Реализация принципа разделения властей в Узбекистане | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 03.07.2015

Статья просмотрена: 12255 раз

Библиографическое описание:

Хакимов, Р. Р. Реализация принципа разделения властей в Узбекистане / Р. Р. Хакимов. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/7587/ (дата обращения: 19.04.2024).

За годы независимости в результате проведенных последовательных широкомасштабных реформ в Узбекистане создана новая, отвечающая самым высоким демократическим требованиям система государственной власти. Эта система основывается на таких общепринятых принципах правового государства, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, принцип разделения властей, приоритет общепризнанных норм международного права и другие.

Одним из наиболее значимых принципов правового государства является принцип разделения властей. Этот принцип, принятый в качестве основополагающего практически всеми демократическими государствами, важной составляющей которого выступает система сдержек и противовесов, позволяет обеспечивать не только независимость, самостоятельность и взаимодействие ветвей власти, но и взаимоограничение, сдерживание и взаимоконтроль между ними в установленных правовых пределах. Все это является важнейшей гарантией недопущения концентрации властных полномочий в руках одной ветви власти, условием демократического развития, стабильности, поддержания законности, баланса интересов в обществе.

Конституция Республики Узбекистан закрепила основные механизмы в этой области, определив принцип разделения властей важнейшим условием реализации народовластия. В соответствии с Конституцией Олий Мажлис Республики Узбекистан осуществляет законодательную власть, Кабинет Министров — исполнительную власть, Конституционный, Верховный и Высший хозяйственный суды — судебную[1]. Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Каждая ветвь власти является независимой и действует исключительно в рамках своих конституционных полномочий, не вмешиваясь в деятельность другой ветви.

Система сдержек и противовесов, заложенная в Конституции и законах нашей страны, в полной мере соответствует практике развитых демократических стран, самым современным демократическим требованиям, определяющим критерии организации законотворческой, исполнительной, судебно-правовой деятельности.

Механизм сдержек и противовесов четко просматривается в процессе законотворческой деятельности. Так, в соответствии со статьей 84 Конституции закон приобретает юридическую силу лишь тогда, когда он принимается парламентом, подписывается и обнародуется Президентом. Президент наделен правом вето. Он вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис. Однако в случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством, то есть не менее двух третей голосов от общего числа парламентариев, закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом. В законодательстве установлены случаи, когда законопроекты, вносимые на рассмотрение парламента, в обязательном порядке подлежат согласованию с органами исполнительной власти. Такая формула обеспечивает высокий демократизм законотворческого процесса, определяет исключительную роль законодательной власти в формировании законодательной базы государственного управления, проводимых в стране реформ.

Необходимо особо отметить, что система сдержек и противовесов развивалась и развивается в нашей стране последовательно, поэтапно, на основе принципа преемственности, с учетом уровня развития общественно-политических, социально-экономических отношений, зрелости государственных, политических институтов. Практика государственного строительства некоторых зарубежных стран показывает, что форсирование демократических реформ, поспешный переход к парламентской форме правления привели к дестабилизации общественно-политической обстановки в этих странах, подрыву самих основ государственности, демократических ценностей в сознании граждан.

В Узбекистане на основе собственной, признанной во всем мире «узбекской модели» развития за прошедшие годы независимости последовательно и поэтапно проведены масштабные работы по усилению роли, полномочий и контролирующих функций парламента страны. Этому способствовали также переход к двухпалатной парламентской системе и передача части полномочий Президента верхней палате парламента — Сенату. Сегодня Сенат реализует ранее принадлежавшие Президенту полномочия по принятию актов об амнистии, назначению и освобождению дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах и ряд других функций.

Последовательно укрепляется независимость и самостоятельность исполнительной ветви власти — Кабинета Министров Республики Узбекистан. В 2007 году из Конституции страны была исключена норма, устанавливающая, что Президент страны является одновременно главой исполнительной власти. В настоящее время в соответствии с Конституцией Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ответственность за организацию деятельности Кабинета Министров возложена на Премьер-министра, наделенного для этого всеми необходимыми полномочиями.

Реализован комплекс организационно-правовых мер, направленных на последовательное укрепление судебной власти, обеспечение независимости суда, призванного надежно охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. Сегодня судебная власть является важной составляющей системы сдержек и противовесов. В соответствии с законами Конституционный суд наделен правом определять соответствие решений органов законодательной и исполнительной ветвей власти Конституции Республики Узбекистан. Суды общей юрисдикции, хозяйственные суды, рассматривая уголовные, гражданские, административные дела, в том числе обращения граждан и решения органов государственного управления, обеспечивают законность в деятельности органов исполнительной власти.

Закономерным и логическим продолжением реформ по демократизации государственной власти и управления, утверждению и развитию системы сдержек и противовесов явилась Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, принятая парламентом в 2010 году. В соответствии с этим стратегическим по важности документом в Основной закон был внесен ряд поправок, направленных на дальнейшее совершенствование системы сдержек и противовесов. В частности, в 2011 году в статьи 78, 80, 93, 96 и 98 Основного закона Республики Узбекистан внесены ряд концептуальных изменений и дополнений [2] предусматривающие установление конституционного порядка предложения кандидатуры Премьер-министра политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест, право парламента выражать Премьер-министру вотум недоверия, заслушивать и обсуждать его отчеты по актуальным вопросам социально-экономического развития страны, исключение из полномочий Президента права формирования аппарата исполнительной власти и другие.

Так, согласно внесенным поправкам в статью 98 Конституции, кандидатура Премьер-министра предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест. Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Кандидатура Премьер-министра считается утвержденной, если за нее будет подано более половины голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой Олий Мажлиса по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Вотум недоверия Премьер-министру считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром.

Данные положения, внесенные в статью 98 Конституции Республики Узбекистан, отвечают самым высоким демократическим требованиям и международной практике демократического развития. В частности, зарубежный опыт функционирования политических систем показывает, что возрастание роли партий в развитии политической системы напрямую связано с усилением их влияния на формирование и функционирование органов государственной власти. Поэтому в Великобритании, Канаде, Германии, Португалии, Японии и других странах правительство полностью или в значительной части формируется политическими партиями с учетом особенностей формы правления, установленной в той или иной стране.

В большинстве развитых стран одним из ключевых инструментов воздействия парламента на правительство выступает институт вотума недоверия, в котором выражается неодобрение деятельности правительства. При этом вотум недоверия, выраженный главе правительства, как правило, влечет отставку всего правительства.

В Узбекистане при выражении парламентом вотума недоверия одновременно не стоит, как это имеет место в некоторых зарубежных странах, вопрос о возможности роспуска парламента, тем самым обеспечивая последнему решительность в своих действиях. Кроме того, согласно внесенным изменениям в статью 98 Конституции Республики Узбекистан в случае принятия вотума недоверия новая кандидатура Премьер-министра для представления на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса предлагается Президентом Республики Узбекистан после соответствующих консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в нижней палате парламента. Этот механизм, с одной стороны, служит гарантией соблюдения прав и интересов всех фракций, с другой, исключает вероятность возникновения различных злоупотреблений, связанных с использованием вотума недоверия для продвижения узкокорыстных целей отдельных политических сил.

Внесенные дополнения в статью 78 Конституции предоставили Олий Мажлису права заслушивания отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны, что значительно расширило возможности парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной ветви власти и стало важным фактором повышения эффективности деятельности депутатов, фракций в отстаивании интересов своих избирателей в решений актуальных социально-экономических проблем.

Согласно внесенным дополнениям в статью 80 Основного Закона Сенату Олий Мажлиса предоставлено право утверждать указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты, что позволило расширить полномочие Сената и совершенствовать механизм парламентского контроля в сфере реализации Государственного бюджета страны.

В целях усиления самостоятельности и ответственности правительства, Премьер-министра в статью 93 Конституции внесена норма о назначении и освобождении от должности хокимов областей и города Ташкента Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан. Из полномочий Президента исключено право формировать аппарат исполнительной власти и руководить им.

Вместе с тем уровень развития национальной государственности, динамично развивающиеся процессы демократизации и либерализации общества, укрепления многопартийной системы, все более возрастающая политическая культура и общественное сознание населения страны, общественно-политическая активность граждан поставили во главу угла задачу по дальнейшей демократизации государственной власти и управления. И важнейшим приоритетом здесь явилось дальнейшее повышение роли представительных органов в системе государственной власти, обеспечение поэтапной реализации принципа «От сильного государства к сильному гражданскому обществу». Именно эти цели были поставлены перед принятием в 2014 году Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)»[3].

Законом внесены поправки в статьи 32, 78 Конституции, направленные на формирование и развитие цельной системы обеспечения парламентского и общественного контроля над исполнительной властью, что является важной гарантией реализации принципа народовластия, закрепленного во второй главе Конституции страны. Статья 32, определяющая, что граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, дополнена нормой о том, что это право реализуется также путем развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.

Конституционное закрепление правовых основ общественного контроля послужит превращению его в один из важнейших институтов государственного и общественного строительства, усилению правовых механизмов обеспечения народовластия в обществе. Данные нововведения будут способствовать обеспечению верховенства закона и законности в обществе, более полной защите интересов самых разных слоев населения, активному вовлечению граждан, гражданских институтов в управление делами общества и государства.

В целях дальнейшего расширения и усиления контрольных функций законодательной власти статья 78 Конституции дополнена положением, направленным на конституционное закрепление полномочий палат парламента по осуществлению парламентского контроля, что имеет огромное значение в развитии конституционных основ системы сдержек и противовесов. При этом необходимо отметить, что формы парламентского контроля были закреплены в Конституции страны еще в моменте ее принятия, то есть, 1992 г.

Закон внес поправки в Конституцию, направленные на более четкое определение полномочий и повышение самостоятельности и одновременно ответственности Кабинета Министров. В развитие действующей редакции статьи 98 Конституции конкретно определено, что правительство несет ответственность за проведение эффективной экономической, социальной, финансовой, денежно-кредитной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образования, здравоохранения и других отраслей экономики и социальной сферы.

Исходя из общепризнанной практики развитых демократических государств, а также в целях усиления парламентского контроля над деятельностью правительства, в законе установлено, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Олий Мажлисе Республики Узбекистан представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Кабинет Министров обязуется вносить на рассмотрение Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны. В прежней редакции ст.93 Основного закона внесение этих докладов на рассмотрение парламента входило в компетенцию Президента Республики Узбекистан.

В целях обеспечения стабильности, преемственности в системе государственного управления, усиления гарантий независимого функционирования исполнительной власти положение статьи 98 Конституции, предусматривающее, что действующий Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом, дополнено нормой о том, что правительство при этом продолжает свою деятельность до формирования нового состава Кабинета Министров в соответствии с решением Президента страны.

В этих же целях пункт 10 статьи 93 Конституции, устанавливающий, что Премьер-министр Республики Узбекистан освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан, дополнен положением о том, что это полномочие Президента может быть реализовано только в случае отставки, выражения вотума недоверия Премьер-министру, принятого палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, либо в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с поправками к Конституции усилены гарантии независимости и в то же время ответственности органов исполнительной власти на местах перед представительной властью. Так, статья 103 Конституции дополнена нормой, устанавливающей обязанности хокима области, района и города представлять соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Необходимо подчеркнуть важность поправок к статье 117 Конституции, закрепляющей основы демократической избирательной системы страны. Согласно этим поправкам установлено, что для организации и проведения выборов Президента, в парламент, а также референдума Олий Мажлисом — парламентом страны образуется Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан (ЦИК), основными принципами деятельности которой являются независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Определено, что ЦИК осуществляет свою деятельность на постоянной основе и в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами о выборах и референдуме Республики Узбекистан и другими законодательными актами.

При этом следует отметить, что правовой статус, принципы и гарантии деятельности ЦИК, этой независимой, демократически сформированной структуры, обеспечивающей подготовку и проведение выборов без всякого вмешательства других органов государственной власти, были закреплены еще 1998 году в Законе «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и в десятке других законах, регулирующих выборные процессы. Конституционное закрепление статуса ЦИК, демократического порядка ее формирования стало еще одной важнейшей гарантией деятельности ЦИК, всестороннего обеспечения демократичности, открытости и гласности выборов, законности при их проведении.

В целом, внесенные изменения и дополнения в Конституцию страны служат дальнейшей демократизации государственной власти и управления, укреплению принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов, обеспечению более сбалансированного распределения полномочий между Президентом — главой государства, законодательной и исполнительной властью.

При этом анализ изложенных процессов реформирования и демократизации системы государственной власти, позволяет выделить их следующие особенности присущие национальной модели развития нашей государственности.

Первое. Принцип разделения властей реализуется в нашей стране последовательно, поэтапно, на основе принципа преемственности с учетом уровня развития общественно-политических, социально-экономических отношений, зрелости государственных, политических институтов. Анализ достигнутых рубежей в этой сфере за истекшие годы независимости доказывает правоту избранной модели эволюционного, поэтапного, постепенного развития и необходимость дальнейшего следования по этому пути.

Второе. Реализация принципа разделения ветвей власти опирается на многовековой опыт развитых демократических стран, а также учитывает национальное, историческое наследие, уклад жизни, традиции и менталитет народа Узбекистана. Узбекистан изначально отказался от слепого копирования известных моделей реформ, избрал свой путь, четко определился в принципах, на которых процесс внедрения данного института должен базироваться.

Третье. Последовательной реализации принципа разделения ветвей власти, совершенствованию системы сдержек и противовесов между ними предшествует глубоко продуманная конституционная реформа, создающая для этого необходимую законодательную, нормативно-правовую базу.

Четвертое. Принцип разделения ветвей власти реализуется с учетом необходимости поддержания оптимального баланса полномочий между ветвями власти, то есть, усиление законодательной ветви власти, укрепление независимости и самостоятельности судебной системы осуществляется не за счет послабления исполнительной ветви власти или же наоборот. Нельзя обеспечивать эффективную реализацию принципа разделения ветвей власти без последовательного и одновременного укрепления независимости, самостоятельности и ответственности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти за вверенные им сферы деятельности, а также обеспечения равновесия между ними.

Вместе с тем, сегодня важно обеспечить системную, комплексную и высокопрофессиональную работу по реализации поправок, внесенных в Конституцию, в текущем законодательстве, прежде всего в разрабатываемых проектах законов «О парламентском контроле», «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», а также в действующих законах «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», «О государственной власти на местах» и других актах законодательства. Эффективной реализации этой задачи призвана способствовать Программа законотворческих работ, направленных на дальнейшее совершенствование действующих законов в связи с поправками, внесенными в Конституцию Республики Узбекистан, утвержденная Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 25 июня 2014 года.

Поправки, внесенные в Конституцию страны, ставят во главу угла задачи по глубокому пересмотру деятельности органов исполнительной власти, палат парламента, представительных органов власти на местах, разработке и внедрению новых, отвечающих современным требованиям организационно-правовых механизмов их функционирования и взаимодействия.

Необходимо отметить, что логика проводимых в стране последовательных, демократических общественно-политических, социально-экономических реформ, обуславливает необходимость определения и реализации новых приоритетов в углублении демократических преобразований и, прежде всего, в сфере реализации принципа разделения ветвей власти, создания между ними эффективной системы сдержек и противовесов.

В частности, важно обеспечить эффективную и полную реализацию полномочий палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, закрепленных в Конституции и законодательстве страны, повышение эффективности парламентского контроля, и прежде всего, над деятельностью Кабинета Министров и исполнительных органов. Необходимо последовательно реализовать организационно-правовые меры по дальнейшему повышению ответственности правительства, органов исполнительной власти на местах за реализацию задач социально-экономического развития страны, усилению роли судебной власти в системе разделения властей, обеспечении законности в деятельности органов исполнительной власти.

Успешная научно-практическая проработка указанных вопросов призвана способствовать разработке конкретных предложений и рекомендаций, направленных на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, создание между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиление роли полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти, обеспечение самостоятельности и независимости судебной системы.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Республики Узбекистан. — Ташкент: ИПТД «Узбекистан», 2014. — 76 с.

2.                  Закон Республики Узбекистан от 18.04.2011 г. № ЗРУ-284 «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)» (Принят Законодательной палатой 04.03.2011 г., одобрен Сенатом 25.03.2011 г.) // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2011 г., № 16, ст. 159.

3.                  Закон Республики Узбекистан от 16.04.2014 г. № ЗРУ-366 «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)» (Принят Законодательной палатой 27.03.2014 г., одобрен Сенатом 10.04.2014 г.) // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 21 апреля 2014 г., N 16, ст. 176.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, исполнительная власть, государственная власть, Конституция, парламентский контроль, Президент Республики, Конституция Республики, вотум недоверия, Конституция страны, общественный контроль.

Похожие статьи

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

В Китайской Народной Республике (КНР) принцип разделение властей в Конституции страны и в иных нормативных актах не

‒ в Российской Федерации на практике реализовать «вотум недоверия» по отношению к Правительству страны может только Президент

Особенности системы государственного управления Республики...

Палата представителей, Хорватия, Конституция, Президент Республики, конституционный суд, соответствие, вотум доверия, правительство, палата, член правительства.

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Монголия, Соёмбо, аймак, Великий Государственный Хурал, Президент, Правительство, Конституция. Государство в Центральной Азии. По форме государственного устройства Республика Монголия — унитарное государство.

Сейм Латвийской Республики и институт референдума

Сейм (лтш. Saeima) – высший орган законодательной власти, однопалатный парламент Латвийской Республики, вернувший свое историческое наименование. Его деятельность регулируется Конституцией (Главы 2. Сейм и 5. Законодательство)...

Особенности системы государственного управления Республики...

Согласно Конституции (ст.84) Президент Республики осуществляет следующие полномочия

Если Правительству большинством голосов всех членов парламента выражен вотум недоверия, оно обязано подать в отставку.

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных...

Баланс между законодательной и исполнительной властями закреплен правом парламента вынести, вотум недоверия правительству и правом роспуска Парламента главой государства. В смешанных республиках (полупрезидентских республиках)...

Место парламента в структуре государственного аппарата

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в странах парламентских республиках.

Похожие статьи

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

В Китайской Народной Республике (КНР) принцип разделение властей в Конституции страны и в иных нормативных актах не

‒ в Российской Федерации на практике реализовать «вотум недоверия» по отношению к Правительству страны может только Президент

Особенности системы государственного управления Республики...

Палата представителей, Хорватия, Конституция, Президент Республики, конституционный суд, соответствие, вотум доверия, правительство, палата, член правительства.

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Монголия, Соёмбо, аймак, Великий Государственный Хурал, Президент, Правительство, Конституция. Государство в Центральной Азии. По форме государственного устройства Республика Монголия — унитарное государство.

Сейм Латвийской Республики и институт референдума

Сейм (лтш. Saeima) – высший орган законодательной власти, однопалатный парламент Латвийской Республики, вернувший свое историческое наименование. Его деятельность регулируется Конституцией (Главы 2. Сейм и 5. Законодательство)...

Особенности системы государственного управления Республики...

Согласно Конституции (ст.84) Президент Республики осуществляет следующие полномочия

Если Правительству большинством голосов всех членов парламента выражен вотум недоверия, оно обязано подать в отставку.

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных...

Баланс между законодательной и исполнительной властями закреплен правом парламента вынести, вотум недоверия правительству и правом роспуска Парламента главой государства. В смешанных республиках (полупрезидентских республиках)...

Место парламента в структуре государственного аппарата

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в странах парламентских республиках.