Библиографическое описание:

Вориводина Т. С., Тришина Е. Г. К вопросу о целесообразности усложнения процедуры развода в РФ (на примере Указа 1944 г.) [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 79-81.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 году был заключен 1 млн. 225 тыс. 501 брак. Согласно этой же статистике, за тот же период, число разводов составляло 667 тыс. 971 [1], то есть больше половины от числа зарегистрированных браков.

Одной из целей государственной политики является повышение демографии в стране. В связи с этим разрабатываются и реализуются меры по достижению данной цели. В недавнем времени широкому общественному обсуждению была подвергнута предложенная мера по увеличению государственной пошлины (до 30.000 рублей) [2].

На наш взгляд, данное предложение имеет сходство с положениями, существовавшими в СССР в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим, считаем целесообразным рассмотреть действовавшие в тот период времени нормы, их цели и результаты.

Самым значительным изменением в законодательстве, регулирующем семейное право в СССР, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать — героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Одной из целей данного Указа было стимулирование повышения рождаемости, что считается трудно достижимым в условиях войны. Нормативным актом был предусмотрен ряд моральных и материальных гарантий и компенсаций, которые, по мнению законодателя, должны были способствовать реализации указанного положения. Среди путей достижения было, например, изменение размеров и порядка выплаты государственной помощи многодетным и одиноким матерям. Важно отметить, что материальную поддержку получали как матери, имеющие мужа, так и одинокие матери. При этом, если одинокая мать вступала в брак, пособие за ней сохранялось. Что касается награждения орденом или медалью, то в этом случае необходимо было иметь не менее пяти детей.

Второй целью было увеличение зарегистрированных браков (в данном случае также нельзя не обратить внимание на то, что в силу половозрастного изменения структуры общества во время войны данное положение также требовало эффективного правового и законодательного регулирования). Для этого Указом устанавливался налог на граждан, не имеющих детей, мужчин в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщин в возрасте свыше 20 и до 45 лет. Граждане, облагаемые подоходным налогом, при отсутствии детей уплачивали 6 % от своего дохода [3; 5].

Важно отметить, что, согласно Указу, только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Известно, что до введения данного Указа, в стране широко использовалось и применялось понятие фактического брака. Однако Указом 1944 г. такие браки были лишены юридической силы. Согласно п. 19, — лица, которые фактически состояли в брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года, в котором не был установлен срок для обращения пережившего фактического супруга в суд с заявлением о признании его (ее) на основании ранее действовавшего законодательства супругом умершего или пропавшего без вести на фронте. Поэтому обращение в суд с таким заявлением и такое признание возможно и в наше время [4;11].

Остановимся более подробно на вопросе расторжения брака. До принятия рассматриваемого Указа 1944 г., в СССР действовало Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Согласно данному нормативному акту, развод мог осуществлять только в присутствии двух сторон. К компетенции суда относился вопрос о примирении сторон. Уже на тот момент бракоразводный процесс оплачивался сторонами, однако не было единой суммы, поскольку ее размер изменялся в зависимости от того, какой по счету это был развод у одного и того же лица (от 50 до 300 рублей).

Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался осложненный порядок данной процедуры. Фактически он включал в себя три основных этапа — это, так называемая, предварительная стадия, производство в народном суде и производство в вышестоящем суде (областной, краевой, окружной, городской или Верховный суд союзной и автономной республики). Стоит отметить, что в научных статьях, посвященных данной теме, предварительная стадия и производство в народном суде часто сливаются в единый этап.

Итак, предварительная стадия. В первую очередь, она начинается с подачи заявления о желании расторгнуть брак. Вместе с заявлением указываются мотивы развода, личные данные второго супруга, а также взыскивается 100 рублей. Далее в народный суд вызывается второй супруг, который должен ознакомиться с заявлением. После этого в местной газете публикуется объявление о возбуждении судебного производства о разводе.

Помимо указанных выше функций, народный суд также играл примирительную роль. После установления мотивов подачи заявления о расторжении брака и применения всех возможных мер по примирению супругов, дело переходит на следующую стадию. На наш взгляд, данная стадия являлась эффективным средством в борьбе с немотивированными и необдуманными разводами, что также положительно сказывалось на количестве зарегистрированных браков и так называемых «полных» семей.

Важно отметить, что только областной, краевой, окружной, городской или Верховный суд союзной и автономной республики мог вынести решение о расторжении брака. Вместе с этим, он решал вопросы о том, с кем из родителей остаются дети, а также материальную сторону данного вопроса (кто из родителей и в какой мере несет расходы на содержание детей). Также к компетенции указанных органов относился вопрос о разделе имущества бывших супругов.

После окончания бракоразводного процесса бывшим супругам выдавалось соответствующее свидетельство, делались пометки в паспорт, а также взимались от 500 до 2000 рублей (с одного или обоих супругов, по определению суда).

Нельзя не отметить тот факт, что изменения в законодательстве положительно повиляли на статистику брачности в СССР в военные годы, которая приобрела значительный рост в 1944 и 1945 гг. Эту тенденцию ярко иллюстрируют сведения о количестве зарегистрированных браков по населению СССР, где в 1942 г. было зафиксировано 297 тысяч браков, в 1943 г. — 397 тысяч, в 1944 г. — 582 тысячи, а в 1945 г. — 1046 тысяч браков [5;171].

На основе анализа Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. и приведенных в статье положений, можно сделать следующие выводы:

1. В связи с продолжительной Великой Отечественной войной изменился половозрастной состав населения, что привело к уменьшению семей, а как следствие, количества зарегистрированных браков.

2. Моральное и материальное стимулирование, а также ужесточение порядка расторжения брака в совокупности сыграли важную роль в уменьшении количества разводов.

Таким образом, поставленная законодателем цель принятия Указа была достигнута. Предполагаем, что данный Указ был принят своевременно и полностью соответствовал обстановке СССР в военный период. О достижении поставленной цели может также свидетельствовать тот факт, что первые поправки были внесены в 1948 году (женщинам запретили заключать браки с иностранными гражданами). А упрощение бракоразводного процесса произошло только в 1960 г. И если в 1950 г. на 1000 человек приходилось 12 браков и 0,5 развода, то в 1990 г. — это 8,9 брака и 3,8 развод [6; -].

На основании последнего положения можно сделать вывод, что Указ был эффективен лишь в военные годы, когда была обострена демографическая ситуация в стране. На наш взгляд, последующий период с обратной тенденцией (к увеличению разводов) позволяет говорить о том, что в моральном сознании людей изменения не происходили. Вопрос затрагивал их материальное положение, но не менял отношения к процессу развода, что является предопределяющим факторов в улучшении состояния демографии страны.

Таким образом, мы считаем, что усложнение процедуры развода или изменения материальной стороны данного вопроса на сегодняшний день положительного эффекта не принесут. Поскольку в данном вопросе речь должна идти, прежде всего, о формировании в сознании граждан основополагающих принципов относительно института семьи.

 

Литература:

 

1.      Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru (дата обращения: 10.11.2014).

2.      РИА Новости [Электронный ресурс]. http://ria.ru/economy/20130923/965241452.html (дата обращения: 27.03.2015).

3.      Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» // «Ведомости ВС СССР» N 37. 1944.

4.      Слепакова А. В. Фактические брачные отношения и право собственности // «Законодательство». № 10. 2001. С.8–15.

5.      Телишев В. Ф., Сакаев В. Т. Государственная политика в области брачно-семейных отношений в СССР в годы Великой Отечественной войны // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. № 1. С.169–176.

6.      Развод: расторжение брака до революции, в СССР и сегодня // [Электронный ресурс] URL: http://www.7ya.ru/article/Razvod-rastorzhenie-braka-do-revolucsii-v-SSSR-i-segodnya/ (дата обращения: 03.03.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle