Библиографическое описание:

Пьянзин Д. Н. Причины возникновения коррупции: историко-правовой аспект [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 12-15.

Статья посвящена анализу причин возникновения коррупции в историко-правовом измерении. Рассматриваются причины, способствующие коррупционным проявлениям в истории человеческого бытия.

Ключевые слова: коррупция; взятка; казнокрадство; взяточничество; экономические преступления; суд.

 

Когда именно появилась коррупция точно утверждать нельзя, но доподлинно известно, что во времена формирования государств в древнейших центрах человеческой цивилизации (Египет, Месопотамия, Китай, Индия и Иудеи в III — II тысячелетиях до н. э.) она уже существовала и процветала. Что касается дописьменной эпохи, то свидетельства о существовании коррупции, конечно же, не сохранились, но можно предположить, что проявление коррупции могло существовать.

Древнеиндийский трактат «Артхашастра» (IV в. до н. э.) указывает, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством, но содержит подробное описание 40 способов хищения имущества из казны [1]. В эллинистическом мире коррупция приобрела масштабный характер благодаря Клеомену — греческому наместнику Египта. Он использовал свое положение для манипуляций над поставками зерна из Египта в Грецию, на чем заработал огромное состояние. Не только зерно приносило огромные доходы, но и металлы. В IV в. до н. э. неизвестный «сицилийский финансовый магнат» скупил всё железо, монополизировав рынок, а затем продавал его по цене в 3 раза выше прежней, получая на этом 200 % прибыли [5, с. 5].

Древнеримский закон «XII Таблиц» использует слово «коррупция» в значении «менять за деньги показания в суде и подкупать судью». В самом же Риме существовало более 40 форм взяточничества, а подкуп избирателей и покупка должностей была весьма естественна и широко распространена. На закате могущества Римской империи ее полководцы-аристократы подкупали даже своих врагов — готов, вандалов и гуннов — за то, чтобы те не нападали на Рим. Однако это так и не спасло мощнейшее государство — его одолели те варвары, на которых денег у коррумпированной элиты не хватило [2, с. 187].

В Европе коррупция в больших масштабах начинает распространяться в эпоху Раннего Средневековья, когда денежные отношения начали стремительно развиваться, когда наблюдался значительный рост численности государственного аппарата и сращивание ветвей государственной власти вопреки принципам римского права. В тот период коррупцию отождествляют с грехом, обольщением дьявола, что влечет за собой новое понимание коррупции как антисоциального явления, пронизывающего все общество сверху донизу. Коррупция становится первоосновой любого отступления от закона. Однако как бы ни была распространена коррупция, с ней удавалось бороться — коррупционеров сжигали на кострах или лишали конечностей путем их отрубания [5, с. 25].

Появление коррупции в России было связано с возникновением системы «кормления» в Киевской Руси. Князья направляли в провинции своих воевод и наместников без какого-либо содержания, но наделяя их почти безграничными полномочиями, позволявшими им «кормиться» за счет населения. По возвращении, излишки накопленного добра отнимались у них в пользу казны. В итоге это привело к чудовищным злоупотреблениям своими полномочиями и баснословным взяткам [7, с. 120].

К XV веку коррупция приобрела уже системный характер. Чиновники выполняли за взятки не только какие-то действия, но и даже свои прямые обязанности (мздоимство), что было нормой в пределах, не нарушающих закона. Если же имело место лихоимство, т. е. совершение незаконных действий благодаря своему положению, с которым пытались бороться.

С XVI века коррупция стала существовать в своем новом проявлении — в виде вымогательства. При царе Алексее Михайловиче, Глава Земского приказа Леонтий Плещеев превратил суд в место, где все было построено исключительно на вымогательстве, а все судебные дела решались по принципу — «кто больше даст, тот и выиграет» [4].

К первой попытке борьбы с коррупцией следует отнести деятельность Петра I. В своих указах Петр I вводит репрессивные меры, вплоть до смертной казни, для всех тех, кто был замечен в коррупции. Именно в царствование Петра I впервые было осознано, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. В то же время, «ближайший соратник» Петра I князь Меншиков брал взятки и воровал целыми городами, но его казнить рука так и не поднялась. Полагаем, что одной из существенных причин взяточничества и лихоимства на государственной службе являлось недостаточное материальное обеспечение и денежное стимулирование службы должностных лиц. Без установления достойного материального обеспечения искоренить такую проблему как взяточничество было просто невозможно, даже несмотря на ужесточение карательных мер и установления такого вида уголовного наказания, как смертная казнь за получение взятки [6, с. 21]. После смерти Петра I коррупция продолжила расцветать. Дошло до того, что «государственные мужи» России не стеснялись пользоваться незаконной финансовой поддержкой других стран. Однако не стоит винить в существовании коррупции только чиновников. За века крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились и особенности менталитета. «Традиция подарков» переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения, рассматривая их не как взятку, а именно как подарок и не осознавая, что они тем самым развращают чиновников. Например, государственным служащим, в свою очередь, сложно было противиться взятке, так как отказ от «подарка» воспринимался как обида. В итоге к середине XIX века чиновники практически всех рангов постоянно злоупотребляли своим положением и находились при этом в страхе перед разоблачением.

К XX веку коррупцией были охвачены все высшие офицеры, которым априори жажда наживы вообще была не свойственна, и которые прежде жили понятиями доблести, чести и достоинства. Это привело не только к подрыву доверия, но и к ряду государственных измен.

Казалось, что революции удалось искоренить коррупцию, но на самом деле она лишь приобрела новые «черты и проявления». В СССР при постоянном дефиците продукции, оборудования, товаров, продуктов, возможности получить жильё и прочее многие, а точнее большинство, занимающие хоть какие-то посты, считали само собой разумеющимся отпускать за взятки дефицитную продукцию, выделять оборудование и материалы, назначать на ответственные должности, корректировать и снижать плановые задания, скрывать махинации.

В России первым в правовой понятийный аппарат термин «коррупция» ввел А. Я. Эстрин в своей работе «Взяточничество», вышедшей в 1913 году, где определил ее как «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще» [8, с. 28]. Однако, как любое сложное социальное явление, коррупция не имеет единственного канонического определения, что обусловливает многообразие подходов к ее толкованию и отрицательно сказывается на эффективности борьбы с этим явлением. Необходимо отметить, что определение коррупции находится в Федеральном законе «О противодействии коррупции», который после многолетних и оживленных дискуссий был впервые принят в Российской Федерации. Не повторяя определения коррупции, которое содержится в законе, авторы предполагают, что законодательное определение коррупции преимущественно акцентировано на уголовно-правовой аспект данного явления [3, с. 8–14].

Коррупция не может всегда проявляться одинаково, иметь одинаковые причины возникновения и одинаковые последствия. Решающее значение здесь имеют национальные менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга и экономического благополучия государства. Разнообразны и формы коррупции: начиная от взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, и заканчивая сложными и завуалированными махинациями по продаже должностей и званий, подкупу должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов и т. д. Наиболее типичными проявлениями коррупции являются: подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение работников по признаку родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений).

Комплексный характер коррупции проявляется в том, что в реальности говорится не об одном, а по существу о двух разных явлениях — крупной и мелкой коррупции, между которыми нет строгой взаимозависимости. Крупную коррупцию можно по-другому назвать «верхушечной», т. к. она охватывает как политиков, так и чиновников, которые в угоду интересам не только отдельных лиц, но и целых государств действуют от имени своего государства и во вред ему. Мелкая, «низовая», коррупция распространяется везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, — государство, осуществляя ограничивающую и регулирующую функции, обязывает гражданина «делиться своими ресурсами», — взыскание обязательных платежей или наложение штрафов за нарушение действующих норм. Современная российская коррупция фактически стала нормой жизни. Однако это делает коррумпированную деятельность более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений.

Коррупция разлагает экономическую, социальную, политическую и иные сферы современной жизни государства. Причем, многие негативные последствия в большей или меньшей степени заметны в рамках Российского государства. Например, в экономической сфере отчетливо прослеживается расширение теневой экономики, что закономерно влечет за собой сокращение налоговых поступлений и, как следствие, ослабление бюджета, а государство, в свою очередь, теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряя социальные проблемы. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции. Бюджетные средства используются неэффективно, что еще больше усугубляет бюджетные проблемы Российской Федерации. В социальной сфере очевидно неравенство слоев населения и бедность большей его части, которые с каждым годом только увеличиваются и прочнее закрепляются. Отвлечение колоссальных средств от общественного развития способствует обострению бюджетного кризиса и снижению способности власти решать проблемы в социальной сфере. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег. В политической сфере намечается тенденция смещения целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования определенного круга лиц. Общество перестает доверять власти и разочаровывается в ценностях демократии, что ставит под угрозу любые благие начинания власти. Все это ведет к падению значимости России на международной арене.

 

Литература:

 

1.         Коррупция: основные тенденции противодействия. Коллективная монография / Под редакцией Л. А. Андреевой. — Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2015. — 196 с.

2.         Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). — М.: Изд-во Юридическая литература, 1989. — 448 с.

3.         Гайдарова Е. Н. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Вестник АГУ. Серия 1. — 2011. — № 4. — С. 8–14.

4.         Котляров С. Б., Чичеров Е. А. К вопросу о развитии гражданского права Московской Руси в период формирования и утверждения сословно-представительной монархии (XV век) // Государство и право: теория и практика. Материалы III международной конференции. Чита, 2014. — С. 6–8.

5.         Кузовков Ю. В. Мировая история коррупции. — М.: Издательство Анима-Пресс, 2010. — 137 с.

6.         Курдюк П. М. К вопросу о правовом регулировании борьбы с коррупцией на государственной службе по российскому законодательству // Общество и право. –2012. — № 2 (39). — С. 20–22.

7.         Пермяков М. В. История возникновения коррупции в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. — 2010. — № 4. — С. 120–123.

8.         Эстрин А. Я. Должностные преступления. — М.: НКЮ РСФСР, 1928. — 108 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle