Библиографическое описание:

Рубцов В. А. Проблема понимания термина «управление» в контексте договора управления многоквартирным домом [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 69-72.

В данной статье рассмотрены проблемы понимания термина управления в контексте договора управления многоквартирными домами. Проблема использования данного термина в жилищном законодательстве видится в том, что он используется законодателем одинаково в разноприродной правовой среде. В качестве основного критерия анализа использован цель, к которой стремится субъект управления. В процессе анализа правовых конструкций с помощью метода юридического анализа статей Жилищного кодекса Российской Федерации, выявлена и обоснована проблема создания конкурирующих субъектов в управление многоквартирным домом. На основе проведенного исследования автором предлагается, убрать конкурирующих субъектов в рамках договора управления многоквартирным домом.

Ключевые слова: цель, интерес, многоквартирный дом, субъект управления, объект управления.

This article considers the problem of understanding of the term management in the context of the contract of management of apartment houses. The use of this term in the housing legislation is seen in the fact that it is used by the legislator equally in raznoperiodnyh legal environment. As the main criterion of analysis used objective for which the subject of management. In the process of legal analysis of structures using the method of legal analysis articles Housing code of the Russian Federation, reveals and substantiates the problem of creating a competing actors in the management of the apartment house. On the basis of the conducted research the author suggests, to remove competing entities within the contract of management of an apartment building.

Keywords: purpose, interest, apartment house, subject control, object control.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что реальность такова: языковые средства общения людей между собой выработали правила, с одной стороны очень удобные, а с другой стороны, приводящие к некоторому непониманию — это использование одного термина, для различных ситуаций, с приданием совершенно различной смысловой нагрузки. Одним из таких терминов является «управление».

Проблема использования данного термина в жилищном законодательстве видится в том, что он используется законодателем в разноприродной среде.

Поясним в чем тут дело, согласно пункту 1 и 2 статьи 1 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Часть 1 статьи 1 ЖК РФ говорит уже о том, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Сравнение этих норм нам показывает, что гражданское законодательство базируется на принципе «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела», а жилищное на принципе руководящего начала органов государственной власти, то есть вмешательство «старшего брата» в частные дела презюмируется. Соответственно и природа методов воздействия различна, в гражданском праве -это, по большей части, диспозитивные методы в жилищном праве императивные с необязательно диспозитивной составляющей.

Семантический анализ термина «управление» показал, что управление (философском смысле) — это деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели. Управление — так же понимается как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации [7].

В административном праве под управлением понимается действия, которые носят распорядительный характер. Эти действия направлены на работу сложных в своей организации систем, ориентированных на обеспечение их сохранности и режима деятельности. В общей теории выделяют такие понятия, как субъект, объект и содержание управления. Объектом управления выступают различенные системы и то, что их составляет. К таким составляющим относят явления и события, людей. Субъектами управления выступают всегда физические лица. Выделяют два субъекта управления. Это единоличные и коллегиальные субъекты. Содержанием управления выступают правоотношения, возникающие в ходе деятельности по управлению. Они включают в себя оказание влияния на объекты посредством координирования направления разнообразных действий, процессов путем использования методов и механизмов [8].

В том же направление рассуждает наука уголовного права, так в примечание к статье 201 УК РФ дается понятие управленческие функции. Признавая управляющим лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 16 октября 2009 г. N 19 придал определенный смысл вышеуказанным терминам так под организационно-распорядительными функциями, следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом. К организационно-распорядительным функциям отнесены полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. К административно-хозяйственные функциям отнесены полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами.

В случае употребления термина «управление» в гражданско-правовом смысле, к примеру, Ю. В. Романец считает, что данный термин обозначает осуществление «правомочий собственника (более или менее ограниченных) в отношении договорного имущества в течение определенного срока в целях извлечения выгоды».

Принимая во внимание сказанное, можно сделать вывод о том, что философские, управленческие и правовые дисциплины согласны в том, что управление -это всегда некое воздействие субъекта управления на объект управления.

Применительно к конструкции договора управления МКД можно сказать следующее: согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией. Законодателем устанавливается императив субъекта управления. Мы помним, как в начале исследования нами указывалось о руководящей роли государства в жилищном законодательстве теперь самое время вспомнить о гражданском законодательстве, и вот в какой связи, под многоквартирным домом понимается- согласно пункта 6 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы, либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещении общего пользования в таком доме. Статья 1 ГК РФ гражданское законодательство гарантирует мне «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела». На наш взгляд недопустимо навязывание со стороны государства субъекта, который будет воздействовать на индивидуальную собственность как на объект управления в безальтернативном варианте.

Следующей проблемой является то, что жилищное законодательство содержит целый набор субъектов, воздействующих на МКД, так согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ -это будет Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое является органом управления многоквартирным домом. Статья 144 ЖК РФ предлагает в таком же качестве Органы управления товарищества собственников жилья, которые состоят из общего собрания членов товарищества, правления товарищества, сюда же необходимо добавить председателя правления ТСЖ и руководство Управляющей организации.

Возникает вопрос, насколько соответствует науке управления следующая конструкция. Многоэлементный субъект управления и многоэлементный объект воздействия. Думается необходимо пояснить, что мы понимаем под многоэлементностью субъекта и объекта. Субъект- это всегда люди соответственно здесь будем понимать все виды собраний, правлений, и отдельных лиц. Объект- это собственность конкретных лиц в МКД и плюс их обще долевое имущество.

Приведенные ранее нами понятия, например, судебных инстанций касались непосредственно действий так или иначе наказуемых, данные определения даются не в целях вскрытия сути термина «управление», а в целях исполнения функции правосудия. Приведение понятие управления из гражданско-правовой сферы также касались действий по достижению целей. В действительности же если подняться на уровень выше конкретных действий, то мы придем к выводу о том, что за любым управленческим действием таким как планирования организации координации и так далее лежит деятельность по принятию решений того ради чего, какими силами и что сделать? И не важно, будет это акт законный или нет. Важнее то, кто принял решение и кто может это реально осуществить, тот и будет, является реальным субъектом управления.

Представим ситуацию, общее собрание приняло решение произвести ремонт, а управляющая организация не делает этого, по причине того, что это, например, не выгодно. В этой ситуации, на лицо наличие двух субъектов с различными целями и возможностями, каждый из которых является субъектом управления и непонятно кто становится объектом управления в данной схеме. Если вывести эту ситуацию из сферы жилищного законодательства и привести ее в сферу чисто гражданского, то этот же пример будет выглядит, следующим образом, общее собрание принимает решение какой ремонт нужен и какие средства на него могут быть потрачены, объявляют тендер, получают предложение от организации, которая готова выполнить указанные подрядные работы. Тогда схема уже будет выглядит, следующим образом, субъектом будет являться общее собрание, а объектом воздействия будет подрядная организация как лицо выполняющее решение. Данная схема больше соответствует классическим схемам управленческой и правовой науки. Данные выкладки вырабатывались сотнями лет с одной целью: исключить конкурирующую разобщенность элементов системы как импульс разрушающий систему отношений изнутри.

Также необходимо отметить природу жилищного законодательства в ее сути — слишком большое значение придается государственной воле. Государство считает, что оно в состоянии лучше принимать решение, чем конкретный собственник. Возможно это и так, тогда необходимо полностью отказаться от диспозитивности, которая в данном случае становится элементом, порождающим конфликт и саботаж в системе управления.

Можно с уверенностью утверждать, что законодателем не найден идеальный баланс сочетания императивного и диспозитивного начал в жилищном законодательстве.

В заключении хотелось бы отметить следующие законодателем понимается термин «управление» в рамках ЖК РФ как воздействие субъекта на объект, но ошибка законодателя заключается в том, что, во-первых, субъект и объект поменялись местами в конструкции управления МКД то есть собственники стали частью объекта управления, а исполнитель услуг из объекта воздействия превратился в полноценного субъекта управления МКД. Следующая ошибка уже правового плана заключается в том, что законодатель создал конкурирующих субъектов управления. Для исправления сложившейся ситуации нам видится выход в ликвидации конкурирующих субъектов управления и оставлении единственного субъекта управления МКД без вариантов. Думается, законодателем так же должны быть исключены лица оказывающие услуги МКД из орбиты субъектов, имеющих возможность, влиять исходя из своих личных интересов, на МКД, который им не принадлежит.

 

Литература:

 

1.      Гражданский кодекс РФ I часть

2.      Жилищный Кодекс РФ

3.      Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.

4.      Пленум Верховного Суда в Постановлении от 16 октября 2009 г. N 19

5.      Ю. В. Романец «Система договоров в гражданском праве России» 2-издание Издательство норма.

6.      Уголовный Кодекс РФ.

7.      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%E5

8.      http://ponyatie-prava.ru/upravlenie-v-administrativnom-prave.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle