Библиографическое описание:

Шаляева Ю. В., Каравайнова В. В. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 33-35.

В данной статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине. Проанализированы законодательные акты данных государств, и на их анализе выявлены проблемы дисциплинарного вида ответственности.

Ключевые слова: гражданские служащие, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, дисциплинарные взыскания.

 

This article discusses some of the features of legal regulation of disciplinary responsibility of civil servants in the Russian Federation and Ukraine. Analyzed the legislation of these countries, and their analysis revealed a disciplinary type of liability issues.

Keywords:civil servants, disciplinaryresponsibility, disciplinary offense, disciplinary penalties.

 

Служебная дисциплина выступает необходимым элементом процесса государственной службы, направленным на стимулирование правомерного поведения государственных служащих, добросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей, что в конечном итоге определяет успешную реализацию функционирования государственного аппарата.

Эффективность государственного управления в целом зависит от совокупной продуктивности работы государственных служащих, которая определяется полнотой реализации поставленных перед ними задач. О профессионализме управленцев судят не только по их квалифицированности. Профессиональная компетентность современных чиновников, находящихся на государственной службе, включает в себя и дисциплинированность.

Соблюдение служебной дисциплины, является одной из важнейших обязанностей государственного служащего. Она выражает общие требования должностного поведения гражданского служащего, в ней проявляется его отношение ко всем другим обязанностям, возникающим в процессе исполнения служебного контракта.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих на данном этапе развития правовых систем, как Российской Федерации, так и Украины становится особенно актуальна. Так как в настоящее время в данных правовых системах происходят процессы утверждения общечеловеческих ценностей, демократизации политической, экономической и социальной сферы жизни граждан, которые, к сожалению, сопровождаются правонарушениями, совершаемыми самими государственными служащими.

Как отмечал в свое время Ю. С. Адушкин, «дисциплинарная ответственность превосходит любой иной вид юридической ответственности по масштабам и частоте реализации» [1, с. 123].

С учетом вышесказанного, дисциплинарная ответственность государственных служащих требует более углубленного изучения. По содержанию, при прохождении государственной гражданской службы, дисциплинарная ответственность Российской Федерации наиболее приближена к системе государственной службы в Украине.

Законодательством Российской Федерации в области дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего, на сегодняшний день является ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный закон содержит в себе определения служебной дисциплины и дисциплинарного проступка государственного служащего, как основания для его привлечения к дисциплинарной ответственности, закрытый перечень дисциплинарных взысканий, а также регламентирует порядок привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Действующий Закон Украины «О государственной службе», в отличие от российского законодательства, регулирующего отношения на государственной службе не содержит толкования понятия «служебная дисциплина» что впоследствии ведет к затруднению определения границ правомерного поведения и уровня надлежащего исполнения государственного служащего своих служебных обязанностей. Правовая доктрина насчитывает несколько подходов толкования данной правовой категории.

Так, по мнению российского ученого Ю. Н. Старилова, «служебная дисциплина заключается в правильном, своевременном, целесообразном и законном выполнении всеми госслужащими государственных органов своих должностных обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка в государственном органе, приказами его начальника, условиями контракта о службе в государственном органе» [4, с. 267].

Иной точки зрения толкования данного термина придерживается украинский ученый В. С. Венедиктов, который подчеркивает, «что это установленная в государственных органах для отдельной категории работников дисциплина труда, заключающая в соблюдении общих и специальных обязанностей и прав, а также запретов и ограничений, установленных Конституцией и законодательством Украины, уставами, положениями, нормативными актами министерств, контрактами, приказами руководителей, которые выдаются в пределах их полномочий» [2, с. 287]. Считаем, что каждая трактовка понятия «служебной дисциплины» довольно всесторонне и верно отражает данное понятие. Поэтому не согласиться с ними нельзя.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих непосредственно связана с выполнением ими служебных полномочий. Основанием же такой ответственности является дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на лицо служебных обязанностей.

В соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» за совершение данного проступка представитель нанимателя вправе применить меры дисциплинарного воздействия. Такими мерами согласно действующему законодательству являются дисциплинарные взыскания, перечень которых прописан в ст.57 ФЗ «О государственной гражданской службе» [5].

Анализ основного правового источника дисциплинарной ответственности гражданских служащих, которым является Федеральный закон о гражданской службе, позволяет сделать вывод о недостаточной правовой регламентации данным правовым актом отдельных вопросов дисциплинарной ответственности гражданских служащих. Так, к сожалению, не нашли своего выражения в тексте закона определения неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, понятие самих должностных обязанностей. Система дисциплинарных взысканий, предусмотренная законом, отличается однотипностью и недостаточным разнообразием применяемых мер дисциплинарной ответственности.

В регламентации порядка привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности могут быть выделены такие пробелы как: отсутствие определенного перечня участников дисциплинарного производства, детально установленного их правового статуса, отсутствие выделенных стадий данного производства и принимаемых в их процессе юридически значимых документов. Отсутствие полноценной законодательной основы привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности существенно снижает действенность этого правового института.

Закон Российской Федерации предполагает лишь один из возможных видов дисциплинарных проступков, что, несомненно, можно признать упущением российского законодателя. В этом направлении закон Украины также является недостаточно эффективным, так как он не закрепляет подробную регламентацию понятия и видов дисциплинарных проступков гражданских служащих. В ст.14 Закона Украины закреплено лишь, что «дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, который порочит его как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает» [3].

Детальное рассмотрение приведенной нормы приводит к выводу о том, что действующий Закон приводит лишь некоторые виды дисциплинарных проступков.

По результатам анализа и сравнения правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих России и госслужащих Украины можно сделать вывод, что закрепление данного института в законодательстве России более детально, нежели в законодательстве Украины. Но все же законодательство Российской Федерации не лишено пробелов в регулировании дисциплинарной ответственности госслужащих.

 

Литература:

 

1.      Адушкин Ю. С. Нормы о дисциплинарном производстве в системе советского права. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1983.Вып. 4.128 с.

2.      Венедиктов В. С. Трудове право України: Підручники, навчальні посібники. 2008 р.384 с.

3.      Про державну службу: Закон України від 16.12.1993 р. № 3723-XII [Электронный ресурс] http://sta-sumy.gov.ua/podatkova-baza-do-nabrannya-chinnosti-podatkovim-kodeksom/normativno-pravova-baza/zakoni-ukraini/arhiv-zakoniv-ukraini/zakoni-ukraini-za-1993-rik/60599.html (дата обращения 10.06.2015)

4.      Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М.: Издательство Норма, 2002. 600 с.

5.      ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/12136354/ (дата обращения 10.06.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle