Библиографическое описание:

Угрюмова Ю. В. Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель и актов об их утверждении [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 93-96.

Согласно ст. 65 Земельного Кодекса РФ [1] кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Также кадастровая стоимость может применяться для определения арендной платы за земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности. Из этого можно сделать вывод о том, что кадастровая стоимость, определенная по результатам государственной кадастровой оценки земель, представляет собой важнейшую экономическую характеристику земельного участка и используется не только в рамках земельного законодательства, но и гражданского, а также налогового.

Кадастровая оценка земельных участков — процесс сложный, на любом этапе которого может произойти нарушение, что приведет к неверному результату оценки и его дальнейшему оспариванию.

Росреестр производит мониторинг судебной практики по делам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков. Он подразделяет все дела на категории в соответствии с основанием требований, которое, в свою очередь, зависит от этапа, на котором возникло нарушение: несоответствие отчета об оценке нормативным требованиям, несоблюдение порядка государственной кадастровой оценки, несоблюдение порядка утверждения результатов государственной кадастровой оценки, несоблюдение порядка внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.

Разумеется, плательщики земельного налога, арендаторы государственных и муниципальных земель заинтересованы в том, чтобы кадастровая стоимость представляла собой не слишком высокий показатель. Однако фактическая ситуация такова, что кадастровая стоимость может быть определена ошибочно и превышать действительную рыночную стоимость земельного участка в разы и даже в десятки раз, в результате чего собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи вынуждены существенно переплачивать за землю.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Эта норма является ключевой для оспаривания кадастровой оценки и подразумевает, что кадастровая и рыночная стоимости земельного участка, исходя из их природы, должны быть равными.

В настоящее время реализация права на судебную защиту своих интересов субъектами землепользования в связи с уплатой земельных платежей приобрела особую актуальность, причем наиболее активную позицию в этой сфере занимают хозяйствующие субъекты, для которых размер земельных платежей порой играет решающую роль в определении целесообразности ведения экономической деятельности. Юристы сходятся на мнении, что впоследствии случаи оспаривания результатов ГКОЗ будут получать все большее распространение [2]. В связи с этим анализирование перспектив оспаривания результатов ГКОЗ а также актов об их утверждении представляет особый интерес.

Для того чтобы составить комплексное представление о процессе оспаривания результатов кадастровой оценки земель, важно выяснить, какой орган уполномочен рассматривать данную категорию дел, а также порядок и сроки оспаривания. До вступления в силу Федерального Закона № 225-ФЗ от 21.07.2014 [3] часть 1 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» [4] предусматривала исключительную подсудность дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости арбитражным судам независимо от субъектного состава заявителей. Однако вышеуказанным законом были внесены изменения: при упоминании органов, в которые можно обратиться для оспаривания кадастровой стоимости, исключается слово “арбитражный”, остается только “суд” и “комиссия”.

Одновременно в Гражданский процессуальный кодекс РФ внесли поправки в статью о делах, подсудных судам уровня субъектов РФ (областные, краевые и пр.), а именно была добавлена категория дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ) [5].

Это дало основание некоторым юристам прийти к выводу о том, что из подведомственности арбитражных судов изымаются дела об оспаривании кадастровой стоимости юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями [6]. Однако вывод об очередном “урезании” компетенции арбитражных судов делать преждевременно по следующим причинам: во-первых, исключение слов “арбитражный” в Законе об оценочной деятельности свидетельствует лишь о том, что дела об оспаривании кадастровой стоимости могут быть подсудны не только арбитражным судам, но и судам общей юрисдикции. Такая формулировка сама по себе на лишает арбитражные суды возможности рассматривать данную категорию дел, а лишь устраняет их исключительную подсудность. Во-вторых, изменения в ГПК РФ были внесены не в части подведомственности дел об оспаривании кадастровой стоимости судам общей юрисдикции, а в отношении подсудности дел конкретным судам системы судов общей юрисдикции — судам уровня субъектов. Поэтому указание о рассмотрении дела «судом» означает только то, что для определения конкретного суда, компетентного рассматривать спор, необходимо дополнительно принимать во внимание еще и общие правила определения подведомственности (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ и нормы гл. 4 АПК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты определения кадастровой стоимости (а также решения комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями будут по-прежнему оспариваться в арбитражном суде, а физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя — в суде общей юрисдикции. То есть, законодатель, отменяя правила об исключительной подведомственности таких споров арбитражным судам, просто возвращается к общим правилам определения подведомственности этих споров.      Не менее важным вопросом, требующим изучения, является порядок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки земли. Данный порядок зависит от статуса заявителя: физическим лицом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии (на выбор); для юридических лиц обязательным является первоначальное обращение в комиссию, и только если комиссия отклонит заявление или не рассмотрит его за 1 месяц — в суд, т. е. установлен досудебный порядок обжалования. При оспаривании кадастровой стоимости в суде решение комиссии по существу вообще не изучается, значение имеет только факт обращения в комиссию. Законодателем также предусмотрена возможность отдельного оспаривания решений комиссии.

Комиссия в каждом субъекте РФ создается региональным управлением Росреестра. В нее входят представители самого Росреестра, Кадастровой палаты, органа исполнительной власти субъекта, а также представители предпринимательского сообщества и саморегулируемых организаций оценщиков (сменяются каждые 3 года не менее чем на 75 %). При этом чиновники могут составлять не более половины от общего числа членов комиссии.   Согласно ст. 24.18 ФЗ Об оценочной деятельности в РФ срок на обращение в комиссию — не позднее 5 лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но в любом случае до момента определения новой кадастровой стоимости. Ранее этот срок составлял всего 6 месяцев.

Основаниями для оспаривания кадастровой стоимости является:

-        обнаруженная заявителем недостоверность сведений, использованных для кадастровой оценки объекта;

-        определение рыночной стоимости объекта.

Отчет, на основании которого оспаривается кадастровая стоимость в комиссию или в суд, должен готовиться по состоянию на ту же дату, на которую рассчитывалась кадастровая стоимость при проведении государственной кадастровой оценки. В свою очередь, датой установления кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую Кадастровой палатой сформирован перечень объектов для оценки.

Государственную кадастровую оценку запрещено проводить чаще, чем раз в 3 года, а в Москве и Санкт-Петербурге — чаще раза в 2 года (ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности). Это означает, что теперь не удастся ежегодно менять кадастровую стоимость и игнорировать результаты оспаривания. Более того, введено ограниченно ретроспективное применение оспоренной кадастровой стоимости — для целей налогообложения и взимания земельных платежей она применяется с 1 января того года, в котором подано заявление в комиссию или суд (ст. 24.20 указанного закона). При пересмотре кадастровой стоимости в связи с техническими ошибками она начинает применяться с даты, когда была ошибочно внесена в кадастр недвижимости.

Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. В связи с этим, по мнению ряда правоведов, в дальнейшем землепользователям необходимо отвлечься от оспаривания непосредственно результатов ГКОЗ с целью признания их недостоверными и сконцентрироваться на обосновании требования к органу кадастрового учета об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. В таком случае достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания являться не будут.

 

Литература:

 

1.             Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ: (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 23.10.2014.

2.             Хотько А. В. Перспективы оспаривания в суде результатов государственной кадастровой оценки земель. / А. В. Хотько // М.: ИЦ РИОР, 2010. — 282 с.

3.             О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 21 июля 2014 № 225-ФЗ // Рос. Газета. — 2014. — № 169.

4.      Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федер. закон от 29 июля 1998 N 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — N 31. — ст. 3813.

5.             О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами: Федер. закон. Рос. Федерации от 04 июня 2014 № 143-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2014. — № 23. — ст. 2928.

6.             Тараданов Р. Д. ВАС здесь не стояло: о том, как урезали компетенцию арбитражных судов и каких я лично жду от этого изменений в судебной практике... / Р. Д. Тараданов // URL: http://zakon.ru/Blogs/vas_zdes_ne_stoyalo_o_tom_kak_urezali_kompetenciyu_arbitrazhnyx_sudov_i_kakix_ya_lichno_zhdu_ot_etog/12037 (дата обращения: 23.05.2015).

Основные термины: кадастровой стоимости, кадастровой оценки, государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости, оспаривании кадастровой стоимости, результатов государственной кадастровой, кадастровой оценки земель, земельного участка, кадастровая стоимость, оспаривания кадастровой, оспаривания кадастровой стоимости, результатов определения кадастровой, стоимости земельного участка, кадастровой стоимости земельных, кадастровой стоимости земельного, результаты определения кадастровой, оспаривания результатов, рыночной стоимости, кадастровой стоимости судам, кадастровой стоимости арбитражным

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle