Библиографическое описание:

Вус М. А. Государственная тайна в аспекте научно-исследовательской деятельности [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 20-22.

Инструмент обеспечения безопасности государства

Укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну, было и остаётся одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, согласно Конституции Российской Федерации определяется федеральным законом. [1, Ст. 29.4]

Государственная тайна ― защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [2, Ст.2].

Положения Федерального закона «О государственной тайне» обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне [3, с.2].

Экономическая категория

В области экономики, науки и техники государственную тайну составляют «сведения о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства» [2, Ст.5].

Государственная тайна это и экономическая категория. (По одной из оценок специалистов, обнародованной CNews.Ru, только рынок услуг по защите государственной тайны России в настоящее время достигает уровня в 40–60 млн. долларов в год.) Защита государственной тайны является необходимым звеном научно-производственного (технологического) цикла разработки, создания и использования продукции военного (оборонного) назначения. Это требует осуществления комплекса правовых, организационных, технических мер и проведения профилактических мероприятий.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Финансирование деятельности бюджетных организаций по защите государственной тайны осуществляется за счет бюджетных средств, а остальных предприятий, учреждений и организаций ― за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.            Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Государственная научно-техническая политика в сфере защиты государственной тайны

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Статус научного работника

Проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требует оформления соответствующего права на доступ к таким сведениям. Порядок и процедура оформления такого права определены законом и нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Для лиц, допускаемых к государственной тайне на постоянной основе, законом предусмотрены социальные гарантии.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте). Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей в виде разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. [4, Статья 81, ч. 1, п. 6, подп. «в«]

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в праве выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне, в праве на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения, а также в праве на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Статус научной организации

Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. Согласно прямой норме закона защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Порядок сертификации при этом осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научно-технической продукции

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ.

В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности организации, является их соответствие действующему в данной организации перечню сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

В случаях изменения функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие такими сведениями, обязаны принять меры по обеспечению их защиты и их носителей.

 

Литература:

 

1.         Конституция Российской Федерации.

2.         Закон РФ «О Государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485–1 «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 г. № 131-ФЗ с последующими изменениями).

3.         Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.1996 № 8-П.

4.         Трудовой кодекс Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle