Библиографическое описание:

Кобылинская С. В., Петросян М. М. Проблема трудоустройства лиц, имеющих (имевших) судимость [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 190-193.



 

Социальная адаптация раннее судимых граждан в сфере трудоустройства-необходимая мера профилактики рецидивной преступности. По статистике основными причинами совершения повторных преступлений являются социальная неудовлетворенность и безработица. И именно поэтому необходимо активировать процесс устройства на работы данной категории граждан посредством постановки их на учет в центр занятости населения. Согласно закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032–1«О занятости населения в Российской Федерации», политика государства способствует занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, то есть тем, кто впоследствии будет испытывать трудности при поиске и трудоустройстве из-за наличия судимости.

Выявление либо отсутствие ограничений в реализации трудовых прав для лиц, имеющих (имевших) судимость и находящихся (находившихся) в уголовном преследовании со стороны закона в лице органов исполнительной власти РФ требует тщательного исследования. Очевидным является тот факт, что нахождение лица в местах лишения свободы ограничивает его право на труд. Поэтому стоит разобраться с какого момента лицо восстанавливает свои права в сфере трудовых отношений. Таким моментом считается погашение судимости, то есть при истечении отбытия срока наказания, либо снятие судимости по решению суда. Важно отметить, что лица, имеющие судимость-это те лица, у которых не погашена судимость, а равно для лиц, у которых она погашена используется словосочетание «имевшие судимость». Так, закон Краснодарского края от 8 февраля 2000 г. № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» устанавливает, что лица, освободившиеся из мест лишения свободы до погашения судимости имеют рабочее место по квоте. Содействие по трудоустройству данной категории лиц необходимо осуществлять по той причине, что не все работодатели готовы принять на работу лицо, имеющее судимость и зачастую такое лицо обречено на отказ в получении рабочего места.

Для поступления на работу мы нередко можем встретиться с тем, что работодатель потребует представить справку о наличии либо отсутствии судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям перед тем как заключить трудовой договор. Согласно статье 65 ТК РФ, предоставление данного документа необходимо лишь в тех случаях, когда этого требует специфика работы, на которую претендует лицо, имеющее судимость. Данный документ служит основанием для отказа в заключении трудового договора работодателем, который вправе провести конкурс и установить условия участия в нем других лиц, не имеющих криминального прошлого. Получается, что для работодателей справка о судимости автоматически превращает такого кандидата на рабочее место в человека второго сорта. Однако, потеря трудовых навыков лиц, имеющих (имевших) не значит их невозможность восстановления посредством получения образования как в местах лишения свободы, так и после.

Согласно новой редакции статье 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, но только в тех случаях если физическое лицо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством РФ [1]. Недоработка законодателя состоит в том, что при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо вправе указать вид деятельности, не связанный с обслуживанием несовершеннолетних, а спустя время подать заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В таком случае никакие статьи Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «не предусматривают возможность регистрирующего органа отказать во внесении изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в связи с намерением зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя начать осуществлять иные виды деятельности» [2].

Таким образом, необходимость предъявления справки связана только с заключением трудового договора для физических лиц и при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что означает, что требовать указанную справку с лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, работодатель не управомочен. Однако на практике оказывается, что проведении проверок обязывает наличие данной справки у работодателя.

Ограничены трудовые права для лиц данной категории в занятиях и педагогической деятельностью на основании статьи 331 ТК РФ. При анализе последней нормы, можно однозначно выделить то, что формулировка «имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию», использованная законодателем, в отношении запрета на педагогическую деятельность раз и навсегда закрывает доступ к занятиям данной профессии для лиц, которые имеют судимость за определенные преступления, исчерпывающий перечень которых перечислен в статье 331 ТК РФ. Поэтому судимость за иные преступления не будет являться основанием для отказа в приеме на работу, связанную с педагогической деятельностью. Важно заметить, что нормы уголовного кодекса, в частности статья 86 УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, то есть после снятия или погашения судимости лицо должно считаться несудимым.На сегодняшний момент снятие судимости осуществляется в судебном порядке при до истечения срока погашения судимости по ходатайству осужденного либо в несудебном порядке актом амнистии или помилования. То есть, по существу мы наблюдаем некое противоречие между нормой трудового и уголовного права.

На занятия трудовой деятельностью, связанные с несовершеннолетними, согласно статье 351.1 ТК РФ, не допускают лиц, имеющих судимость за преступление против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, семьи и несовершеннолетних и т. д.

По существу, требование работодателя предоставить справку будет незаконным, если деятельность не связано с ограничениями касаемо судимости. Случаются ситуации, когда работодатели справку не требуют, при этом заполнение анкеты, в которой содержится вопрос о судимости кандидата обязательно. Такая анкета не является нарушением, тем не менее, ее результаты могут повлиять на решение о трудоустройстве.

Важно помнить, что гражданин, имевший судимость их в прошлом, но не имеющий в настоящем (то есть касаемо погашенных и снятых судимостей) совершенно спокойно может указывать на ее отсутствие, так как действует ст.86 Уголовного кодекса, которая определяет, что погашенные и снятые судимости более не влекут правовых последствий. А также на данный вопрос в анкете при приеме на работу, не связанную с деятельностью, в отношении которой имеются какие-либо ограничения для судимых граждан, на законных основаниях можно не отвечать.

В целях содействия в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, до погашения судимости, в рамках соглашения между Департаментом труда и занятости Краснодарского края и Главным управлением внутренних дел по Краснодарскому краю, были проведены мероприятия по взаимодействию в части организации трудоустройства данной категории граждан.

Так, например, постановлением главы МО Кавказский район № 1840 от 24.11.2014 года «Об установлении минимального количества рабочих мест (квот) на предприятиях, организациях муниципального образования Кавказский район для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы в 2015 году» согласно которому 41 предприятию района уставлена квота на прием 262 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в категорию которых входят лица, освободившиеся из мест лишения свободы — до погашения судимости.

По состоянию на 1 июля 2015 года создано 86 квотируемых рабочих мест для граждан, освободившихся из мест лишения свободы, на 11 предприятиях и организациях района ЗАО Нафтатранс, ЗАО Рассвет, Кавказская дистанция пути, ООО Сельта, ОАО Кропоткингоргаз, ОАО КРЭМЗ, ООО Водоканал, ООО Опт Трейд, ООО КМЗ Радуга, ООО СПХ Дмитриевское, Распределительный центр в г. Кропоткине по профессиям: инженер по учету сырья и готовой продукции, подсобный рабочий, монтер пути, водитель автомобиля, токарь, грузчик, слесарь-ремонтник, диспетчер [3].

Согласно полученным от предприятий сведениям, по состоянию на 01.07.2015 года в счет квоты на предприятиях и организациях района работают 19 человек из числа освободившихся из мест лишения свободы.

Остаются нерешенными проблемы в трудоустройстве таких граждан из-за слаборазвитой инфраструктуры предприятий в сельской местности с численностью работников менее 100 человек, что ограничивает квотирование рабочих мест. Отсутствие навыков у лиц указанной категории, низкая профессиональная квалификация, низкооплачиваемые квотируемые рабочие места усугубляют их положение [4].

В современных условиях развития рынка труда в России проблемы, связанные с трудоустройством лиц, имеющих или имевших судимость, необходимо решать путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях [5]. Для исключения проблем необходимо восполнить пробелы в трудовом законодательстве РФ, в частности утвердить соответствие норм права и исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, удовлетворять трудовые права лица, имеющего судимость, дабы реализовать им свою трудовую функцию.

 

Литература:

 

  1.      О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431
  2.      И. Белицкая [Электронный ресурс]. URL:http://www.hse.ru/data/2012/12/21/1303560529/Criminal %20record.pdf
  3.      http://www.kubzan.ru/News/78aef70f-52d4–43c7-af1c-5f43a542175c
  4.      Кобылинская С. В. Актуальные вопросы трудового права и права социального обеспечения / С. В. Кобылинская // материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения профессора И. С. Войтинского. Под общей редакцией Сапфировой А. А. — М., 2014
  5.      Сапфирова А. А. Способы защиты трудовых прав, свобод и правовых интересов в сфере труда внесудебными органами государства / А. А. Сапфирова // Трудовое право. — 2008. — № 8. — С. 83.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle