Библиографическое описание:

Юдина Е. А., Бочарова К. А. Дополнительные гарантии трудоустройства инвалидов [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 168-171.

До 1995 г. не существовало подхода к социальной защите инвалидов. Постановлением от 16 января 1995 г. Правительство РФ утвердило федеральную программу «Социальная поддержка инвалидов. Вскоре 24 ноября 1995 г. был утвержден Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который в свою очередь обеспечивал инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. [3]

В Федеральном Законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено и раскрыто понятие «инвалид». Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. [3] Выделяют еще одно понятие, инвалид — (лат. invalidus бессильный, слабый). Лицо, навсегда или на длительное время потерявшее трудоспособность (частично или полностью) в результате болезни или травмы. Человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. В толковом словаре русского языка понятие «инвалид» трактуется следующим образом: инвалид — это тот, кто частично или полностью утратил трудоспособность вследствие увечья, болезни. [5]

В настоящее время в процентном соотношении больше всего инвалидов III группы — 43,2 %; II группы — 40,9 %; I группы — 15,9 %, наблюдается рост числа инвалидов с детства, но с каждым годом людей с ограниченными возможностями становится меньше. Несмотря на индивидуальность инвалидов за ними закреплено право на труд.

Особенности регулирования труда инвалидов установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и зависят от группы инвалидности и от степени утраты трудоспособности инвалида. Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Работающий инвалид перестает чувствовать себя неполноценным, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом. Государство в данном случае предоставляет определенные гарантии особо нуждающимся в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Одной из таких высоких гарантий является квотирование рабочих мест, то есть установление минимального количества рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить. Так, например квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми. Так, например, в г. Оренбурге был онлайн вопрос: «Отношения общества к инвалидам в России на рабочих местах», тем самым ответы были следующими:

 

Исходя из онлайн-опроса видно, что все-таки большинство людей, а их именно 534 безразлично, с равнодушием относятся к трудоустройству инвалидов, но несмотря на это есть и такие люди которые сочувствуют инвалидам и готовы им помочь.

Говоря о трудоустройстве инвалидов, прежде всего, нужно выяснить такой вопрос как «Обязаны ли работодатели устраивать инвалидов?». В Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый человек имеет право трудиться не зависимо от того, больной или здоровый, молодой или старый. [1] Следовательно, все работодатели обязаны создавать рабочие места и условия для данной категории граждан, например одной из обязанности работодателя является соблюдать квоту для трудоустройство лиц.

Закон, как правило, не разделяет людей — инвалидов в зависимости от национальности, пола, расы, физических и умственных данных. Но и таким гражданам, несмотря на их положения в первую очередь потребуется определенный перечень документов для трудоустройства на ту или иную работу.

Такими документами являются:

1.                  Справка, подтверждающая факт установления инвалидности

2.                  Инвалид должен предъявить индивидуальную программу реабилитации по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России (в этом документе должно быть ясно изложено, какие требования к содержанию и условиям труда обязан соблюсти работодатель, принимающий на работу инвалида)

Несмотря на некоторые ограничения в области трудоустройства инвалидов их можно привлечь к работе в ночное время, сверхурочной работе, но только строго с письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы. А также такой же аналогичный порядок установлен и при привлечении инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Несомненно, у работодателя есть ряд своих вопросов по трудоустройству такой категории. Как было ранее отмечано, что работодатель обязан трудоустроить инвалида на работу, но здесь следует выделить исключение, работодатель может отказать инвалиду в трудоустройстве если в справке медико-социальной экспертизы о состоянии здоровья указано, что инвалид нетрудоспособен или данная работа противопоказана ему по состоянию здоровья. При отказе он должен будет в письменном в виде указать ту или иную причину.

При устройстве на работу инвалидам предоставляются льготы:

1.      сокращенное количество рабочих часов — не больше 35 ч. в неделю, согласно ст. 23, ч. 3 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 92 ч. 1 Трудового кодекса Российской Федерации.

2.      удлиненный ежегодный отпуск составляет не менее 30 календарных дней, согласно ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3.      предоставляется ежегодный неоплачиваемый отпуск длительностью до 30 дней для инвалидов 3 группы и до 60-ти дней для 1 и 2 группы инвалидности согласно ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.      запрещено устанавливать ночные смены, только если работник добровольно дал письменное согласие

5.      в некоторых случаях запрещается работа в выходные и праздничные дни по медицинским показаниям

Таким образом, государство надежно защищает и гарантирует инвалидам трудоустройство по трудовому законодательству. В России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые условия для предоставления людям с ограниченными возможностями дополнительных гарантий трудоустройства. Однако нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются все же дальнейшем совершенствовании. Несомненно, государственная политика занятости предоставляет инвалидам некоторые гарантии при трудоустройстве их на работу, но за частую их бывает не достаточно. В соответствии с этим необходимо принять дополнительные гарантии для трудоустройства людей с ограниченными возможностями:

1.      Ограничить инвалидов от необоснованного отказа в приеме на работу.

2.      Не позволять распространению дискриминации по физическим и умственным способностям.

3.      Более тщательно развивать подготовку к обучению таких лиц для выполнению трудовой функции.

4.      Расширить круг органов для обращения инвалидов для трудоустройства.

5.      Повысить количество рабочих мест для инвалидов.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации: Принята Всенародном голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета 25 декабря 1993.

2.                  Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. Введен в действие 1 февраля 2002года. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 года.

3.                  Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года.

4.                  Смирнова О. В. Трудовое право.−М.: Гардерика, 2008.с.600.

5.                  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.− Язь.,1992.с.240.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle