Библиографическое описание:

Воронцов Н. Д. Соблюдение публичных интересов при приватизации государственного и муниципального имущества путем продажи без объявления цены [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 108-111.



 

В статье рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества путем продажи без объявления цены. Исследованы основные вопросы защиты публичных интересов при использовании данного способа приватизации. В результате автором предлагаются основные направления совершенствования правового регулирования механизма приватизации государственного и муниципального имущества путем продажи без объявления цены.

Ключевые слова:приватизация, публичная собственность, государственное имущество, торги, конкуренция, продажа без объявления цены

 

Актуальность вопросов, связанных с проблемами правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества путем продажи без объявления цены подчеркивается тем, что доля продаж федерального имущества без объявления цены в 2014 году составила 10,18 % от общего числа состоявшихся процедур. [1]

В нормах Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен довольно широкий перечень способов реализации государственного и муниципального имущества. Приватизация может осуществляться поэтапно с использованием установленных законом процедур: аукцион — продажа имущества посредством публичного предложения — продажа имущества без объявления цены. Каждая последующая процедура применяется в случае, если не увенчалась успехом предыдущая, т. е. имущество не было продано (приватизировано). В частности, неправомерно вслед за несостоявшимся аукционом продавать государственное или муниципальное имущество без объявления цены, пропуская при этом процедуру продажи посредством публичного предложения. [2]

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.

Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.

В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц. [2]

По результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества. Протокол об итогах продажи имущества должен содержать:

а)     сведения об имуществе;

б)    общее количество зарегистрированных заявок;

в)     сведения об отказах в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов и причин отказов;

г)     сведения о рассмотренных предложениях о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов;

д)    сведения о покупателе имущества;

е)     цену приобретения имущества, предложенную покупателем;

ж)   иные необходимые сведения.

Для определения покупателя имущества продавец вскрывает конверты с предложениями о цене приобретения имущества. При вскрытии конвертов с предложениями могут присутствовать подавшие их претенденты или их полномочные представители.

Если в указанный в информационном сообщении срок для приема заявок ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене приобретения имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества признается несостоявшейся, что фиксируется в протоколе об итогах продажи имущества.

Договор купли-продажи имущества заключается не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи.

При уклонении покупателя от заключения договора купли-продажи имущества в установленный срок покупатель утрачивает право на заключение такого договора. В этом случае продажа имущества признается несостоявшейся. [3]

На основании п. 5 статьи 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены. Положение определяет порядок организации продажи находящегося в собственности Российской Федерации имущества без объявления цены, подведения итогов продажи имущества без объявления цены и заключения договора купли-продажи имущества. В отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества Положение является примерным. [3]

Очевидно, что путем продажи имущества без объявления цены реализуется такое имущество, которое не вызывает особого интереса у потенциальных покупателей. Гаврилина Е. Ю., на наш взгляд, дает наиболее емкое сущностное определение продаже имущества посредством публичного предложения и продаже имущества без объявления цены — «механизм реализации низколиквидного имущества с помощью поэтапного снижения цены» [4, с. 23]. Таким образом, для успешной реализации имущества, законодатель предусмотрел возможность приобрести его за меньшую цену и без конкурентной борьбы. Безусловно, успешное вовлечение имущества в хозяйственный оборот является одной из главных целей приватизации. Это, в частности, проявляется в отсутствии права отзыва зарегистрированной заявки претендента [3]. Однако, из-за несовершенства законодательства, при продаже государственного и муниципального имущества без объявления цены возникает риск, что имущество будет продано за бесценок.

Продавец отказывает претенденту в приеме заявки в случае, если:

        заявка представлена по истечении установленного в информационном сообщении срока приема заявок;

        заявка представлена лицом, которое не уполномочено претендентом на осуществление этих действий;

        заявка оформлена с нарушением требований, которые были установлены продавцом;

        были представлены не все документы, предусмотренные информационным сообщением, или они оформлены ненадлежащим образом;

        представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем государственного, муниципального имущества.

Данный перечень оснований отказа в приеме заявки является исчерпывающим [3].

Установление каких-либо условий по принятию к рассмотрению предложения претендента о цене приобретения имущества (например, необходимость соответствия предложения о цене рыночной стоимости имущества) противоречит требованиям пункта 1 статьи 24 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества [5].

Фактически, единственным механизмом, ограничивающим возможную продажу неликвидного имущества за бесценок, являются действия членов конкурсной комиссии. Для признания торгов состоявшимися комиссией не только должна быть принята к рассмотрению сама заявка, но и предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке. У конкурсной комиссии отсутствует обязанность принятия к рассмотрению любое предложение о цене приобретения имущества [6]. Законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязательность заключения договора купли-продажи в случае непринятия собственником имущества условия о цене приобретения и право претендента на обращение в суд с иском о понуждении продавца к заключению договора.

Однако, отсутствие формального запрета на принятие комиссией к рассмотрению любого предложения о цене приобретения имущества можно назвать коррупциогенным фактором, в результате которого могут пострадать публичные интересы, в частности, не поступить в том объеме, в котором могли бы, средства в соответствующий бюджет. В случае наличия у членов комиссии корыстной заинтересованности в том, чтобы предмет конкретной приватизационной процедуры был получен конкретным лицом, комиссия может принять к рассмотрению минимальное предложение о цене от данного участника приватизации. На наш взгляд, необходимо скорейшее правовое урегулирование данной проблемы. В частности, возможным решением видится установление обязанности непринятия комиссией предложения о цене в случае, если данное ценовое предложение несоизмеримо с рыночной стоимостью приватизируемого имущества. Закрепление в законодательстве такой нормы, безусловно, может негативно сказаться на количестве вводимых в хозяйственный оборот объектов из государственной и муниципальной имущественной казны публично-правовых образований, но публичные интересы будут защищены от возможных недобросовестных действий членов конкурсных комиссий.

 

Литература:

 

  1. Отчет о деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом за 2014 г. URL: http://www.rosim.ru/about/reports/performance/260712 (дата обращения 29.07.15)
  2. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // «Российская газета», N 16, 26.01.2002
  3. Постановление Правительства РФ от 22.07.2002 N 549 «Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены» // «Российская газета», N 141, 01.08.2002.
  4. Гаврилина Е. Ю. Правовое регулирование реализации акций в процессе приватизации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006
  5. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2013 по делу N А17–2880/2012
  6. Определение ВАС РФ от 26.06.2014 N ВАС-7626/14 по делу N А57–7322/2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle