Актуальные проблемы паспортно-регистрационного режима в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Административное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 01.04.2015

Статья просмотрена: 1447 раз

Библиографическое описание:

Хакимов, Р. И. Актуальные проблемы паспортно-регистрационного режима в России / Р. И. Хакимов. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7787/ (дата обращения: 18.04.2024).

В целях недопущения отрицательных последствий, которые могут стать результатом миграционных процессов в Российской Федерации, одним из основных средств управления миграцией необходимо рассматривать качественно организованную паспортно-регистрационную работу, которая обеспечит соблюдение паспортно-регистрационного режима по всей территории России. Указанная работа собой представляет целостную паспортно-регистрационную систему мероприятий, проводимых уполномоченными в сфере миграции государственными органами, которая нуждается в постоянном совершенствовании.

В настоящий период паспортно-регистрационная система разрешает не менее четырех основных задач:

-        обеспечение граждан России документами удостоверяющими личность, которые им позволяют осуществлять свои основные права (на свободу передвижения, слова, участие в избирательном процессе и т. д.) и получать необходимые услуги (получение лицензий, открытие счетов в банках, поступление на государственную службу, использование железнодорожного и авиационного транспорта и т. п.), поскольку согласно российскому законодательству множество прав и обязанностей может быть реализовано гражданами лишь при наличии паспорта или другого основного документа, идентифицирующего личность;

-        обеспечение учета граждан Российской Федерации, а также миграционный учет граждан иных государств: воинский, статистический учет процесса миграции, учет состава и численности проживающего на конкретной территории населения (в целях формирования избирательных округов и т. д.).

-        способствование борьбе с преступностью, а в частности: розыску лиц, которые скрываются от правосудия, уплаты алиментов; учету прибывших из мест лишения свободы лиц, и т. д.

-        способствование регуляции миграционных процессов, т. е. рациональному размещению на территории страны населения: предотвращению перенаселенности крупных городов, курортных зон, нарушения санитарных норм при заселении в жилые помещения; обеспечению безопасности в случае заселения местности с особым административным режимом.

Решением вышеуказанных задач обеспечивается выполнение двуединой цели паспортно-регистрационного режима: создание таких условий, которые бы благоприятствовали осуществлению гражданами прав и свобод; обеспечение безопасности граждан, государства, общества и надзора за соблюдением действующего законодательства по правовому режиму проживания и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства признано Россией и всем международным сообществом, зафиксировано во всех основополагающих международно-правовых актах о правах человека. В нашей стране Конституция Российской Федерации (ст. 27) также гарантирует данное право. [1] Как и в большинстве европейских государств, введена процедура регистрации по месту жительства, которая имеет не разрешительный, а уведомительный характер, в соответствии с утвержденными Правилами. [2] В отношении иностранных граждан в 2002 г. федеральным законом был установлен миграционный учет, а с 2005 г. формируется центральный банк данных по миграционному учету иностранных граждан. [3]

В принятой Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года [7], одобренной Президентом Российской Федерации, вопросы совершенствования миграционной политики на первом этапе рассматриваются, как правило, применительно к иностранной трудовой миграции и иммиграции. Так же как и в распоряжении Правительства РФ, утвердившего План мероприятий по реализации данной Концепции [5], лишь третья часть из 23 пунктов касается внутрироссийской миграции, а также вопросов совершенствования паспортно-регистрационного учета. Тем не менее, по нашему мнению, главной задачей, требующей немедленного разрешения в области регулирования и контроля за миграцией, должен стать вопрос организации единого учета населения, включая миграцию и иммиграцию и российских и иностранных граждан. Население страны, как совокупный социальный объект, — мощный «генератор» многофакторной информации для органов государственной власти. Сведения о миграции населения постоянно необходимы при анализе самых различных процессов: социальных, миграционных, экономических, политических, экологических и других. В отсутствие организации единого учета населения нет возможности для качественного управления этими процессами.

«Свобода передвижения не должна и не может ограничиваться. Но здесь должны существовать цивилизованные правила, нам нужно внимательно посмотреть на существующую систему регистрации. Здесь имеются явные правовые пробелы и нестыковки». [9] Так, Путин В. В. охарактеризовал ситуацию в данной области на расширенном заседании коллегии ФМС России.

В связи с этим, для качественного управления миграцией, для грамотного регулирования миграционных процессов, по нашему мнению, необходимо создание непрерывной, единой, актуальной и действующей в режиме реального времени федеральной электронной системы учета населения в Российской Федерации. По структуре своей система учета населения представлять собой должна открытую развивающуюся систему, что позволило бы начать ее создание с минимальной конфигурации, постепенно переходя к созданию территориально-распределенной системы в российских субъектах и в целом по всей России. В процессе создания системы учета населения одним из основополагающих принципов построения должен стать принцип совместимости и преемственности с действующими системами регистрационного, паспортного, миграционного учета и существующих уже ведомственных баз данных о населении в субъектах РФ.

Главная трудность в создания централизованной системы учета населения заключена в межведомственном характере информации и огромных ее объемах, которая хранится в большинстве своем на бумажных носителях в самых различных ведомствах. Попытки создания системы учета населения в нашей стране предпринимались неоднократно. Начиная уже с 70-х годов прошлого столетия, велись работы над Государственным регистром населения с базой данных о населении Советского Союза. Однако данный вопрос не был решен. В «новой» России также принимались решения в данной области, однако все они заканчивались проектами или разработкой баз данных на ведомственных информационных системах учета определенных категорий граждан (социальный регистр, ГАС «Выборы», пенсионный фонд, налоговая служба и т. д.).

Правительством Российской Федерации еще в 2004 году было принято решение «О создании персонального учета населения Российской Федерации» [6], в котором Минфину России, Минэкономразвития России, Минтруду России, МНС России, МВД России, Минпромнауки России, Минюсту России, Минсвязи России, Госкомстату России, РАН с участием заинтересованных органов исполнительной власти и организаций была поручена подготовка проекта концепции и плана мероприятий создания системы персонального учета населения РФ, с целью обеспечения оперативного и достоверного учета населения. Тем не менее, несмотря на то, что утвержден был срок создания системы — 7 лет, до настоящего времени документ о создании подобной системы на федеральном уровне еще не принят.

По мнению автора, скорейшее решение на государственном уровне проблем современной системы учета населения и создания четко отлаженного, конкретного механизма регистрационного учета и государственного регулирования миграционными потоками, улучшения взаимодействия служб, органов, организаций, должностных лиц, принимающих в этом участие, вне сомнений, приведет к повышению качества проводимой государством миграционной работы.

Паспортно-регистрационная работа, обеспечивающая паспортно-регистрационный режим, очень многогранна, она затрагивает деятельность многих организаций и подразделений государственных органов и иных ведомств, в определенной мере причастных к проверке и оформлению различного вида документов. В связи с этим Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 образована была Федеральная Миграционная Служба России, которой были переданы правоприменительные функции, функции по надзору и контролю и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции из Министерства Внутренних Дел РФ. Также ФМС была наделена специальными полномочиями, согласно Положению она «координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти российских субъектов в установленной сфере деятельности». [4] Иными словами, на ФМС РФ возложен общий государственный контроль, организация управления миграционными процессами.

Одной из составляющих этой деятельности, вне сомнений, является паспортно-регистрационная работа, обеспечивающая паспортно-регистрационный режим на всей территории России. В настоящее время существует немало противников данного факта, которыми не только не признается его существование, но и открыто протестуются в средствах массовой информации меры, принимаемые государством по совершенствованию паспортно-регистрационной работы. [8]

Существующая паспортно-регистрационная система для всей страны едина. Действие ее направлено на упорядочение передвижений, как российских граждан, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, а также на розыск скрывающихся от правоохранительных органов лиц, на укрепление общественной и государственной безопасности. Она играет важнейшую роль в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и раскрытия (предупреждения) преступлений.

Для дальнейшего совершенствования паспортно-регистрационной системы необходимо в первую очередь улучшить работу компетентных служб, организаций, органов, отвечающих за обеспечение паспортно-регистрационного режима, а вместе с тем повысить эффективность работы по вопросам их взаимодействия и координации, поскольку паспортно-регистрационный режим — это часть общего административно-правового режима государства, его правила распространяются на всех граждан, он не связывается с какими-либо особыми обстоятельствами, в отличие, к примеру, от специальных административных правовых режимов, таких как режим чрезвычайного положения, закрытого административно-территориального образования, пограничной зоны, которые, как правило, устанавливаются специальными федеральными законами.

С учетом происходящих сегодня глобальных изменений в нашем государстве по регистрационному учету граждан РФ, миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства, введению универсальных электронных карт, а с 2015 года — удостоверений личности в виде электронных паспортов, по мнению автора, главное — не разрушать уже существующую паспортно-регистрационную систему и имеющийся арсенал правовых средств по регулировке миграционных процессов, а вместе с тем функционирующий организационно-правовой механизм обеспечения паспортно-регистрационного режима в России.

Скорейшее разрешение существующих проблем, реформирование паспортно-регистрационной системы и формирование современных административно-правовых механизмов регулирования миграционных процессов, по нашему мнению, поможет дальнейшему экономическому, политическому, культурному и социальному развитию населения страны и в полной мере будет отвечать требованиям современности.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2.                  Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию» (ред. от 05.03.2015)//«Российская газета» 1995. 27 июля. N 144.

3.                  Постановление Правительства РФ от 06.04.2005 N 186 (ред. от 07.12.2011) «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»// «Российская газета», N 76, 14.04.2005.

4.                  Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от 24.02.2015) «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с «Положением о Федеральной миграционной службе»)// «Собрание законодательства РФ», 23.07.2012, N 30, ст. 4276.

5.                  Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2012 N 1502-р(ред. от 22.04.2014) «О плане мероприятий по реализации в 2012–2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года»// «Собрание законодательства РФ», 27.08.2012, N 35, ст. 4858.

6.                  Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2005 N 748-р «Об одобрении Концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации»// «Российская газета», N 131, 21.06.2005.

7.                  «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Президентом РФ 13.06.2012)//CПС КонсультантПлюс.

8.                  Осипов В. Электронный паспорт — путевка в рабство// http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/07/elektronnyj_pasport_putevka_v_rabstvo

9.                  Путин В. В. Выступление на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы России // http://www.premier.gov.ru/events/news.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, паспортно-регистрационный режим, гражданин, исполнительная власть, миграционный учет, орган, паспортно-регистрационная работа, паспортно-регистрационная система, свобода передвижения.

Похожие статьи

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия...

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы...

Российская Федерация, административное выдворение, иностранный гражданин, предел РФ, регистрационный учет, место жительства, лицо, гражданин РФ, РФ, Калининский район.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан...

Актуальные проблемы паспортно-регистрационного режима...

Российская Федерация, административное выдворение, иностранный гражданин, предел РФ, регистрационный учет, место жительства, лицо, гражданин РФ, РФ, Калининский район.

Новеллы законодательства 2014 года...

Новеллы законодательства 2014 года паспортно-регистрационного режима в Российской Федерации.

документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

В случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении к ним...

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации существует и реально действует.

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия...

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

...порядка регистрационного учета и снятия с него российских жителей, регистрационный учет по месту жительства и месту пребывания, оформление, выдача специальных свидетельств беженцам и вынужденным переселенцам, и иным иностранным гражданам

Основания ограничения права гражданина России на выезд из РФ

Функции по исполнению постановления об ограничении права на выезд за пределы Российской Федерации гражданина РФ возлагаются законом на органы исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции и пограничные органы.

Похожие статьи

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия...

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы...

Российская Федерация, административное выдворение, иностранный гражданин, предел РФ, регистрационный учет, место жительства, лицо, гражданин РФ, РФ, Калининский район.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан...

Актуальные проблемы паспортно-регистрационного режима...

Российская Федерация, административное выдворение, иностранный гражданин, предел РФ, регистрационный учет, место жительства, лицо, гражданин РФ, РФ, Калининский район.

Новеллы законодательства 2014 года...

Новеллы законодательства 2014 года паспортно-регистрационного режима в Российской Федерации.

документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

В случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении к ним...

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации существует и реально действует.

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия...

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

...порядка регистрационного учета и снятия с него российских жителей, регистрационный учет по месту жительства и месту пребывания, оформление, выдача специальных свидетельств беженцам и вынужденным переселенцам, и иным иностранным гражданам

Основания ограничения права гражданина России на выезд из РФ

Функции по исполнению постановления об ограничении права на выезд за пределы Российской Федерации гражданина РФ возлагаются законом на органы исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции и пограничные органы.