Библиографическое описание:

Саргсян С. М. Ответственность за налоговые правонарушения [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 88-91.



 

В условиях современной экономики все частым явлением становятся налоговые правонарушения. Они представляют собой, согласно ст. 106 налоговому кодексу Российской Федерации (далее НК РФ), виновно совершенные противоправные (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяния (действие или бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, за которые НК РФ установлена ответственность [1].

Вообще, ответственность является средством государственного принуждения, благодаря которому реализуется гарантированная Конституцией защита прав человека, гражданина и общества в целом, а также исполнение гражданами предписанных правом обязанностей. Одной из таких обязанностей, согласно ст. 57 Конституции РФ является уплата установленных налогов и сборов.

НК РФ устанавливает определенный перечень налоговых правонарушений, за которые, безусловно, предусмотрены соответствующие санкции. Им в НК РФ отведена целая глава (гл. 16), а именно:

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
  2. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
  3. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);
  4. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ);
  5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
  6. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);
  7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
  8. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ);
  9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);
  10. Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ);
  11. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);
  12. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);
  13. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ) [2].

Законодатель выделил следующие виды ответственности за налоговые правонарушения: налоговая, административная и уголовная. Что касается мерой ответственности, то она выражается в форме денежных взысканий (штрафов) в определенном законодательством размере. Особенностью в данной сфере является то, что при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (раскаяние, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда и др.) установленный размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в два раза, а при наличии обстоятельств отягчающего характера (повторное совершение однородного правонарушения в течение года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения и др.), установленный размер санкции увеличивается в 100 %. Также, налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке.

Как было отмечено выше, существуют несколько видов ответственности за налоговые правонарушения, одной из которой является административная. Она отражена в ст. 15.3–15.9 и 15.11 КоАП. Например, п. 1 ст. 15.3 КоАП устанавливает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговый орган в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей [3]. Из текста статьи видно, что субъектом данного правонарушения является должностное лицо, однако на практике, зачастую возникает правовое непонимание. Так, например, в Волгоградской области в 2003 году рассматривалось дело некоммерческого партнерства «Круг», которое выдвинуло требование о признание недействительным привлечение их налоговой инспекцией к налоговой ответственности в виде взыскания пяти тысяч рублей штрафа на основании п. 1 ст. 116 НК РФ, согласно которому НП «Круг» зарегистрировано налоговой инспекцией 12.08.02, а заявление о постановке на налоговый учет подано ответчиком 05.09.02 г., то есть с грубым нарушением установленного срока. Налогоплательщик же ссылался на то, что НК «Круг» должно быть привлечено к ответственности на основании КоАП, а не НК РФ. Суд по данному делу отказал истцу в его требованиях, обосновывая тем, что на основании п. 1 ст. 15.3 КоАП к ответственности привлекается должностное лицо организации, а в данном случае к ответственности за нарушение сроков постановки на налоговый учет привлечено юридическое лицо — НП «Круг», что не исключает привлечение должностного лица организации за административное правонарушение.

Еще одной разновидностью, и пожалуй самой распространенной за налоговые правонарушения, является налоговая ответственность, которая содержится, например, в ст. 126 НК РФ. Так, п. 1 данной статьи предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также пунктом 1.1 настоящей статьи, в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ [4].

Однако на практике все складывается иначе. Так, зачастую налоговый орган, запрашивая документы, не указывает их количество, что приводит к тому, что налогоплательщик вместо 100 договоров представляет 80, соответственно, в данном случае налоговый орган исчисляет штраф в размере 16 000 рублей (80*200 р.). Но по закону штраф должен был высчитываться исходя из количества запрошенных налоговым органом документов, но не представленных налогоплательщиком. На этот счет, постановление ФАС Поволжского округа от 5 декабря 2006 г. по делу N А57–12181/05 констатирует, что «Примененная налоговым органом методика исчисления штрафа «исходя из количества фактически представленных, а не запрашиваемых документов» создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, так как штраф, рассчитанный исходя из количества представленных документов, в данном случае будет составлять большую сумму, чем штраф, исчисленный из количества запрашиваемых документов [5].

Завершающей и наиболее строгой разновидностью ответственности за налоговые правонарушение является уголовная. Так, согласно ч. 1 ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере,- наказывается штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет или без такового.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что законодатель путем введения различного рода ответственности воздействует на общественные отношения в сфере налогового права и предупреждает совершения налоговых правонарушений. Однако из приведенных выше примеров видно, что в законодательстве все же существуют некоторые пробелы, над которыми нужно работать.

В современных условиях механизм доработки налогового законодательства работает в полной мере. И как отметил Лазарев В. В. постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации — заместитель начальника Правового управления, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН «устранить пробел в праве можно лишь путём дополнительного нормотворчества» [6]. И действительно, на сегодняшний день вырабатываются множество законопроектов, которые существенным образом восполняют некоторые пробелы, существующие в законодательстве.

Так, в Госдуме предлагается провести реформу, согласно которой в КоАП войдут новые статьи налоговых правонарушений (неуплата или неполная уплата сумм налогов и сборов), за которые сейчас административная ответственность не предусмотрена.

Благодаря этим нововведениям планируется унифицировать нормы в КоАП, а также расширить круг субъектов налоговой ответственности, а именно ввести в качестве таковых индивидуальных предпринимателей, компании и должностные лица.

Однако вместе с этим, планируется ужесточить санкции за некоторые правонарушения в сфере налогов. Некоторые из них можно увидеть в нижеприведенной таблице.

Статья

Ныне действующая санкция по НК РФ / КоАП

Планируемые изменения

1. Разглашение налоговой тайны

По НК РФ и по КоАП санкция не установлена. Ответственность предусмотрена лишь ст. 183 УК РФ.

Административный штраф для должностных лиц — 100–300 тыс. р. Или дисквалификация на полгода.

2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

В ФЗ «о страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС» предусмотрен штраф от 20 до 40 % неуплаченной сумы взносов.

Штраф для ИП и юридических лиц — 20–40 % от неуплаченной суммы взносов; для должностных лиц — 100–500 тыс. р.

3. Нарушение кредитной организацией порядка открытия счета налогоплательщику

Санкция установлена в КоАП — для должностных лиц 1–3 тыс. р.

Штраф для должностных лиц 5–10 тыс. р., юр. л. — 10–30 тыс. р.; по п. 2 — для должностных лиц — 10–30 тыс. р., юр. л. — 10–50 тыс. р.

4. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерской отчетности

Санкция установлена в КоАП — штраф для должностных лиц — 2–3 тыс. р.

Штраф для должностных лиц 5–50 тыс. р.

 

Из этого следует, что законодатель идет на пути ужесточения санкций за налоговые правонарушение. И хотя данный законопроект еще не принят, но предполагаем, что он в какой-то мере сократит число совершаемых неправомерных действий как гражданами и должностными лицами, так и организациями.

Подводя итог, нужно сказать, что в силу динамичного развития общества, нужно постоянно совершенствовать законодательство и не стоять на месте.

 

Литература:

 

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
  4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  5. Налоговые споры: сборник документов / общ. ред. М. Ю. Тихомирова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: [Изд. г-на Тихомирова М. Ю.], 2003 г. С. 22–23
  6. Лазарев В. В. Указ. соч. С. 131.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle