Библиографическое описание:

Югов А. А. Сущность, содержание и форма Конституции РФ: вариант осмысления социального предназначения Основного Закона [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 43-49.



 

Процесс разработки Конституции России 1993 года, принятие и вступление её в силу, последующая за этим реализация новых конституционных институтов стали мощным стимулом для развития теории конституционного права. На свет появилось весьма значительное число монографий, статей, учебников и учебных пособий, многие из которых существенно обогатили конституционно-правовую науку [1]. Но в тоже время были созданы и такие разработки и исследования, которые имеют хотя и довольно оригинальные, но сомнительного характера попытки объяснить роль и социальное назначение Основного Закона. В результате накопился значительный объём интеллектуального продукта, требующий систематизации, взвешенного и критического осмысления и в тоже время позволяющий сформулировать некоторые выводы этапного значения по комплексу вопросов касающихся сущности конституции, её содержания и формы.

В условиях неопределённого множества мнений о понимании феномена конституции своевременной представляется, прежде всего, потребность осмыслить научное определение самого этого понятия. В методологическом плане подход к решению этой задачи обусловлен тем, что конституция объективно представляет собой важнейший итог мировой общечеловеческой культуры и венец развития права, как нормативного регулятора общественных отношений, дающего ответ на главный вопрос политической жизни, кому принадлежит официальная публичная власть в обществе. Все современные цивилизованные государства развиваются на основе конституций, которые признаются универсальными Основными Законами, обеспечивают политическую стабильность, способствуют успешному экономическому развитию и гарантируют устойчивое правовое положение личности. С учётом этого можно утверждать, что конституция — это Основной Закон общества и государства, выражающий интегрированную волю народа, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющий систему официальной публичной власти, определяющий основные начала правового положения личности и организации общественного и государственного строя, устанавливающий базовые принципы всей национальной правовой системы.

Весь исторический опыт существования правовых актов, известных как конституции (само это понятие использовалось для обозначения правовых актов ещё в Древнем Риме в период с 30-х годов до новой эры и по 476 год новой эры), указывает на то, что социальным предназначением Основного Закона является то, что он является: а) идеологическим документом, б) политическим документом и в) юридическим документом общества и государства.

Сущность конституции обнаруживается при анализе её как ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА общества и государства. В этом своём качестве она провозглашает признанные в данном обществе моральные и духовные ценности, которые лежат в основе законов и других нормативно-правовых актов; утверждает эти ценности авторитетом Основного Закона и порицает тех, кто не уважает и не соблюдает освященные конституцией нравственные идеалы народа.

Защита нравственных начал юридической мощью Основного Закона имеет сугубо практическое политическое значение, так как служит укреплению и сохранению государства и других публично-властных структур, без которых немыслимо нормальное развитие общества в целом. Достаточно напомнить в этом отношении, что основными причинами распада и гибели всех известных в истории крупных государств (так называемых империй) были три фактора: это 1/коррумпированность чиновников и разложение государственного аппарата, 2/алчность, не знающая границ и 3/ духовная деградация общества, проявляющаяся в таких социальных язвах как пьянство, преступность и тунеядство.

Характеризуя Конституцию как идеологический документ, надо подчеркнуть, что «бездуховных» и «безыдейных» конституций не существует. Любая Конституция выражает конкретные идеалы общественного развития, и нет такой Конституции, в основе которой не было бы определённой системы духовных и моральных ценностей. Конституция всегда отражает достаточно устойчивое философское мировоззрение.

Весомым доказательством объективного характера идеологического содержания конституции является то, что, как идеологический документ, Конституция строится на определённых принципах. В числе принципов Конституции РФ 1993 года следует выделить мировоззренческие идеи, доминирующие в сознании законодателя и разделяемые обществом. Это: 1/идея добра, 2/идея гуманизма, 3/идея справедливости, 4/идея общественного прогресса и плюрализма общественного развития, 5/идея суверенитета народа и государства, 6/идея приверженности принципам конституционализма и верховенства права, 7/идея признания общечеловеческих ценностей, в том числе естественных прав человека и 8/идея мирного сосуществования с другими народами и государствами [2]. В тоже время от принципов Конституции, как универсальных и самых широких философских идей, формирующих её сущность и оказывающих влияние на содержание и форму Основного Закона, следует отличать конституционные принципы отдельных отраслей права. Последние являются отражением и преломлением общеконституционных принципов в сфере регулирования тех однородных групп общественных отношений, которые составляют предмет той или иной конкретной отрасли права. Например, действующая Конституция РФ закрепляет такие принципы уголовного права, как гарантии неприкосновенности личности и её достоинства, равенство всех перед законом и судом, соблюдение подсудности, гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях предусмотренных федеральным законом, обеспечение презумпции невиновности и так далее.

По своему содержанию конституция представляет собой ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ общества и государства. В этом своём качестве Конституция:

Во-первых, даёт ответ на вопрос, кому принадлежит официальная публичная, в том числе и в первую очередь государственная власть в обществе, и закрепляет формы и организационную структуру власти;

Во-вторых, являясь политическим документом, Конституция закрепляет достигнутый данным обществом уровень развития демократии, в том числе признаёт и провозглашает гарантии развития гражданского общества;

В-третьих, устанавливает основы взаимоотношений между отдельной личностью, с одной стороны, и государством в целом, с другой стороны, то есть определяет степень свободы человека и гражданина;

В-четвёртых, фиксирует основные формы собственности и определяет роль государства в системе социальной и хозяйственной жизни общества;

В-пятых, определяет долговременные и стратегические принципы внутренней и внешней политики государства;

В-шестых, конституция закрепляет в своих нормах наиболее важные в политическом отношении институты.

Исторический опыт конституционного развития большинства государств в мире убеждает в том, что все конституции в той или иной мере носят политический характер. Например, первые писаные конституции — первая в мире писаная конституция- Конституция США 1787 года и первая в Европе писаная конституция — Конституция Франции 1791 года — однозначно закрепляли новую для того времени политическую философию, которая включала в своё содержание такие положения, как: 1/сильное централизованное государство, 2/ единый в пределах суверенного государства рынок, основанный на равенстве всех форм собственности, 3/разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, 4/признание юридического равенства всех граждан и 5/действие принципа «разрешено всё, что не запрещено законом».

Исключительно важно обратить внимание на то, что Конституцию, как главный политический документ общества и государства, характеризуют основные черты. Большинство авторов среди таких признаков, которые являются основными чертами конституции, выделяют: 1/ основополагающий характер Основного Закона, 2/ народность, 3/реальность, 4/стабильность, 5/научность, 6/ значение конституции не только как Основного Закона государства, но и общества, 7/ сочетание традиций и инноваций. Обычно они подробно излагаются в учебной литературе [3, С.161–165].

В научной и учебной литературе известны отличающиеся большим многообразием перечни основных черт конституций, которые дают достаточно определённое понимание её политической значимости. Несмотря на это, есть основания дополнить существующие представления по этому вопросу указанием на те современные признаки современных конституций, которые имеют особо важное значение для понимания её политической сущности. И здесь, прежде всего, надо отметить то, что действующую российскую Конституцию как основной политический документ характеризует толерантность, то есть терпимость к иному и чужому, стремление жить в мире и согласии со всеми другими народами и государствами в соответствии с общепризнанными общедемократическими принципами и ценностями; создание атмосферы политического и правового комфорта для каждого человека в социальной среде его обитания.

Особо также следует выделить такую основную черту Конституции РФ как гуманизм, который в общей симфонии благородных идей российского Основного Закона звучит как самая высокая нота. Ведь Конституция России 1993 года впервые признала, закрепила и гарантировала естественные и неотъемлемые права человека и гражданина, объявила личность высшей ценностью общества. Как отмечает, характеризуя нашу Конституцию, проф. Зорькин В. Д.: «Отстаивание прав человека — абсолютный приоритет для любого политика, присягнувшего гуманизму» [4, С.33].

В числе основных черт первой демократической Конституции нашего государства существенное значение имеет её универсальный плюрализм, включающий в себя идеологическое, политическое, этническое, религиозное и языковое многообразие. Конституционное утверждение такого культурного разнообразия — залог успешного развития общества по пути свободы, демократии и прогресса.

Рассмотренные выше признаки Конституции, которые характеризуют её как идеологический и политический документ, позволяют утверждать, что Конституция — это не только Основной Закон государства, но и Основной Закон общества в целом.

Третья составная часть социального назначения конституции — это её форма, которая объективируется в том, что Конституция представляет собой ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ общества и государства. В этом своём качестве она представляет собой ЗАКОН ОСОБОГО РОДА, стоящий над текущими законами, и обладающий более высокой юридической силой, чем все остальные законы и подзаконные акты. В известном смысле Конституция — это закон законов. Не случайно для обозначения конституций нередко используют также термин «Основной Закон», как равнозначный понятию «конституция». Это второе обозначение конституции также подчёркивает её приоритетное положение среди всех других нормативно-правовых актов.

Выполняя своё юридическое предназначение, Конституция содержит правовые нормы, с помощью которых регулируются самые главные общественные отношения. Как правило, конституционной регламентации подвергаются такие явления общественной жизни, как:

1-е) Организация официальной публичной власти, включая государственную и муниципальную власть и принцип разделения властей;

2-е) Права, свободы и обязанности человека и гражданина и основные механизмы их реализации;

3-е) Основные институты гражданского общества, принципы и гарантии их функционирования;

4-е) Сущность государства, его основные общесоциальные состояния, институты и органы;

5-е) Международно-правовая позиция государства;

6-е) Формы и институты социально-экономического развития общества и государства;

7-е) Система юридической защиты и охраны Основного Закона, в том числе институты конституционного контроля и надзора.

Как главный юридический документ любая конституция обладает юридическими свойствами. Естественно поэтому, что практически в каждом учебнике авторы раскрывают наиболее значительные, по их мнению, юридические свойства. Так, например, в учебнике «Конституционное право России» под ред. Кокотова А. Н. и Кукушкина М. И. в числе таких юридических свойств называются: прямое действие, верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок охраны конституции [5, С.82–84].

Выходя за пределы обычных представлений об юридических свойствах Конституции РФ целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, все юридические свойства конституции важно разделить на две группы: 1) общие для всех федеральных законодательных актов юридические свойства Основного Закона, например, обязательный для соблюдения и исполнения характер, прямое действие, распространение юридической силы на всю территорию государства и так далее; и 2) специфические юридические свойства Основного Закона, то есть те признаки конституции, которые отличают её от обычных законов. В числе последних необходимо наряду с традиционно выделяемыми в учебной литературе особо отметить такие юридические свойства конституции, как: а/ конституция несёт в своих нормах алгоритм построения иерархии всех правовых актов всей национальной правовой системы в силу того, что закрепляет соотнесённость правовых актов внутри федеральных высших органов государственной власти с учётом их юридической силы и на основе этого же критерия определяет соотношение правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти; б/ содержит в себе эталонный образец юридической техники; в/ имеет в своём содержании опорные ориентиры для формирования понятийного аппарата используемого в правотворческой и законотворческой деятельности.

Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что правовые нормы Конституции РФ 1993 года не однородны по своей юридической силе и, опираясь на комплексный анализ всего содержания конституции, можно выделить 4 грани их конституционной силы. Первой степенью конституционной силы обладают нормы содержащиеся в главе 1, которые составляют «конституцию в конституции» и которым не могут противоречить никакие другие положения данной Конституции; второй степенью конституционной силы обладают нормы содержащиеся в главах 2 и 9, которые могут быть отменены только путём принятия новой конституции; третьей степенью конституционной силы обладают нормы содержащиеся в главах с 3 по 8 включительно, которые могут быть изменены лишь путём принятия особого закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ; четвёртой степенью конституционной силы обладают правовые положения статьи 65 Конституции РФ, так как они могут быть изменены либо в результате принятия федерального конституционного закона (согласно части 1 статьи 137 Конституции РФ), либо комбинированным способом, когда субъект РФ принимает закон об изменении своего наименования, а Президент Российской Федерации издаёт Указ о внесении нового наименования субъекта федерации в статью 65 Конституции РФ (часть 2 статьи 137 Конституции РФ).

Известно, что в философской литературе под формой понимается вид или образ определённого объекта материального или духовного мира. При этом объектом может быть предмет, явление, процесс, состояние или мысль. Соответственно под формой конституции следует понимать различные внешне объективированные состояния Основного Закона.

Форма действующей Конституции РФ имеет три разновидности: это 1/ юридическая форма, 2 /внешняя форма и 3/ внутренняя форма.

Если учесть, что все конституции по их юридической форме делятся на писаные и неписаные, то следует констатировать, что Российская Конституция 1993 года является классической писаной конституцией. Она представляет собой единый правовой документ, который целостно регулирует самые важные и особо значимые общественные отношения.

Внешняя форма Конституции РФ 93 года, как и любой другой конституции, состоит из трёх элементов: это — а/ особое название, б/ язык и в/ стиль. Первый элемент внешней формы — особое название — объективируется в том, что из всей массы других законов Основной Закон выделен с помощью термина «конституция». Второй элемент внешней формы — язык, то есть система лингвистических средств, обеспечивающих текстуальное оформление идей и институтов Основного Закона. Характеризуя этот элемент внешней формы конституции, можно констатировать, что она написана современным и грамотным юридическим языком. И третий элемент внешней формы — стиль, то есть литературный слог или совокупность приёмов в использовании языковых средств. Текст действующей российской Конституции излагается официальным деловым стилем.

Особого внимания и более глубокого анализа, на наш взгляд, заслуживает внутренняя форма конституции.

Необычное содержание и особое предназначение конституционного права в общей внутригосударственной правовой системе отчётливо просматриваются в структуре внутренней формы действующей федеральной Конституции России.

Структура Конституции РФ 1993 года представляет собой логически выстроенную внутреннюю форму Основного Закона, которая содержит целый ряд раздельных составных частей, обособленных в соответствии с требованиями классической юридической техники. В числе таких составных частей необходимо выделить следующие элементы структуры внутренней формы:

Первый элемент структуры внутренней формы федеральной конституции — преамбула. Специфическое содержание преамбулы (вводной части) конституции в том, что в ней сформулированы принципы, составляющие базовую философию Основного Закона. Они имеют значение не только как принципы самой Конституции РФ, но и как общие принципы всей российской правовой системы. Важнейшими из них являются такие воспринятые законодателем идеи, как идея добра, идея справедливости, идея гуманизма, идея патриотизма, идея народовластия, идея законности и другие.

Второй элемент — разделы. В содержании российской Конституции 1993 года выделены два раздела. Разделы конституции — это наиболее крупные составные части текста Основного Закона, в границах которых расположены все последующие структурные элементы этого правового акта. Первый раздел не имеет титула, но обозначен словами, указывающими на его место в тексте Основного Закона. Второй раздел представляет собой «Заключительные и переходные положения» и включает в своё содержание 9 параграфов (абзацев), которые определяют порядок вступления в силу данной конституции, отменяют действие предыдущей конституции и фиксируют общий правовой принцип, согласно которому все законы и другие правовые акты, ранее действовавшие на территории Российской Федерации, применяются только в части не противоречащей Конституции РФ 1993 года.

Третий элемент — главы. Первый раздел Конституции РФ содержит 9 глав, ранжированных по своей социально-политической значимости так, что порядок их расположения имеет не только формальное, но и содержательное значение. Каждая из этих глав имеет собственное наименование. Их наименования обусловлены достаточно строго определённым тематическим содержанием. Названия глав вынесены в содержание Основного Закона.

Четвёртый элемент — статьи. Главы первого раздела состоят из статей, которые не имеют собственных названий, но размещены в соответствии со сквозной нумерацией по всему тексту первого раздела. Всего статей 137. Каждая статья представляет собой монографически цельный правовой акт и снабжена порядковым номером.

Пятый элемент — часть статьи. Из 137 статей первого раздела 101 статья делится на части. Часть статьи оформлена как отдельный абзац, обозначенный арабской цифрой –1, 2, 3 и так далее. Например, статья 1 Конституции РФ 1993 года состоит из двух частей.

Шестой элемент — пункт статьи. В некоторых случаях статьи федеральной конституции разбиты на пункты, представляющие собой текст, выделенный в виде абзаца и обозначенный строчными буквами русской письменности на кириллической графической основе. Например, статья 71 Конституции РФ 1993 года содержит 18 пунктов, обозначенных буквами от «а» до «т».

Седьмой элемент — пункт части статьи. Этот элемент структурного построения Основного Закона России 1993 года объективирован в том, что в некоторых случаях на пункты разбита не сама статья, а её составная часть, выделенная и обозначенная арабской цифрой. Например, часть 1 статьи 72, в которой перечислены полномочия Российской Федерации и её субъектов в сфере совместной деятельности, содержит 14 пунктов обозначенных буквами от «а» до «о».

Восьмой элемент — абзац в составе части статьи. Это фрагмент текста, связанный смысловым единством и выделенный отступом первой строчки, но не имеющий самостоятельного символического цифрового обозначения в отличие от статьи, состоящей из одного абзаца обозначенного порядковым номером. Например, часть 1 статьи 65 Конституции РФ 1993 года разделена на 6 абзацев, в которых приводится перечень субъектов Российской Федерации. Важно обратить внимание на соблюдение формальной логики в организации структуры самого абзаца. Более важные положения в нём должны предшествовать менее значительным и более существенные правила должны быть перечислены в первоочередном порядке, как это сделано, например, в части 3 статьи 11 федеральной конституции. Кроме того, нужно иметь в виду, что рациональная структура абзаца предполагает, что вначале должно быть сформулировано общее правило, а затем исключения из него; примером здесь может служить часть 3 статьи 35 федеральной российской Конституции.

Девятый элемент — предложение в составе статьи, части статьи или пункта статьи. Каждое отдельно взятое предложение содержит законченную по своему смысловому содержанию мысль (суждение) и тем самым обеспечивает столь необходимую для надлежащего применения дифференциацию правового материала. Указание на порядковый номер предложения в составе статьи или части статьи — существенное условие для того, чтобы точно адресовать исполнителя к соответствующему конституционному правилу или принципу. Статья может состоять из одного, двух и более предложений. Например, статья 58 Конституции РФ состоит из одного предложения, а часть 4 статьи 3 состоит из двух предложений.

Десятый элемент — часть предложения. Грамотное использование этого элемента внутренней формы конституции отчётливо прослеживается в части 2 статьи 3 Конституции РФ 1993 года, которая состоит из одного сложносочинённого предложения, в котором первая часть предложения: «Народ осуществляет свою власть непосредственно…» устанавливает и закрепляет прямое народовластие, а вторая часть предложения: «…а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» фиксирует формы представительного народовластия. То есть каждая составная часть предложения несёт собственную смысловую нагрузку.

Одиннадцатый элемент — слово и словосочетание. В тексте конституции слово и словосочетание используются как термины призванные обозначить определённые юридические понятия; при этом в одних случаях юридические понятия обозначаются одним словом, например, «суверенитет», «гражданство», а в других случаях может быть использовано словосочетание, как, например, «правовой статус личности» или «правовое государство». Выделение этого элемента в структуре внутренней формы конституции вполне оправданно, так как в целях правильного толкования правовой нормы нередко возникает необходимость дать разъяснение смысла и содержания отдельного термина. Так, Конституционный Суд РФ своим постановлением № 2-п от 12 апреля 1995 года дал разъяснение, как следует понимать словосочетание «общее число депутатов Государственной Думы».

Двенадцатый элемент — морфема как минимальная часть слова. В структурном отношении слово состоит из морфем (корень, суффикс, приставка), которые имеют лексическое или грамматическое значение способное изменять смысловое значение слова. В тексте конституции морфемы могут быть использованы для придания разного смыслового значения словоизменённым формам, образованным от одного корневого слова. Например, в пункте «г» части 1 статьи 72 Конституции РФ для определения способа разделения государственной собственности между субъектами федеративных отношений законодатель использует термин «разграничение», который указывает на завершённый характер производимого действия; а в части 2 статьи 74 Конституции РФ использует уже другой термин, образованный тоже от слова «граница» — «ограничение», который предполагает уменьшение права свободного движения на территории РФ товаров, услуг и финансовых средств, установленного в части 1 этой же статьи. Приставки «раз» и «о» в этих терминах, образованных от одного и того же корневого слова, придают разное правовое содержание устанавливаемым правилам и выполняют роль самостоятельного структурного элемента внутренней формы конституции как правового акта.

Научно обоснованная и логически стройная дифференциация текста конституции на составные части имеет особо ценное практическое значение, поскольку глубоко структурированная внутренняя форма Основного Закона позволяет на высоком профессиональном уровне понимать, разъяснять и применять конституционные нормы и конституционные институты, а также обеспечивает высокую точность в реализации коммуникативной функции конституции.

Рассмотренные выше основные состояния конституции: во-первых, в виде идеологического документа, когда это состояние отражено в принципах Основного Закона; во-вторых, в виде политического документа, где это состояние обнаруживается в основных чертах Основного Закона; и, в-третьих, в виде юридического документа, в котором данное состояние представлено юридическими свойствами Основного Закона; соотносятся между собой как сущность, содержание и форма правового акта, каким в данном случае является генеральный правовой акт всей национальной правовой системы — Основной Закон общества и государства.

Такое объяснение сущности, содержания и формы конституции позволяет более системно и продуктивно исследовать правовые институты и юридические механизмы действующих Основных Законов и более активно использовать возможности их воздействия на развитие общественных отношений.

 

Литература:

 

  1. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — Москва, 2000; Автономов А. С. Ценность конституции // Государство и право. 2009. № 3; Добрынин Н. М. Конституционализм в новейшей истории России: потенциал и возможности // Государство и право. 2009. № 2; Зорькин В. Д. Современный мир, право и Конституция. Москва, 2010; Кравец И. А. Формирование российского конституционализма. Проблемы теории и практики. Москва, 2001; Кутафин О. Я. Предмет конституционного права. Москва, 2001; Медушевский А. Н. Теория конституционных циклов. М., Издательский дом ГУ ВШЭ,2005. Хабриева Т. Я., Теория современной конституции. М., 2007; Чиркин В. Е. Конституционная терминология. Монография. М: НОРМА: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  2. В научной юридической литературе имеется значительное число работ о принципах действующей Конституции РФ и конституционных принципах, авторы которых предлагают своё видение их понимания. См: Джагарян А. А. О природе конституционных принципов в национальной правовой системе //Конституционное и муниципальное право.2009. № 17; Агеев О. Г. Совершенствование правовых механизмов реализации конституционных принципов на региональном уровне //Юридические науки. 2008. № 6; Ведяхин В. М. Конституционный Суд РФ об общеправовых принципах // Российский юридический журнал. 2009. № 1; Ковачёв Д. А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность //Журнал российского права. 1997. № 9.
  3. Авакьян С. А. Конституционное право России. Том 1. М.: Юрист, 2005.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под редакцией В. Д. Зорькина и Л. В. Лазарева. М.: ЭКСМО,2009.
  5. Конституционное право России. Учебник. Ответственные редакторы А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М.: НОРМА, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle