Библиографическое описание:

Гаврищук С. В. Пособие по безработице: проблемы реализации [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 28-31.



 

Становление и развитие рыночной экономики в Российской Федерации, основывающейся на конституционной норме о свободе экономической деятельности, сопровождается обострением на рынке труда, которое характеризуется сокращением объемов производства, изменением профиля предприятий, прекращением деятельности многих организаций. Эти явления порождают безработицу.

Рост безработицы напрямую отражается на экономике государства. Появление большого количества невостребованных работников пагубно сказывается на развитии производства — работники утрачивают квалификационные навыки, замедляется модернизация производства, снижается качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, прекращается экономический рост [9, c.241].

С позиции индивидуальности безработица негативно отражается на психоэмоциональном состоянии человека. Зачастую работа по найму является единственным источником формирования средств материального существования, как самого человека, так и членов его семьи.

Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечивать свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые, в силу определенных обстоятельств не имеют возможности это делать. Общество не может оставить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм [6, c.299].

Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 25) провозгласила «право на обеспечение» в случаях утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, не указав, что такое обеспечение должно быть «социальным», т. е. за счет общества. Но Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9) признает «право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

Современная Россия провозгласила себя в ст. 7 Конституции Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу этого одной из важнейших задач Российской Федерации являете социальная защита граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение. Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации и защиты имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества [8, c.98].

Совершенно очевидно, что тяжесть рисков безработицы государство должно разделить с гражданами.

Обратимся к истории. Первый законодательный акт, признавший ответственность государства за существование безработицы, а также необходимость социальной защиты граждан, оказавшихся не по собственной воле без работы, был принят в августе 1917 г. Временным правительством. Факт признания государством необходимости осуществить противодействие росту безработицы был очень важным.

Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х гг. прошлого века. Начиная с 1929 г., крен в регулировании безработицы государством был сделан в сторону возврата к административно-мобилизационным мерам, уже апробированным в период гражданской войны. Начавшаяся форсированная индустриализация требовала значительного количества рабочей силы, цена на которую устанавливалась директивно и изначально на низком уровне. Стройки первой пятилетки оказались способными поглотить не только относительно избыточное население — вчерашняя безработица сменилась хроническим дефицитом трудовых ресурсов. Это вовсе не означало создание более эффективного механизма использования рабочей силы. С начала 1930-х гг. принуждение превращалось в постоянно существующий фактор регулирования трудовых отношений [5, c.124].

В 1930 г. была прекращена выплата пособий по безработице. 13 марта 1930 г. закрыли последние биржи труда. Было объявлено о ликвидации безработицы в СССР.

Сфера занятости населения с конца 1970-х — начала 1980-х гг. все более автономизировалась от государственного диктата, что нашло свое проявления в росте теневой экономики и теневых социальных рынков, нарастании добровольной безработицы в республиках Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа.

И, тем не менее, с середины 1980-х гг. сложившаяся система все более и более входила в глубочайший не ситуационный и временной, а системный кризис. Крах советской социально-экономической и политической системы был предопределен, в том числе и прогрессирующим исчерпанием ресурсов принуждения в сфере труда и занятости населения [5, c.117].

В современной России создана разветвленная система социальной защиты, которая включает в себя, в том числе и меры по защите от безработицы, основанные на ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации. Правовой механизм защиты от безработицы характеризуется комплексностью и реализуется через: формирование государством норм трудового законодательства, гарантирующих работникам защиту от незаконного и необоснованного увольнения; материальную поддержку государством граждан, потерявших работу; государственное содействие гражданам в реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [9, c.17].

Одной из гарантий социальной поддержки безработных является выплата пособий по безработице.

Право безработного на получение пособия по безработице может также быть отнесено к числу гарантий, которые должны обеспечивать реализацию права на жизнь во всех ее проявлениях, в том числе возможность физиологического и социального существования граждан, которые по независящим от них причинам не могут зарабатывать себе на жизнь трудом в связи с невозможностью получить оплачиваемую работу [10, c.126].

Одним из основополагающих законов в сфере социальной политики государства является Закон РФ от 19.04.1991г.№ 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), в котором указаны условия предоставления пособия по безработице.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно п. 3 ст. 31 Закона о занятости пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.

В соответствии со ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Средний заработок определяется в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 года № 62. При этом из расчетного периода исключается время, когда работник получал пособие по беременности и родам, не работал в связи с простоем по вине работодателя, не имел возможности выполнять свою работу в связи с забастовкой и др. [7, c.312].

По общему правилу размер пособия устанавливается:

1)       в первом (12-месячном) периоде выплаты: первые три месяца — в размере 75 % их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца — в размере 60 %; в дальнейшем — в размере 45 %, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

2)       во втором (12-месячном) периоде выплаты — пособие выплачивается в минимальном размере, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице начисляется: в первом (6 — месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице; во втором (6 — месячном) периоде — в размере минимальной величины пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Схему выплаты пособия и перерывов можно представить следующим образом: 18 месяцев (12 месяцев + перерыв 6 месяцев) + 18 месяцев (12 месяцев + перерыв 6 месяцев).

Закон о занятости предусматривает минимальную и максимальную величину пособия по безработице, которая, начиная с 1 января 2005 г., ежегодно определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1382, установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год, в соответствии с которым, минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальный — 4900 рублей. Указанные размеры пособия остаются стабильными с 2009 года.

В Сахалинской области на величину пособия начисляется районный коэффициент (Курилы — 2; г. Оха, п. Ноглики — 1,6; г. Южно-Сахалинск и другие районы — 1,4). С учетом районного коэффициента минимальное пособие в г. Южно-Сахалинске составляет 1190 рублей, максимальное — 6860 рублей.

До 2005 г. минимальный размер пособия устанавливался на уровне 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, а максимальный размер — не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В настоящее время, величина прожиточного минимума по Сахалинской области составляет 14 501 рубль для трудоспособного населения, что существенно разнится с размером пособия по безработице. Становится очевидным, что данные обстоятельства противоречат ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ведь достойная жизнь — это достаточный жизненный уровень для гражданина и его семьи, включая достаточное питание, одежду, жилище, и непрерывное улучшение условий жизни. Для устранения данного противоречия, необходимо установление размера пособия по безработице в процентах от прожиточного минимума (величина которого регулярно увеличивается), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Предлагаемый порядок является более рациональным, так как позволяет учитывать специфику условий проживания граждан в различных субъектах РФ, но нельзя допустить размер пособия по безработице равный величине прожиточного минимума, в связи с тем, что такой размер пособия будет являться дестимулирующим для трудоустройства безработного.

Кроме того, для установления социально стабильного общества необходимо: реальное обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, на добросовестный труд, так как данный фактор значительно влияет на порождение безработицы; проведение различных мероприятий направленных на предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть социально-экономический характер пособия по безработице, которое является одной из государственных гарантий гражданам Российской Федерации обеспечивающих социальную безопасность населения.

 

Литература:

 

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят в Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=5429
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 2014 — с. 4398
  4. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской федерации» (в ред. 22.12.2014 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863
  5. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат [Текст]: учеб. — практ. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. Л. Адриановская, И. В. Карданова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2015. — 455 с.
  6. Баглай М. В. Конституционной право РФ: учебник — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015– 768 с.
  7. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е. Е. Мачульская. — 3 — е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 587 с.
  8. Нелюбина, Е. В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации [Текст] // Государство и право, — 2010. — № 5. С. 98- 102.
  9. Орловский, Ю. П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.]; под ред. Ю. П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 539 с.
  10. Сулейманова, Г. В. Правовое регулирование обеспечения занятости населения: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2014. — 250 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle