Библиографическое описание:

Налбандян Л. А. Причина появления и отмена право пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельным участком [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 86-89.

Для того, чтобы разобраться в причинах возникновения таких институтов как пожизненное владение, бессрочное владение, наследуемое владение землей и последующая их отмена, необходим небольшой экскурс в историю

Если говорить о развитии института собственности на землю в России, то первый древнейший источник — «Русская Правда» (XI-XII вв), несмотря на достаточно подробную градацию собственности в Римской империи, больше внимания уделяла движимым вещам. Праву собственности на землю в Русской Правде посвящено всего несколько статей, в которых устанавливался штраф в 12 гривен за нарушение земельной или бортной (пчельника) межи. И ни о каком разграничении земли речи не шло.

Отсутствие упоминания о праве владения, по моему мнению, не случайно. Здесь большую роль сыграли масштабы границ Российского государства, а учитывая бесконечные войны — недостатка в земельных наделах не существовало. В связи с чем, ценности земельные участки особой не представляли.

Позже возникла идея, что вся земля принадлежала государю, а частные лица только пользовались ею в форме поместного или вотчинного права.

Поместье — участок казённой земли, данный государем во временное (на срок службы или пожизненно) личное владение служилому человеку под условием службы одновременно как награда за службу и источник материального дохода. Юридически это было правом пользования землей, которое заключалось в эксплуатации природных богатств с подчинением власти помещика крестьян, живших на этой земле.

В XV и XVI веках помимо права поместного существовало также право собственности на землю. Объект этого права назывался вотчина (отчина или дедина, прадедина). Вотчина составляла полную и наследственную собственность своего владельца, чем и отличалась от поместья, которое характеризовалось условным, личным и временным характером. Вотчинник кроме неограниченного частного права имел административную и судебную власть, мог собирать налоги и пошлины.

Полагаю, что основой для разделения видов земель в данный период времени послужила необходимость в дотациях в виде налогов.

Во второй половине XVII века поместья начинают переходить по наследству, обмениваться на другие поместья, и даже на вотчины и обратно. Существовали также скрытые продажи (сдача поместья за деньги другому лицу). В конце концов, в 1714 г. Петр I в законе о единонаследии слил вотчины и поместья под одним общим именем «недвижимых имуществ». Хотя в 1731 г. закон и был отменён, но вместе с отменой повелевалось «впредь с сего нашего указа как поместья, так и вотчины именовать равно одно — недвижимое имение»

«Свод законов Российской Империи» уже более детально подошел к вопросу собственности на землю и различал право частной собственности и право собственности государственной, которое состояло в «верховном обладании государственными имуществами, в пользовании или распоряжении ими». Крестьянские надельные земли (как усадебные, так и полевые) составляли особый вид владения, резко отличающийся от права собственности, полного господства над имуществом в смысле ст. 420 «Свода законов Российской Империи» и находились в пользовании не отдельных лиц — крестьян-собственников, а принадлежали или крестьянскому обществу, или двору, причем старший член двора или семьи являлись лишь распорядителями надела.

Следующим этапом в истории России (отсчётом начала «великих земельных преобразований») принято считать 1917 год, точнее 27 октября (8 ноября) 1917 г. Именно в этот день II Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов утвердил (принял) текст Декрета «О земле»11, пунктом 1 которого было закреплено, что «помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа».

Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней». Право пользования землей получили все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать её своим трудом, земля должна была распределяться между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободными: подворная, хуторская, общинная, артельная, в соответствии с решениями в отдельных селениях и поселках. [1]

В дальнейшем эти принципы нашли свое отражение в первой советской Конституции 1918 г. принятой на заседании V Всероссийского съезда Советов 10 июля 1918 г.12, согласно п. п. а) п. 3 которой «в осуществление социализации земли частная собственность на землю» была отменена и весь земельный фонд был объявлен общенародным достоянием и передан трудящимся «без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования».

В соответствии с Декретом «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г. землей могли пользоваться:

1)       государство в лице органов Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской) и общественные организации (под контролем и с разрешения местной Советской власти) — в целях культурно-просветительных;

2)       сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные товарищества, сельские общества, отдельные семьи и лица — для занятия сельским хозяйством;

3)       органы Советской власти, общественные организации, отдельные семьи и лица; торгово-промышленные и транспортные предприятия (с особого разрешения и под контролем Советской власти) — с целью застройки;

4)       органы Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской) — для устройства путей сообщения (передвижения).

Земельный кодекс Р. С. Ф.С.Р. введённый в действие Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 30 октября 1922 г. «О введении в действие Земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва» закрепил, что все граждане Р. С. Ф.С.Р. (без различия пола, вероисповедания и национальности) имеют право на пользование землей для ведения сельского хозяйства. Земельные порядки внутри городской черты подчинялись особым узаконениям и правилам, которые издавались Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. «Покупка, продажа или запродажа, завещание или дарение, а также залог земли» запрещались, и совершенные в нарушение этого запрещения сделки считались недействительными, а лица, виновные в их совершении, помимо наказания в уголовном порядке, лишались земли, находящейся в их пользовании. Однако сдача всей или части земли в аренду за плату денежную или натуральную, правда, со значительными ограничениями, допускалась.

«Основы земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик» утверждённые Верховным Советом Союза Советских Социалистических Республик» 13 декабря 1968 г. конкретизировали, что земля в СССР состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование, также указывалось, что действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются (ст. 3). [2, ст. 7]

В соответствии с этим законом, земля в СССР предоставлялась в пользование: колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; гражданам СССР (ст. 7) в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бессрочное пользование, то есть навечно. Временное пользование землей могло быть краткосрочным — до трёх лет и долгосрочным — от трёх до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могли быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Законодательством союзных республик по отдельным видам пользования землей мог быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования, но не свыше 25 лет (ст. 9).

Согласно ст. 50 Основ, купля-продажа, залог, завещание, дарение, аренда, самовольный обмен земельными участками и другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, были недействительны. Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в самовольном занятии земельных участков; бесхозяйственном использовании земель и использовании их в целях извлечения нетрудовых доходов; порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их производственными и иными отходами и сточными водами; невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв; несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению; уничтожении межевых знаков границ землепользований, — несли уголовную или административную ответственность. [2, ст. 485]

С 1 декабря 1970 года был введён в действие новый Земельный Кодекс РСФСР, который также указал, что в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР земля является государственной собственностью — общим достоянием всего советского народа (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 12.03.1980 г.), а также, что земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются. Данный кодекс также отменил огромное количество прежних законодательных актов РСФСР.

В основном этот Земельный кодекс повторял положения «Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик» утверждённым Верховным Советом Союза Советских Социалистических Республик» 13 декабря 1968 г.

В связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 г., утверждённой Декларацией ВС РСФСР от 12.04.1978 г., было закреплено, что государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. Земля согласно ст. 11 должна была находиться в исключительной собственности государства. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование (ст.12).

Позднее Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР № 421–1 от 15 декабря 1990 г вышеуказанные статьи были изложены в новой редакции: земля стала являться «достоянием народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 11); а земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции стали предоставляться государством в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность (ст. 12).

В «Основах законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле», принятых Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 г, а в последующем и в Земельном Кодексе РСФСР от 25 апреля 1991 г указывалось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории. Каждый гражданин СССР имеет право на земельный участок» (ст. 3).

Причём во временное пользование на условиях аренды земля предоставлялась гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам (ст. 7).

За гражданами СССР впервые закрепили право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков: для ведения крестьянского хозяйства; для ведения личного подсобного хозяйства; для строительства и обслуживания жилого дома; для садоводства и животноводства; для дачного строительства; в случае получения по наследству или приобретения жилого дома; для традиционных народных промыслов (ст. 20).

Это было связано, прежде всего с тем, что общество и государство еще не было готово принять факт частной собственности на землю. По сути, право пожизненного наследуемого владения земельным участком — наряду с правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком представляло собой ограниченное вещное право в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оно состояло в возможности бессрочно владеть и пользоваться земельным участком с определенной хозяйственной (или личной) целью.

В дальнейшем, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года провозгласила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9). [3]

Введение права частной собственности сделало ненужным существование права пожизненного наследуемого владения, поэтому Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» право пожизненного наследуемого владения из ЗК РСФСР было исключено. [4]

Хотя полностью избавиться от права пожизненного наследуемого владения всё же не удалось. Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. закрепил, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Сегодня согласно действующему гражданскому и земельному законодательству Российской Федерации граждане имеют возможность приобрести в собственность земельные участки, например, путем выкупа земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 28, 36 ЗК РФ); путем переоформления права пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265–267 ГК РФ, ст. 21 ЗК РФ); путем совершения сделки купли-продажи земельного участка с другим лицом (ст. 34, 37 ЗК РФ), а также по наследству (ст. 1181 ГК РФ). [5]

Из приведенного выше мы видим, что в России становление земельного законодательства шло от отсутствия вообще какого — либо подразделения на виды владения землей до четкого разграничения.

Так каковы причины? Ответить на поставленный в самом начале вопрос не просто.

Очевидно то, что такая форма владения землей как колхоз, совхоз и т. п. себя исчерпала, так как из приведенного выше мы извлекли, что жизнь в общине существовала в России еще до «Русской Правды».

Во-вторых, идеи социализма и коммунизма при внедрении их в жизнь, оказались утопическими. Острая необходимость «потушить» назревающее в народных массах недовольство властью все-таки подняло вопрос о переходе от коллективизма к индивидуальности. Да и практика зарубежных стран показывала, что там, где право собственности было частным — свободное обращение в гражданском обороте недвижимости — приносило больше дохода в бюджет страны.

В — третьих, обширная территория СССР, РСФСР, России колхозами и т. п. коллективами не охватывалась, что приводило к запустению и ухудшению качества земель и дорог. А это опять потери для и без того отсутствующего бюджета страны. В связи с чем, полагаю, идея зафиксировать за каждым определенный вид владения земельным участком — был неплохим вариантом выхода из кризиса.

И закончить хотелось бы словами М. Ф. Владимирского — Буданова: «история собственности развивается в соответствии с историей гражданских прав лица: право собственности растет вместе с возрастанием свободы лица и понижается вместе с понижением её. И наоборот, возрастание или упадок права собственности влечёт за собою или возвышение, или понижение личных прав» [6]

 

Литература:

 

1.        Декреты Советской власти. Т.I., М.,// Гос. изд-во полит. литературы, 1957

2.        Закон СССР от 13.12.1968 N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР", 1968, N 51, ст. 7

3.        "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

4.        Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.12.1993, N 52, ст. 5085,

5.        "Земельный Кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147,

6.        Владимирский -Буданов М. Ф. Обзор истории русского права – Ростов-на-Дону-1999

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle