Библиографическое описание:

Глазунова А. А., Толоконникова Е. В. Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 193-196.



 

В статье рассматриваются перспективы противодействия коррупционным проявлениям в системе государственной службы, ответственность за должностные преступления.В статье обсуждаютсявопросы применения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов как средство борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная служба, антикоррупционная экспертиза, борьба с коррупцией.

 

In article prospects of counteraction to corruption manifestations in system of public service, responsibility for malfeasances are considered. In article questions of application of anti-corruption examination of legal acts and their projects as means of fight against corruption are discussed.

Keywords:corruption, corruption counteraction, public service, anti-corruption examination, fight against corruption.

 

В условиях развития демократического государства достижение эффективности в функционировании органов власти является одной из наиболее важных задач. Существует множество угроз, оказывающих негативное воздействие на функционирование государства. Одной из таких угроз является коррупция. В современном мире не существует абсолютно чистых, в коррупционном отношении стран, и избавиться от коррупции полностью практически не возможно. Однако по уровню коррупции одни государства в разы отстают от других. Коррупция как сложный социально-политический феномен оказывает серьезное воздействие на государство. Снижая эффективность функционирования политических институтов, тормозя социально-экономическое развитие государства, способствуя усилению социальной дифференциации, коррупция поражает все сферы жизни общества и вписывается в структуру общественных отношений. Борьба с коррупцией требует много сил и воли, как со стороны государства, так и со стороны общества.

В современной политической науке в последние десятилетия активно развиваются исследования, связанные с количественным изучением коррупции. Особенно эта тенденция характерна для США и стран Западной Европы. В России подобные исследования в меньшей степени популярны, не имеют постоянного характера и не охватывают масштабов всей страны. Однако в условиях федеративного государственного устройства, измерения коррупции по регионам позволили бы максимально эффективно осуществлять антикоррупционную политику. В силу различного уровня экономического развития субъектов РФ, количества и объемов коррупционных правонарушений стало бы возможным контролировать эффективность реализации антикоррупционной политики.

Глобализация мирового сообщества привела к тому, что коррупция в одной стране может негативно сказываться на развитии других стран. Учитывая угрожающий характер и значение для международного сообщества со второй половины XX века коррупция стала международной проблемой. В связи с чем, требуется исследовать причины возникновения коррупции, определить коррупционные преступления, как предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния и содержащие признаки коррупции. В свою очередь, коррупционная преступность определяется, как часть корыстной преступности и представляет собой совокупность коррупционных преступлений, совершенных за определенное время и на конкретной территории.

Коррупция неизменный спутник государства уже на протяжении многих веков. Как социально-негативное явление в обществе, коррупция начинает свое существование с формирования управленческого аппарата, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития. Проявление коррупции в России было связанно с возникновением системы «кормления» в период формирования и функционирования Древнерусского государства. Развитее системы «кормления» на местах привело к масштабным злоупотреблениям своими полномочиями со стороны воевод и наместников [1, с.460].

Появление коррупции как политического феномена может быть соотнесено с моментом становления древних городов — государств и формированием властной структуры в обществе. В период Римской империи термин «corrupta» начинает использоваться в Римском праве [2, с. 689]. Этимологически термин «коррупция» восходит к латинскому «corruptio», что означает порча, искажение, развращение. Однако упоминания о коррупции и необходимости борьбы с ней можно встретить ещё в работах Аристотеля, который считал, что именно законы в государстве должны предотвратить коррупцию среди должностных лиц [3, с. 547].

Понятие коррупции далеко выходит за рамки простого взяточничества. В современной Российской Федерации, не смотря на постоянно ведущуюся борьбу с коррупцией, не смотря на то, что создана нормативно-правовая база по борьбе с коррупцией, это одна из самых актуальных тем.

В первую очередь, существует необходимость в устранении пробелов в законодательстве — необходимо ввести определение понятия «коррупционное правонарушение» в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Законодательное закрепление понятия коррупционного правонарушения является острой практической необходимостью, так как не представляется возможным вести борьбу с явлением, правовые признаки которого не даны в составе его обязательных четырех элементов (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Если же оперировать понятием «коррупции», которое дано в Законе «О противодействии коррупции» [4], то «коррупция» будет ограничиваться небольшим рядом коррупционных деяний, предусмотренных ст. ст. 204, 290, 291, 289 УК РФ.

К наиболее распространенным нарушениям на государственной службе относятся: незаконное участие в управлении коммерческими организациями, осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими, непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, получение вознаграждения от физических или юридических лиц.

По мнению авторов, необходима систематизация составов административных правонарушений коррупционного характера в отдельной главе КоАП РФ. В юридической литературе этот вопрос освещался неоднократно, в том числе, Ю. В. Ростовцевой, которая указывает, что «перспективы совершенствования административного законодательства должны состоять в оптимизации международного опыта борьбы с коррупцией и во внедрении новых составов административных правонарушений» [5, с. 48].

Закрепление составов административных правонарушений коррупционного характера в КоАП РФ является перспективным направлением совершенствования правового регулирования в области борьбы с коррупцией. Законом будет осуществляться дополнительная защита интересов государственной власти и государственной службы от случаев коррупции.

Одной из причин роста коррупции в деятельности государственных служащих является не качественная нормативно правовая основа их деятельности. Отметим, что действующая нормативная правовая база недостаточно эффективно регламентируют исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, которые предоставляют гражданам, а также юридическим лицам соответствующие публичные услуги (лицензии, разрешения, заключения и др.).

Некачественные законодательные предписания во многом способствуют разрастанию коррупции в системе государственной службы РФ. На взгляд авторов, перспективным является такой метод противодействия и пресечения коррупции, как проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность.

Многие авторы в своих работах указывали о необходимости введения данного метода. В частности, Ю. А. Тихомиров, отмечал, что «коррупциогенность в законодательстве выражается в действиях и решениях уполномоченных лиц, совершаемых в легальных формах, но являющихся противоправными по их мотивам и результатам использования, а также в противоправных действиях и решениях, совершаемых взамен легально установленных в законе». Мнение научной общественности было услышано — принят Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6].

Необходимо так прописать поведение субъекта права, чтобы у него не было возможности осуществлять действия коррупционного характера. Названные стандарты должны быть подготовлены для отдельных сфер деятельности (государственная служба, государственные закупки, распоряжение объектами государственной собственности, контрольно-надзорная деятельность).

Необходимо отметить, что предписание политико-правового документа относительно разработки и введения антикоррупционных стандартов до сих пор остается нереализованными: ни в научных кругах, ни в законодательных органах достойного внимания не уделялось даже обсуждению возможных механизмов решения поставленной задачи.

Когда противодействие коррупции находится в компетенции нескольких организаций, за итоговый результат антикоррупционной политики никто не будет отвечать. В России именно так и происходит: коррупции противодействуют более десятка правоохранительных и контролирующих ведомств, но безрезультатно. По мнению авторов, этот вопрос нуждается в более глубоком изучении и в научной дискуссии [7].

В связи с этим, можно высказать следующие предложения по совершенствованию общественного контроля, как средства противодействия коррупции: необходимо разработать и принять комплекс мер по защите заявителей о фактах коррупции, распространив его как на физических, так и на юридических лиц; необходимо широкое информирование граждан о деятельности общественно-государственных антикоррупционных органов, в том числе путем размещения информации на интернет-сайтах; проведение образовательных и пропагандистских мероприятий с целью повышения уровня гражданского правосознания и антикоррупционной активности населения.

Таким образом, по результатам анализа можно сделать вывод о том, что коррупция предстает как сложно явление, имеющее различные формы проявления. Изучение коррупции осложняется отсутствием единого и общепризнанного определения. На данный момент можно выделить специфические черты коррупции, к которым относятся латентный, противоправный и нелегальный характер, привязка к властному ресурсу, наличие личной заинтересованности, наличие возможности получения личной выгоды (как материального, так и не материального характера).

 

Литература:

 

  1. Котляров С. Б. Коррупция: понятие, сущность и причины возникновения / Инновации в образовательной среде: материалы Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Б. Ф. Кевбрин. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Саранск: ЮрЭксПрактик, 2015. С. 459–463.
  2. Чичеров Е. А. Рецепция римского права // Научное обозрение. 2014. № 12. С. 689–692.
  3. Аристотель. Политика // Сочинения: В. 4 Т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
  4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  5. Ростовцева Ю. В. Административная ответственность за коррупционные правонарушения в системе государственной службы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 3. С. 47–52.
  6. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ 20.07.2009. № 29. Ст. 3609.
  7. Коррупция: основные тенденции противодействия / Андреева Л. А., Альжанова Ф. Г., Епифанова Е. В., Жадан В. Н., Захаров Н. В., Котляров С. Б., Кукушкин О. В., Монахов О. Н., Павлисова Т. Е., Панзабекова А. Ж., Романова И. С., Рузанов Р. М., Турсынбаева Д. К., Халитова М. М. Коллективная монография / Под ред. Л. А. Андреевой. Новосибирск: НП «СибАК», 2015. 196 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle