Библиографическое описание:

Петров А. В. Уголовная ответственность за уклонение от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере на основании открытого листа [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 129-131.

Статья посвящена теме: «Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере» в которой раскрывается суть ст. 243.3 УК, выдвигается предложение по поводу расширения нормы.

Ключевые слова: предметы, имеющие особо культурную ценность, преступление против общественной нравственности, ст. 243.3 УК, новеллы уголовного права, криминализация общественных отношений.

 

В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», законодатель включает в Уголовный кодекс самостоятельный состав преступления, реализуя его в ст. 243.3 УК, предусматривающую ответственность за уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере. [1]

С 25 июля 2015 года уклонение является уголовно наказуемым деянием.

Криминализируя уклонение, предусматривая его как уголовно наказуемое деяние, диспозиция ст. 7.33. КоАП претерпевает изменения и будет изложена в следующей редакции:

«Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния». [2]

Объектом преступления является общественная нравственность в сфере охраны культурных ценностей.

Предметом преступления являются предметы, имеющие особую культурную ценность или культурных ценностей.

Конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» к предметам имеющим особую культурную ценность относит ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям:

1)                 редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

2)                 ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

3)                 археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;

4)                 составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

5)                 старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;

6)                 этнологические материалы;

7)                 художественные ценности, такие как: полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);

8)                 оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

9)                 оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

10)             оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

11)             редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т. д.), отдельно или в коллекциях;

12)             почтовые марки, налоговые и аналогичные им марки, отдельно или в коллекциях;

13)             архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;

14)             мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты. [3]

Особая культурная ценность предметов является оценочным понятием и устанавливается на основании заключения экспертизы.

Объективная сторона преступления заключается в уклонении лица, осуществляющего различные работы, в ходе которых им были обнаружены культурные ценности, от обязательной передачи таких предметов государству, а именно в присваивании найденных предметом, не имея на это законных оснований.

Обязательным признаком состава преступления является крупный размер обнаруженных культурных ценностей.

Крупный размер определяется примечание к статье 243.3 УК, который составляет стоимость обнаруженных предметов, превышающих 100000 руб.

Особенностью состава преступления является то, что лицо осуществляет земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные или иные работы либо археологические полевые работы на законных основаниях. При проведении археологических раскопок, археологических разведок, организации и проведении земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия наступает административная ответственность (ст. ст. 7.14, 7.15 Кодекса об административных правонарушениях).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента уклонения лица от передачи обнаруженных культурных ценностей государству.

Субъект специальный — исполнитель земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа).

Субъективная сторона состава преступления характеризуется умыслом.

Часть 2 статьи 243.3 предусматривает два квалифицирующих признака устанавливающих ответственность за те же деяния, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. [4]

Обязанность лица по передаче обнаруженных культурных ценностей государству закреплена, в ст. 233 «Клад» Гражданского кодекса РФ, в ст. 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2013 г.).

Отмечая особенности состава преступления, можно выделить следующие:

в диспозиции ведётся речь о проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ, либо археологических полевых работ на основании открытого листа, т. е. на законных основания, в случае обнаружения культурных ценностей и уклонении лица, осуществляющего работы, от обязательной передачи таких предметов государству, а именно в присваивании найденных предметом, не имея на это законных оснований, является уголовно наказуемым деянием.

Как отмечает Бриллиантов: «При проведении археологических раскопок, археологических разведок, организации и проведении земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия наступает административная ответственность (ст. ст. 7.14, 7.15 Кодекса об административных правонарушениях)».

При отсутствии открытого листа на проведение работ, деяния лиц будут относить к административным правонарушениям, что является не справедливым.

На мой взгляд, отсутствие открытого листа или лицензии на определённый вид работ будет и должно охватываться ст. 164 УК и рассматриваться, как хищение предметов, имеющих особо культурную ценность.

С моей позиции, ответственность за уклонение лица, осуществляющего различные работы, в ходе которых им были обнаружены культурные ценности, от обязательной передачи таких предметов государству, а именно в присваивании найденных предметом, не имея на это законных оснований, в порядке ст. 243.3 УК без открытого листа, разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, должна быть выражена в качестве квалифицирующего признака в рамка п. в) ч.2 ст.243.3 УК.

 

Литература:

 

1.      п.6 ст. 3 Федеральный закон от 23.07.2013 N 245-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» «Собрание законодательства РФ», 29.07.2013, N 30 (Часть I), ст. 4078.

2.      ст. 5 Федеральный закон от 23.07.2013 N 245-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» «Собрание законодательства РФ», 29.07.2013, N 30 (Часть I), ст. 4078.

3.                  Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14 ноября 1970 г.).

4.                  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А. В. Бриллиантов, Г. Д. Долженкова, Э. Н. Жевлаков и др.; под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 704 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle