Библиографическое описание:

Шафикова Л. И. Сравнение правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской республике [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 130-133.

В данной статье рассмотрены основные аспекты правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской Республике. Проанализирована правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, и проведено сравнение правовой базы двух стран по ключевым моментам: основной нормативно-правовой акт, программы развития и повышения инвестиционного климата страны, инвестиционные поощрения, гарантии и защита инвестиций, а так же органы, регулирующие и координирующие инвестиционную деятельность внутри страны.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, иностранные инвестиции, инвестиции в России, Чешская Республика

 

Этот вопрос мы рассмотрим с нескольких точек зрения: с юридической — правовое регулирование инвестиционной деятельности, предоставление гарантий для инвесторов и система поощрений инвестиций, и с экономической — остальные моменты привлечения иностранных инвестиций.

Статья 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» дает следующее понятие иностранным инвестициям: иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. [1]

Для начала рассмотрим правовую ситуацию в Чехии. Специальное законодательство об иностранных инвестициях в Чешской Республике отсутствует. Это означает, что иностранные инвесторы пользуются национальным режимом, то есть на них распространяются те же правила, что и на местных инвесторов. Но в Чехии действует система инвестиционных поощрений, которая регулируется законом «Об инвестиционных поощрениях» (№ 19/2004 СБ). В соответствии с данным законом основными моментами инвестиционных поощрений являются [4]:

-                   скидка на налог на прибыль юридических лиц в течение 10 лет для новых компаний или для уже существующих юридических лиц,

-                   перевод технически оснащенной территории по льготной цене,

-                   материальная поддержка создания новых рабочих мест (до 200 000 чешских крон на работника),

-                   материальная поддержка переквалификации или обучения работников (до 35 % расходов на обучение),

-                   перевод земельных участков согласно специальному закону, зарегистрированных в кадастре недвижимости в качестве сельскохозяйственных участков, и перевод других типов земельных участков, при это за цены, гарантированные специальным законом, действующим на день заключения договора о переводе. Это не затрагивает специальные законы, ограничивающие перевод земельных участков, находящихся в собственности Чешской Республики.

В законе указаны несколько условий для получения указанных поощрений и самое главное из них — инвестирование должно быть в отрасль перерабатывающей промышленности, или в high-tech отрасль, обозначенный в законе или в другую отрасль перерабатывающей промышленности при таком условии, что как минимум 50 % стоимости производственной линии будет являться расходами на приобретение оборудования, указанного в утвержденном правительством списке современного (high-tech) оборудования.

С целью улучшения инвестиционного климата Чешской Республики Правительство в 2001 году предложило внести в Закон об инвестициях ряд поправок, которые вступили в силу с 1 января 2002 года. Наиболее существенным нововведением стало распространение государственной поддержки на сферу услуг (консалтинг, аудит, программное обеспечение). До 2002 г. льготный режим в Чешской Республике распространялся лишь на приоритетные производственные отрасли экономики, а именно: телекоммуникации, обрабатывающую промышленность, информационные технологии, транспорт, включая авиационный. Льготы по-прежнему не предоставляются строительному сектору, добывающей промышленности и предприятиям, работающим в сфере распределения газа и электроэнергии.

Важным изменением в Законе стало создание гибкой схемы предоставления инвесторам господдержки в случае, если проект предусматривает создание дополнительных рабочих мест в районах с высоким уровнем безработицы. Так, согласно новой редакции объем предоставляемых льгот зависит от показателей занятости в конкретном населенном пункте, а не среднего уровня безработицы в регионе, как было раньше. [5]

Так же в Чехии успешно функционирует Агентство по поддержке предпринимательства и инвестиций «Чехинвест». С 1992 года в его обязанности входит улучшение инвестиционного климата Чешской Республики, а так же оказание поддержки при поступлении прямых иностранных инвестиций. Он также является органом, где иностранные предприниматели могут получить актуальную информацию обо всех формах поддержки предпринимательства в Чешской Республике и о возможностях ее получения.

Для поддержки текущий тенденций на рынке Чехии, агентством «Чехинвест» был запущен проект CzechLink. Это проект, ориентированный на чешские предприятия, которые ищут стратегического или инвестиционного партнера за границей. Главным смыслом ruвсего проекта CzechLink является облегчение чешским предприятиям контакта с заграничными инвесторами, пополнение капитала предпринимательских субъектов и повышение притока заграничных инвестиций в Чешскую Республику. [6]

Что касается защиты инвестиций, то Республика Чехия входит в число участников Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами, является членом Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. С апреля 1989 г. страна подписала более 79 двухсторонних соглашений о взаимном содействии и защите иностранных инвестиций.

В 1994 году Чехия и Россия заключили Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Это соглашение предусматривают, что каждая сторона разрешит и будет относиться к инвестициям и связанной с ними деятельности резидентов другой стороны без дискриминации, и гарантируют их полную охрану и безопасность в соответствии с законом.

В отношениях Чехии с Россией действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Прага, 17.11.1995 г., ратифицирована в РФ 26.02.1997 г., вступила в силу с 01.01.1998г.).

В Российской Федерации правовое положение иностранных инвестиций закреплено в Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», которые регулирует все аспекты гарантий, поощрений и защиты иностранных инвестиций на территории России. Данный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций [1].

Федеральный закон № 160-ФЗ дает следующие гарантии иностранным инвесторам:

1.                  гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ

2.                  гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций

3.                  гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу

4.                  гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями и пр.

Так же, в отличие от единого законодательства Чехии, Федеральный закон дает право принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, субъектам Российской Федерации, по вопросам, относящимся к их ведению.

Организацией, занимающейся привлечением и координацией иностранных инвестиций является Министерство экономического развития Российской Федерации. И это, по сравнению с ситуацией в Чешской Республике, является минусом, т. к. к функциям Минэкономразвития РФ, помимо привлечения и координации иностранных инвестиций, относится выработка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, лицензирования, оценки регулирующего воздействия, аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, безопасности процессов производства, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений и прочее [2].

Так же постановлением правительства от 29 сентября 1994 г. № 1108 был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ) под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. Основной формой работы КСИИ является прямой диалог между Правительством и иностранными корпорациями по вопросам, связанным с созданием благоприятного инвестиционного климата в России. Консультативный совет по иностранным инвестициям в России является постоянно действующим органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений по проблемам, связанным с инвестиционной привлекательностью экономики Российской Федерации, а также по проблемам, возникающим у иностранных организаций-инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации. [7]

В целях повышения инвестиционного климата России и повышения притока иностранных инвестиций в экономику страны под руководством Министерства экономического развития Российской Федерации в 2013 г. была утверждена и начала реализацию государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Сроки реализации программы 29.03.2013–31.12.2020 г. Основными задачами программы являются: создание условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации; создание благоприятной конкурентной среды; повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства; устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов; повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг; повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов; формирование экономики знаний и высоких технологий; совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; повышение качества государственного и муниципального управления; совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации.

Основными задачами интересующей нас подпрограммы 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды» являются: разработка и реализация мер по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, привлечение долгосрочных прямых иностранных инвестиций,, развитие механизмов государственно-частного партнерства, повышение качества налогового законодательства и налогового администрирования, совершенствование корпоративного управления, содействие развитию особых экономических зон в Российской Федерации, формирование и развитие контрактной системы и т. д. [3]

На сегодняшний день в рамках подпрограммы 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды» проведено публичное обсуждение эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по реализации мер по созданию благоприятных условий предпринимательской деятельности, определен новый подход к функционированию и применению механизма особых экономических зон в Российской Федерации, сформирована контрактная система и пр. [8]

В завершение можно сделать следующие выводы: как и в Чешской Республике, так и в Российской Федерации инвестиционная деятельность и правовое регулирование находятся на стадии развития. Чешская Республика ориентирована более на свои организации — она повышает «ценность» чешских компаний в глазах иностранных инвесторов за счет улучшения самих компаний: повышение квалификаций сотрудников, улучшение условий работы и прочее. Деятельность Чехии в инвестиционной сфере можно сравнить с поощрением младенцев конфетками — «вот если вы вложите в наши предприятия свои денежки, мы вам дадим всякие вкусности». Деятельность же Российской Федерации — с гордой женщиной — «вот я себя усовершенствую и они сами захотят быть со мной». Россия совершенствует законодательную политику, экономическую, социальную и прочие ситуации в стране, не суля никому особых поощрений. И тот и другой пути по своему хороши и, судя по сегодняшней ситуации в обоих странах, работают.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

2.                  Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 13.04.2015) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»

3.                  Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

4.                  http://www.czechinvest.org/en

5.                  http://www.czech.cz/

6.                  http://www.czechinvest.org/czechlink

7.                  http://government.ru/department/279/about/

8.                  http://programs.gov.ru/Portal/programs/quarterMonitoring?gpId=15&year=2014&quarter=3&type=pgp&id=B80A50D2–3E08–44BB-928B-142C10F9003F&detail=0

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle