Библиографическое описание:

Резникова Е. В. Правовое регулирование способов распространения лекарственных средств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 74-77.

Целью настоящей статьи выступает проведение анализа правоприменительной практики в разрезе исполнения императивных запретов в отношении некоторых способов распространения рекламы лекарственных средств. В ходе исследования были использованы метод формально-логического толкования, метод системного анализа и обобщения нормативно-правовых и практических материалов.

Ключевые слова: здоровье, реклама, дистанционный способ, лекарственные средства, передвижная аптека.

 

В целях соблюдения конституционной гарантии по охране здоровья граждан (п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации [1]), считаем необходимым сделать акцент именно на том способе распространения рекламы, который запрещен действующим законодательством, но все же находит применения в фармацевтической отрасли и поддержку на свое существование в правоприменительной практике.

Реалии сегодняшнего рынка таковы, что одним из самых распространённых способов реализации товаров выступает дистанционный способ. Применение последнего, как оказалось, не приходится наблюдать в отношении отдельных категорий товара, в частности, в отношении лекарственных средств.

Продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [2] и с учетом особенностей, определенных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» [3].

Так, исходя из абз.2 п.4 вышеуказанных правил при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, медицинских изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных [4].

Тем не менее, несмотря на императивные предписания законодательства, до 70 % жалоб потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана при продаже лекарственных препаратов [5].

Рассмотрим некоторые примеры судебной практики, демонстрирующие нарушения законодательства распространения лекарственных средств посредством дистанционного способа.

Так, в газете «Плюс Информ» была размещена реклама следующего содержания: «Аптечная сеть ООО «Стрела» осуществляет доставку медикаментов НА ДОМ справки по телефону 5–27–46". Исходя из материалов дела и выслушав пояснения сторон, суд посчитал, что указанная информация является рекламой дистанционного способа продажи реализуемых ООО «Стрела» лекарственных средств, а не рекламой услуги, оказываемой обществом отдельно от реализации товаров.

При этом в данной рекламе отсутствуют сведения о наименовании, месте нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, осуществляющего доставку лекарств на дом, что является нарушением статьи 8 ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [4], поскольку в данном случае производится продажа медикаментов дистанционным способом (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по делу № А69–761/2012) [6].

Следующий пример из судебной практики, повествует, что в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства УФАС по Хабаровскому краю реклама «Новой аптеки» размещенная на сайте newapteka.ru содержит следующее содержание: «Доставка медицинских товаров. Закажите на дом в больницу в офис. Доставка медицинских товаров и лекарств. Заказ принимается: 1. По телефону 333–991 специалистом информационно-справочной службы с 9–00 до 18–00 ежедневно; 2. Товар доставляется курьером в черте города в день приема заказа при его оформлении до 15–00".

Таким образом, обществом предлагалась неопределенному кругу лиц услуга по приобретению медицинских товаров и лекарств путем заказа по телефону с доставкой.

Апелляционным судом был отклонен довод общества о том, что реклама не содержит предложения заключать договоры розничной купли-продажи, поэтому не может признаваться ненадлежащей. Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о нарушении обществом требований законодательства о рекламе (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 № 06АП-682/2013 по делу № А73–7261/2012).

Но, к сожалению, приходится наблюдать и иную позицию суда, где организация не несет наказания за незаконную торговлю лекарственными средствами посредством дистанционного способа. Так, например, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу № 07–16955/2013 ООО «Триумф-Арт» было освобождено от административной ответственности за осуществление дистанционной торговли лекарственными средствами ввиду малозначительности совершенного правонарушения. В другом судебном деле даже не была доказана связь между аптекой и интернет-сайтом, через который распространялись лекарственные средства (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2012 по делу № A56–25093/2012) [7].

В связи с тем, что дистанционный способ распространения товаров является одним из быстро и легкодоступным, но, невозможным для такой категории товаров как лекарственные средства, со стороны общественности и предпринимателей начинают «лоббироваться» аналогичные легкодоступные средства распространения лекарственных средств, такие как — автоаптека (передвижные аптеки).

Согласно, Письма Министерства здравоохранения и социального развития Российского Федерация от 15 февраля 2012 года № 2012378–25–1 Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития России в ответ на обращение по вопросу о возможности лицензирования для осуществления фармацевтической деятельности передвижных аптек (автоаптек) в рамках действующего законодательства Российской Федерации с целью реализации лекарственных препаратов в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах доводит до сведения, что действующим законодательством установлен перечень видов аптечных организаций (аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков), допускающих продажу лекарственных средств. При этом для получения лицензии на фармацевтическую деятельность соискатель лицензии обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у него принадлежащих на праве собственности или ином законном основании помещений. Однако действующее законодательство не содержит нормы, устанавливающей понятие «помещение», а также не содержит нормы, позволяющей отнести автомобиль (фургон грузового автомобиля) к помещениям. Следовательно, в рамках действующего законодательства лицензирование автоаптек невозможно [8].

В свою очередь, Ассоциации зарубежных фармацевтических производителей выступает против реализации всевозможных проектов по допущению торговли лекарственным средствами через передвижные аптеки. По мнению Ассоциации, передвижная торговля наряду с дистанционной наиболее рискованна с точки зрения возможности приобрести фальсификат. Более того, проконтролировать мобильные аптеки будет действительно трудно, если не невозможно [9].

Однако в ряде стран СНГ передвижные аптеки заменили дистанционный способ распространения лекарственных средств (так, например, Узбекистан) [10].

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание необходимость формирования эффективной единообразной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу, считаем необходимым: ужесточить контрольно-надзорные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом посредством размещения соответствующих предложений на региональном (местном, кабельном) телевидении, в эфире FM-радиостанций, на Интернет-сайтах и т. д. с нарушением соответствующих требований действующего законодательства, обеспечивая по каждому факту выявленного нарушения применение мер административного воздействия и ни в коем случае, не поддерживать проекты по реализации передвижных аптек, в силу того, что последнее потребует не только колоссального внесения изменений и дополнений в действующее законодательство (в отношении регистрации, лицензирования, проверок и т. п.), но и привнесет инициативы в развитие черного рынка лекарственных средств.

 

Литература:

 

1.      «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2.      Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»//«Российская газета», N 78, 14.04.2010.

3.      Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.01.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»// «Российская газета», № 21, 04.02.1998.

4.      Письмо Роспотребнадзора от 08.04.2005 N 0100/2569–05–32 «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара»// СПС Консультант Плюс.

5.      Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе»// «Российская газета», № 51, 15.03.2006.

6.      Мандрюков А. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе лекарственных средств // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 3. С. 53–60.

7.      Р.Шабров, А.Шадрин, А.Панов. «Правовые препятствия для функционирования интернет-аптек» //«Фармацевтический вестник», 2014, N 16.

8.      Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российского Федерация от 15 февраля 2012 года № 2012378–25–1//СПС Консультант Плюс.

9.      Режим доступа: http://paraplegia.narod.ru/mednews/newsindex3953.html Дата обращения: 09.04.2015 года.

10.  Режим доступа: http://uzbekistan.russiaregionpress.ru/archives/10510 Дата обращения: 09.04.2015 года.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle