Библиографическое описание:

Хуснутдинова С. А. Исполнительное производство в Российской Федерации [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 266-267.



Исполнительное производство в Российской Федерации

Хуснутдинова Светлана Азатовна, студент;

Научный руководитель: Ахметова Альбина Талгатовна, старший преподаватель

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал

 

В Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство отграничено от судебной власти и отнесено к ведению органов исполнительной власти. Данную сферу общественных отношений регулирует федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», а также федеральный закон от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Гражданско-процессуальном кодексе прописано, что судебные постановления вступившие в законную силу, законные распоряжения, поручения и требования, вызовы, обращения вынесенные судом являются для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, организаций, граждан обязательными и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Их неисполнение или иное проявление неуважения к суду влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительной реализации судебных и иных органов юрисдикционных актов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.

Данную деятельность осуществляет федеральная служба судебных приставов (ФССП), в частности, судебные приставы-исполнители. На них возложены задачи принудительного исполнения судебных актов и правовых актов других органов, а также обязанности по обеспечению установленного порядка деятельности всех судов судебной системы РФ. Суды при вынесении правовых актов и осуществлении контроля за исполнительным производством освобождены от обязанности по обеспечению исполнения принятых ими исполнительных актов.

К исполнительным документам относят: исполнительные листы, выдаваемые судами; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; удостоверения комиссии по трудовым спорам; требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств; постановления органов об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя.

Судебные приставы относятся к системе органов Министерства юстиции Российской Федерации и являются первыми участниками исполнительного производства.

Ко вторым участникам относят суд, в полномочия которого в исполнительном производтве входит: выдача исполнительных актов; отложение действий по исполнению правовых актов, приостановление и прекращение исполнительного производства; разъяснение решения, изменение способа и порядка исполнения; рассмотрение и разрешение жалоб на действия органов принудительного исполнения исполнительных докуменотов, а также рассмотрение исковых заявлений об освобождении имущества от ареста.

Третьи участники исполнительного производства — это непосредственно стороны: взыскатель и должник. Общие правила исполнительного производства распространяются по спорам имущественного и неимущественного характера как на физических, так и юридических лиц.

Прежде чем возбудить исполнительное производство нужно, чтобы взыскатель обратился с исполнительным документом в федеральную службу судебных приставов. Здесь пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Добровольное исполнение должник осуществляет в течение пяти дней с момента возбуждения. По заявлению взыскателя пристав — исполнитель может осуществить опись имущества должника и наложить арест на него.Исполнительное производство должно быть осуществлено в течение двух месяцев.

Должник может быть подвергнут приставом — исполнителем штрафу, если им не выполняются требования пристава-исполнителя, если должник нарушает законодательство России об исполнительном производстве, если им утрачен исполнительный документ, предоставлены недостоверные сведения о доходах и об имущественном положении, а также в других случаях предусмотренных законом. Кроме того, должник может быть подвергнут приводу или привлечен к уголовной ответственности в предусмотренных законам случаях.

Итак, в Российской Федерации был создан специальный федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба судебных приставов, задачей которой является организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Тенденция роста количества исполнительных документов, поступающих на исполнение в ФССП РФ с каждым годом возрастает.

Так, согласно докладу директора ФССП России А. О. Парфенчикова в феврале 2015 года на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в 2012 году на принудительное исполнение было предъявлено 33,7 млн.исполнительных документов, то в 2014 году — 39,6 млн. Соответственно возрастает общее количество исполнительных производств. На 2014 год их насчитывается 62 млн.

В результате деятельности судебных приставов-исполнителей в прошедшем году взыскано 430,3 млрд.рублей. В бюджет России перечислено свыше 125 млрд.рублей.

Для эффективности исполнения судебных решений и проведении единой государственной политики в сфере исполнения судебных актов на 2011–2020 годы Министерством юстиции РФ при участии ФССП России разработана долгосрочная программа повышения эффективности исполения судебных решений. В ней сформулированы основные цели, принципы, задачи и направления развития системы исполнительного производства.

Целями вышеуказанной программы указываются модернизация системы принудительного исполнения судебных актов, качественное повышение ее эффективности в современных условиях, создание правовых, экономических и организационных предпосылок для мотивации добровольного исполнения судебных актов без применения мер государственного принуждения.

Таким образом, создание эффективной системы исполнения судебных актов — это задача, без которой невозможно обеспечить гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций. Исполнение судебных актов представляет собой заключительную стадию судопроизводства. Именно в ней осуществляется реальная защита нарушенного или оспоренного права.

 

Литература:

 

  1.                Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) / Собрание законодательства РФ. 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  2.                Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) / «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, № 1, ст. 1.
  3.                Федеральный закон «О судебных приставах»от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 08.03.2015) / Собрание законодательства РФ. 28 июля 1997 г, № 30 ст. 3590
  4.                Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред.от 29.06.2015) / Российская газета от 6 октября 2007 г. № 223
  5.                Вставская И. М., Савченко С. А. Исполнительное производство. — Учебное пособие — 2010. — 232 с.
  6.                Гуреев В. А., Гущин В. В. Исполнительное производство. — Учебник — 2009. — 352 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle