Библиографическое описание:

Циблиева Н. В. БРИКС и правовые возможности трансформации рубля в региональную резервную валюту [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 62-65.

На базе экономико-правового анализа в статье рассматриваются перспективы расширения пула мировых резервных валют. Особое внимание уделяется возможности усиления позиций национальной валюты Российской Федерации в условиях сотрудничества в рамках БРИКС.

Ключевые слова:валютное право, национальная валюта, резервная валюта, ключевая ставка, рубль, денежно-кредитная политика, Центральный Банк, БРИКС.

 

Международно-правовые явления оказывают прямое влияние на экономическую и правовую действительность того или иного государства. Следует отметить, что в последнее время на фоне международной интеграции вопрос реформирования мировой экономики, отхода от существующей модели международного экономического развития приобретает все большую значимость, особенно в рамках новых международных платформ и организаций. Один из аспектов реформирования — создание новой резервной валюты — вызывает особый интерес. В частности, рассматривается вопрос о возможностях российской национальной валюты приобрести статус резервной валюты. В связи с тем, что в целях экономического роста и усиления значимости национальной валюты необходимо использовать различные правовые механизмы. Как следствие, анализ правовых средств поможет выявить эффективность их использования или же необходимость выработки новых мер, которые совместно с международно-правовыми средствами могут повлиять на укрепление экономики.

Таким образом, шестой саммит БРИКС, прошедший в июле 2014 года в бразильском городе Форталеза, по мнению многих экспертов, бросил вызов существующей, так называемой, однополярной системе мировой экономики во главе с Соединенными Штатами Америки (далее по тексту — США) [1]. Именно в этот переломный момент мировое сообщество ищет пути решения задач восстановления экономики и обеспечения устойчивого финансового развития в условиях политической нестабильности, многочисленных военных конфликтов, утраты эффективности структур международного управления.

В рамках Форталезской декларации странами-участницами БРИКС было принято решение создать Новый Банк Развития (или Банк развития БРИКС), а также Пул условных резервных валют. Данные финансовые институты создаются в качестве неявной альтернативы Международному Валютному Фонду, деятельность которого не раз жестко критиковалась странами БРИКС, и Всемирному Банку, который, по мнению БРИКС, также не показывает высокую эффективность своей деятельности и требует создания новых демократичных структур управления и расширения финансовых возможностей [2].В этой связи, необходимо отметить, что следующим вполне логичным и решительным шагом БРИКС может стать создание новой единой валюты в рамках БРИКС.

Необходимость создания новой валюты обусловлена следующими причинами. С 1975 г., после отказа от «золотого стандарта» 1971г., в мировой экономике главенствующее положение занимает доллар США, так как его доля в общем объеме мировых официальных валютных резервов составляла почти 4/5. М. Фридмэн в связи с этим утверждал: «Нравится нам это или нет, но мир основывается на долларовом стандарте» [3]. В связи с этим США получили монополию на контролирование валюты, установление правил функционирования мирового рынка, несмотря на высокий уровень государственных, корпоративных и даже частных долгов.

Таким образом, страны БРИКС с целью снижения зависимости от американского доллара, еще в 2012 г. решили более широко использовать национальные валюты во взаимных торгово-экономических операциях, при осуществлении взаимных финансовых расчетов, а также при выдаче кредитов друг другу. Главы стран БРИКС пришли к согласию в том, что использование национальных валют во взаиморасчетах существенно снизит риски, снизит степень зависимости от доллара США, а также откроет новые возможности для участников экономической жизни [4].

Создание новой валюты на базе БРИКС непосредственно связано с необходимостью расширения перечня мировых резервных валют, сформированного в рамках Ямайской валютной системы. При этом тенденция к многополярности, усиление значимости стран с формирующимся рынком, особенно в формате БРИКС, дают основание для выдвижения на роль резервных, международных валют новых национальных или региональных денежных единиц [5]. Представляется верным вывод о том, что в качестве такой валюты, возможно, будет использована одна из валют страны-участницы БРИКС. Необходимо отметить, что как вариант новой валюты позиционируется российский рубль, который может трансформироваться в новую региональную резервную валюту. Что собой представляет резервная валюта?

Резервная валюта — это денежная единица, которая, будучи национальной валютой одного государства, выполняет ту же роль за его пределами в рамках международного денежного оборота. Она служит мерой стоимости и масштаба цен (при установлении ценовых обозначений), средством обращения (при торговле товарами и услугами), средством платежа (при погашении долговых обязательств), средством накопления (при хранении в частных и государственных резервах) [6]. При этом страна-эмитент резервной валюты должна обладать определенными параметрами: значительный размер национальной экономики в терминах ВВП, стабильность стоимости валюты в терминах невысокой инфляции или устойчивого тренда на укрепление или невысокой волатильности валютного курса, а также глубиной и стабильностью финансового рынка в терминах емкости и ликвидности рынка финансовых инструментов в этой валюте [7]. Соответствует ли российский рубль данным требованиям? Попробуем ответить на поставленный вопрос.

Достижение цели становления рубля в качестве резервной валюты требует ряда определенных экономических условий, например, наличие мощного экономического базиса, преодоление инфляции, поддержание достаточного объема золотовалютных резервов, активная денежно-кредитная и валютная политика и другие условия [8]. Но осуществление определенных экономических действий возможно только при наличии правового базиса в виде нормативно-правовых актов. Например, к определенным положительным экономическим последствиям может привести использование Центральным банком (далее — ЦБ РФ) инструментов денежно-кредитной политики, определенных в ст. 35 Федерального закона от 10.07.2002 № 86- ФЗ (ред. от 19.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [9].

В связи с этим Центральный банк (далее — ЦБ РФ) предпринял решительный шаг с внесение существенных изменений в механизм действовавший механизм курсовой политики [10]. Данные действия ЦБ РФ могут быть расценены в качестве попытки остановить падение курса рубля в условиях ограниченного доступа к мировому рынку из-за введенных внешнеторговых ограничений. В соответствии с новым механизмом курсовой политики формирование курса рубля будет происходить под влиянием только рыночных факторов без ограничения пределами валютного коридора и проведения валютных интервенций. Таким образом, влияние ЦБ РФ на курс национальной валюты в данный момент минимально, что позволяет самому рынку формировать курс национальной валюты, при этом национальная валюта легче будет адаптироваться к внешним изменениям.

Также в качестве правовых инструментов денежно-кредитной политики, которые способны повлиять на рост курса рубля, необходимо упомянуть регулирование ключевой ставки. Банк России устанавливает ключевую ставку в качестве ориентира для ставок денежного рынка. ЦБ РФ повышал ключевую ставку, что позволило поддержать доверие к национальной валюте [11]. Последовавшее повышение процентных ставок по банковским вкладам способствует прекращению оттока средств из рублевых депозитов. 11 декабря 2014 г. Банк России повысил ключевую ставку до 10,50 % годовых, что в течение определенного времени повлияло на рост курса рубля, а в ночь с 15 на 16 декабря резко поднял ключевую ставку до 17 % годовых, что вызвало резонанс на рынке. Мировые валюты евро и доллар превысили максимальные отметки в 80 и 100 рублей соответственно. Однако следует отметить, что к моменту закрытия торгов на Московской межбанковской валютной бирже рубль укрепился, а на следующий день — заметно восстановился и показал положительные результаты. Действия ЦБ РФ вызвали как одобрение, так и резкую критику [12].

Следует отметить, что результаты использования вышеупомянутых правовых инструментов денежно-кредитной политики будут прослеживаться в ближайшем будущем в зависимости от геополитической ситуации и ситуации на мировом рынке. Однако в среднесрочной перспективе с принятием вышеупомянутых и иных мер воздействия курс рубля вполне может укрепиться, вырасти и приобрести необходимые качества для позиционирования в качестве резервной валюты.

Данный результат при прочих равных условиях сыграет решающую роль в становлении российского рубля в качестве резервной валюты. Представляется наиболее важным то, что формат БРИКС в условиях перехода на использование национальной валюты при взаиморасчетах может развиться в полномасштабное сотрудничество и существенно повлиять на продвижение рубля на мировом рынке.

Страны-члены БРИКС, несмотря на экономические, социальные и иные различия, преследуют свои цели, однако все они стремятся к укреплению их роли и влияния в мировой экономике, а также трансформации БРИКС в «полноформатный механизм текущей и долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем». Также представляется вполне обоснованным вывод, что для России БРИКС — уникальная возможность для развития рыночной экономики, поддержки национальной валюты, а также для укрепления позиций на мировой рынке и в мировой политике.

Таким образом, для стабилизации и улучшения экономической ситуации необходимо применять комплекс мер, которые, вне сомнения, должны базироваться на праве. Только при наличии мощной и устойчивой правовой базы, при эффективном использовании именно правовых механизмов Россия может улучшить как своё международно-правовое положение, так и экономическую ситуацию.

 

Литература:

 

1.      См. Гиакаглини Ф. Д. В. Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 46. С.226–258.

2.      Форталезская Декларация Форум профсоюзов стран БРИКС (Форталеза, 15 июля 2014 г.) // URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric (Дата обращения: 06.12.2014).

3.      Прексин О. М. Финансово-банковская повестка глобальных лидеров с позиций бизнеса стран развивающихся экономик // Деньги и кредит.2014. № 10. С.11–17.

4.      Friedman M. How Well Are Fluctuating Exchange Rates Working? Wash.: American Enterprise Institute. 1973.

5.      Смыслов Д. В. Международная валютная система: тенденции эволюции // Деньги и кредит. 2013. № 3. С.46–58.

6.      Наркевич С. С., Трунин П. В. Резервные валюты: факторы становления и роль в мировой экономике. М.: Издательство Института Гайдара, 2012. — 136 с.

7.      Борисов С. М. Российский рубль — резервная валюта? // Деньги и кредит. 2008. № 3. С.17–21.

8.      Смыслов Д. В. Там же.

9.      Федеральный закон от 10.07.2002 № 86- ФЗ (ред. от 19.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

10.  Информация Банка России от 10.11.2014 «О параметрах курсовой политики Банка России» // Вестник Банка России. 2014. N 103.

11.  «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» (утв. Банком России) // Вестник Банка России. 2014. № 106.

12.  Информация Банка России «О ключевой ставке Банка России» (ред. 16.12.2014) // Документ опубликован не был. URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=16122014_004533dkp2014–12–16T00_39_23.htm (Дата обращения: 17.12.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle