Библиографическое описание:

Берая И. О. Социальная защита прав граждан законодательством о медицинском страховании в Российской Федерации [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 48-51.

Система обязательного медицинского страхования — это важнейшее средство обеспечения прав каждого на социальную защиту в современном мире. Возможность участия в системе обязательного медицинского страхования — это получение доступа к такому жизненно важному для каждого и дорогостоящему социальному благу, как медицинская помощь.

В силу норм Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признается не только право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12), но и право на участие в системе социального страхования (ст. 9).

Медицинская помощь — важнейшее элементарное благо, доступность которого в силу предписаний ст. 41 Конституции Российской Федерации должна быть обеспечена с помощью всех имеющихся в обществе средств и государственных механизмов [1, c 12]. В виду этого наибольшую значимость и эффективность приобретают административные и иные публично-правовые средства регулирования. Это приводит к обязательности участия в страховании и страхователей, и страхуемых, к установлению государством перечня страхуемых рисков, фиксированных ставок отчислений и т. д.

Ранее чем в ряде других стран бывшего СССР в России переход к системе медицинского страхования произошел в 1990-х гг. В России 20 лет действовал Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный Закон от 28.06.1991). Несмотря на достаточно долгий период действия указанного закона и на внесенные в него многочисленные поправки (более 10 актов в целях улучшения системы регулирования) не был достигнут качественный уровень регулирования. Лишь разработка нового закона позволила системно решить многие проблемы, значительно повысить качество. Это коснулось детализации законодательного регулирования жизненно важных для обязательного медицинского страхования институтов нормативного правового регулирования страховых механизмов обеспечения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Вступивший в силу с 1 января 2011 г. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) определил место обязательного медицинского страхования в системе российского здравоохранения. Федеральный закон, содержит систему мер, направленных на устранение важнейших недостатков ранее действующего закона, выявленных практикой. Речь, прежде всего, идет о территориальной раздробленности системы обязательного медицинского страхования; о существенных различиях в тарифах и платежах за неработающее население в различных регионах страны; о проблемах при получении медицинской помощи в медицинских учреждениях, расположенных вне места жительства граждан; о прямых нарушениях права граждан на получение бесплатной медицинской помощи; о декларативности права граждан самостоятельно выбирать медицинскую организацию.

Федеральный закон, ставя своей целью усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, закрепляет принципы осуществления обязательного медицинского страхования, определяет субъекты обязательного медицинского страхования и их правовой статус, предусматривает участие в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности. Особенностью реализации Федерального закона является финансовое обеспечение за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Механизм страхования является одним из инструментов рыночного регулирования, но социальное страхование существенно отличается от гражданско-правового института страхования. В то же время нельзя не учитывать, что обязательное медицинское страхование как элемент системы социального страхования не может регулироваться на основании иных принципов, нежели те, которые установлены для системы страхования вообще. Будучи частью гражданского права, страховое право в силу п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации и, следовательно, не должно регулироваться посредством актов субъектов Российской Федерации [1, c.21].

Обязательное медицинское страхование является частью механизма реализации конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации), одной из конституционных гарантий бесплатной медицинской помощи [1, с. 21]. Под гарантиями понимается, как правило, совокупность (система) различных средств, обеспечивающих возможность реализации прав и свобод человека и гражданина. Данная система включает в себя экономические, политические, организационные, социальные и правовые гарантии.

Обязательное медицинское страхование является важным элементом системы социальной защиты населения, которая посредством использования страховых механизмов обеспечивает реализацию права граждан России на бесплатную медицинскую помощь.

Как прямо предусмотрено ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, страховые взносы являются одним из источников средств, обеспечивающих бесплатную для граждан медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Логико-системный анализ конституционных предписаний позволяет прийти к выводу о том, что упомянутое страхование должно быть обязательным и быть собственно страхованием, то есть соответствовать признакам страхования как некоего экономико-правового явления [1, с.12].

Для целей обязательного медицинского страхования важное значение имеют международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, в таких сферах, как охрана здоровья граждан и социальное обеспечение. Речь идет о Всеобщей декларации прав человека.

Федеральным законом закрепляется приоритет международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством. Такое соотношение международного и национального права исходит из ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [1, с.7]. Под международным договором понимает соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. (Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») [2, с 1–3].

В целях более точного и конкретизированного толкования положений Федерального закона приняты акты подзаконного характера, принятые в его исполнение. Среди них: постановления Правительства Российской Федерации (в частности, от 08.12.2011 № 1018 «О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 74», приказы Минздравсоцразвития России (в частности, от 09.09.2011 № 1030-н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования», от 09.09.2011 № 1032-н «Об утверждении Порядка возмещения субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования и использованных не по целевому назначению» и др.).

В отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 28.06.1991, определявшего наиболее общие вопросы медицинского страхования где субъектом медицинского страхования выступали: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение [3, С. 2], в комментируемом Федеральном законе субъектом медицинского страхования выступают: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд [4, с.8].

Таким образом, ранее одним из субъектов страхования был гражданин, а сейчас им является застрахованное лицо. Застрахованным лицом, являются гражданине Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, а так же лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Согласно статье 6 Федерального закона от 28.06.1991 гражданин Российской Федерации имел право на:

а) обязательное и добровольное медицинское страхование;

б) выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договором обязательного и добровольного медицинского страхования;

в) получении медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

г) получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

д) предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

е) возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора [3, c.4].

Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования распространялись на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.

Согласно статье 16 Федерального закона от 28.11.2010 застрахованные лица имеют право на: бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;

1)        выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;

2)        замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течении календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;

3)        выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4)        выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

5)        получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;

6)        защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

7)        возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8)        возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением е. обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9)        защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Таким образом, мы наблюдаем расширение прав застрахованного лица. Это касается:

1.         Выбора и замены медицинской организации и врача уже не в соответствии с условиями договора, а вообще;

2.         Получения информации о видах и качестве предоставления медицинской помощи;

3.         Защиту персональных данных возмещения причиненного ущерба, защиту прав и законных интересов.

4.         Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением е. обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи [4, с.15–16].

Если ранее права ограничивались условиями договора с медицинской организацией, то с новым законом права регулируются законодательством в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.06.1991 не предусматривались, какие-либо обязательства граждан в сфере обязательного медицинского страхования. Оговаривались только обязанности страхователя.

В Федеральном законе от 28.11.2010 предусмотрены, как права, так и обязанности застрахованных лиц. Такие как:

а) предъявлять полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

б) подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявления о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;

в) уведомлять страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

г) осуществлять выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин [4, с.13–14].

Законом от 28.11.2010 определен порядок обязательного медицинского страхования детей со дня рождения до дня государственной регистрации рождения, выбор или замена страховой медицинской организации застрахованным лицом, лицом достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Законодатель устанавливает преемственность обязательств государства в системе обязательного медицинского страхования. Принятие нового законодательного акта в данной области не должно нарушать права лиц, являвшихся застрахованными на основании Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Тем самым обеспечивается один из важнейших принципов социальной политики государства, а именно: принцип предсказуемости, который в том числе означает, что участники соответствующих правоотношений могли бы в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав.

Юридическая сила полисов обязательного медицинского страхования, выданных в соответствии с Законом от 28.06.1991, сохраняется до замены их на полисы обязательного медицинского страхования единого образца. Следует отметить, что окончание действия полисов обязательного медицинского страхования, выданных до 1 января 2011 г., обусловлено не сроком, на который они были выданы, а заменой на полисы нового образца.

Комментируемая статья возлагает на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 мая 2011 г. до введения на территориях субъектов Российской Федерации универсальных электронных карт организацию изготовления полисов обязательного медицинского страхования. Условия введения на территориях субъектов Российской Федерации универсальных электронных карт установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон должен способствовать единообразию практики деятельности территориальных фондов, повышению согласованности (скоординированности) совместной деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов и органов исполнительной власти федерального и регионального уровней; реализации Минздравсоцразвития России полномочий в сфере обязательного медицинского страхования, реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья граждан, реализации страховыми организациями, страхователями и медицинскими организациями возложенных на них задач в сфере обязательного медицинского страхования, использованию гражданами гарантированного нормативными правовыми актами права на бесплатное получение медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» положительным образом повлияет как на полноту и качество регулирования отношений в сфере обязательного медицинского страхования, так и на процесс использования субъектами обязательного медицинского страхования своих прав и исполнения своих обязанностей.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации;

2.                  Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»;

3.                  Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1499–1;

4.                  Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle