупционных преступлений, слабость служебного контроля за добросовестностью и профессионализмом государственных служащих, неэффективность усилий правоохранительных органов обуславливают рост организованных форм и расширение масштабов должностной преступности. В настоящее время во всех проявлениях организованной преступности есть коррупционный компонент, выступающий в ней в качестве дополнительного элемента.

Среди проблем противодействия раскрытию преступлений коррупционной направленности следует выделить наличие пробелов в действующем законодательстве о противодействии коррупции, а также огромного количества подзаконных актов, произвольно толкующих нормы вышеуказанного законодательства; неисполнение или ненадлежащее исполнение принимаемых законов и мер по противодействию коррупции; недостаточный профессиональный уровень сотрудников правоохранительных, контролирующих и других государственных органов для проведения мероприятий по противодействию коррупции, высокий уровень коррумпированности этих органов;осуществление слабого контроля за соблюдением правоохранительными и другими государственными органами норм антикоррупционных законов; постоянная модификация форм и способов совершения коррупционных преступлений; несовершенство статистического мониторинга и отчетности о противодействии расследованию коррупционных преступлений во всех сферах государственной службы, службы в правоохранительных органах; отсутствие в общественной морали активного осуждения действий сотрудника правоохранительных органов, государственного служащего, извлекающего выгоду из служебного положения; отчуждение граждан от участия в принятии властных решений, которые связаны с наиболее важными для них вопросами; непрозрачность расходования бюджетных средств, которые предназначены для решения социальных проблем общества; принятие большого количества решений чиновниками самостоятельно; отсутствие строгой дисциплины на государственной службе, а также соответствующего контроля за источниками доходов государственных служащих; медленная ротация кадров; распространенность кумовства, фаворитизма среди государственных служащих; деструктивная деятельность членов преступных организаций по подкупу государственных служащих; низкая правовая культура государственных служащих и граждан; широко распространённый и хорошо укрепившийся правовой нигилизм.

Вследствие таких проблем разработка и реализация необходимых мер по противодействию уголовному преследованию по коррупционным преступлениям федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и гражданами в целях её предупреждения, в том числе выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, а также сведение к минимуму и ликвидации последствий преступлений становится необходимостью.

Для решения вышеуказанных проблем противодействия предлагаются следующие пути:

  1.      Продолжить совершенствование и развитие правовой основы противодействия коррупции.

По мнению А. В. Куракина, «антикоррупционная политика должна реализовываться с помощью правовых норм различной отраслевой принадлежности. Кроме этого, она должна быть направлена на реализацию разных административно-правовых средств предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности в системе государственной службы Российской Федерации» [5, с. 40].

  1.      Обеспечивать регулярный обмен опыта с зарубежными антикоррупционными структурами.
  2.      Разработать систему мониторинга хода и эффективности реализации антикоррупционной политики в различных сферах жизни общества.
  3.      Предусмотреть законодательные меры по усовершенствованию процесса декларирования доходов, включая проверку достоверности сведений, которые внесены в декларацию, установление правовой ответственности за их ложный характер.
  4.      Обеспечить специальную защиту сотрудников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших по делам коррупционной преступности, используя зарубежный опыт.
  5.      Ужесточить наказание за коррупционные преступления, сделать коррупцию крайне невыгодной с материальной точки зрения. Должна быть предусмотрена публичная казнь с представлением ее в средствах массовой информации. Коррупционер должен быть публично и пожизненно лишен права занимать какие-либо государственные и иные должности, всех привилегий, званий и наград.
  6.      Скорректировать правовое сознание и обеспечить антикоррупционную активность сотрудников правоохранительной системы, в полномочия которых входит осуществление противодействия коррупции, а также повысить качество их профессиональной подготовки в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия преступлениям коррупционной направленности.
  7.      Усовершенствовать методику уголовного преследования по коррупционным преступлениям и их закрепление в правоохранительной деятельности. В настоящее время уже вырабатываются новые подходы к противодействию коррупционным преступлениям. В частности, правоохранительные органы осуществляют использование оперативных разработок, посредством проведения оперативного эксперимента, с участием оперативного работника непосредственно передающего деньги должностному лицу. Данная практика выявления и документирования фактов взяточничества стала возможна благодаря тесному взаимодействию с прокуратурой, координирующей подготовку и проведение оперативного эксперимента.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, являясь главным и единственным координирующим органом в правоохранительной системе по борьбе с коррупционной преступностью, осуществляет антикоррупционное наблюдение в совокупности с учетом данных уголовной статистики и позволяет разработать на должном уровне новую методологическую основу для борьбы с коррупционной преступностью.

  1.      Сократить категории лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования.
  2. Повысить качество работы подразделений кадровых служб органов государственной власти и местного самоуправления по противодействию коррупционных преступлений.
  3. Проводить непрерывную ротацию сотрудников, состав должен полностью обновляться каждые 3–5 лет.
  4. Улучшить систему учета государственного имущества и оценки эффективности его использования.
  5. Создать систему правового просвещения и пропаганды общества о противодействии коррупционным преступлениям. Воспитывая в подрастающем поколении нетерпимость к коррупционным проявлениям, формируя в обществе негативную оценку коррупции, необходимо закладывать основу будущего страны. Начиная с раннего возраста с детьми необходимо вести разъяснительные беседы о вреде коррупции, воспитывать у них нетерпимость к взяткам, важно создать отрицательный образ взяточника. В образовательных учреждениях у учащихся должно не только преобладать мнение о коррупционном поведении, как о неприемлемом поведении, но и должны быть практические навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой — быть субъектом, стабилизирующим это общество, обеспечивать правопорядок.

Преступления коррупционной направленности затрагивают интересы каждого гражданина, так как они оказывают деморализующее воздействие на личность, снижают в целом уровень и качество жизни, способствуют формированию нравственных деформаций, которые обладают существенным криминогенным потенциалом [2, с. 19]. Коррупционная преступность в связи с неравномерным и явно дискриминационным перераспределением благ в первую очередь негативно сказывается на и без того незавидном положении малоимущих слоев населения. При этом необходимо быстро реагировать на все виды коррупционных преступлений, справедливо назначать наказания. Только тогда в обществе проявится заинтересованность в поддержании законности и правопорядка, мотивации уважения к праву и правоприменительной деятельности, у населения повысится авторитет, вера и уважение к государственным органам.

В заключении, еще раз подчеркнем, что проблемы противодействия уголовному преследованию преступлений коррупционной направленности требуют системного подхода. Уровень развития коррупционных преступлений, степень их общественной опасности нуждаются в адекватных мерах реагирования всех государственных структур. В свою очередь противодействие коррупционной преступности также может дать определённые положительные результаты лишь при участии большинства институтов гражданского общества в соответствующих антикоррупционных мероприятиях [3, с. 36].

На сегодняшний день успешное исполнение сотрудниками правоохранительных органов своих полномочий по противодействию расследованию по коррупционным преступлениям зависит во многом от граждан и организаций, сталкивающихся с коррупционными проявлениями в повседневной жизни. Сегодня важно, чтобы каждый человек понимал свою ответственность за то, что происходит рядом с ним. Нельзя быть равнодушными к произволу государственных служащих. Только тогда, когда к большинству наших граждан придет понимание, что и от них что-то зависит, когда перестанут своим бездействием поощрять преступников, только тогда можно будет говорить об эффективной борьбе с коррупцией.

 

Литература:

 

  1.      Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с посл. изм. и доп. 22.12.2014) // Российская газета. 2008. № 266.
  2.      Белозерцев С. М. Проблемы борьбы с коррупцией в Сибирском федеральном округе // Российский следователь. 2010. № 10. С. 19.
  3.      Евстифеев В. В., Куракин А. В., Марьян А. В. Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 36
  4.      Куликов М. Ю. Административно-правовые проблемы противодействия коррупции в органах исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 27.
  5.      Куракин А. В. Административно-деликтологическая характеристика коррупции в системе государственной службы РФ // Административное и муниципальное право. 2009. № 1. С. 40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle