Библиографическое описание:

Черноглазов Д. Г., Подколзин П. Ю. Контроль судов государством порта в соответствии с конвенцией МОТ 2006 г. [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 155-158.

Ключевые слова:MLC 2006, Конвенция МОТ 2006, КТМС 2006, Сводная конвенция о труде в морском судоходстве, 2006 г., Билль о правах моряков, Морское право.

 

Морской транспорт является основой международной торговли и движущая сила глобализации. На сегодняшний день около 80 % мировой торговли по объёму и свыше 70 % по стоимости перевозится морем, и обрабатываются портами по всему миру. В течении последних 4 лет мировой флот увеличился на 37 %. Около 1,5 миллиона моряков возлагали свои права на различные правила и многочисленные конвенции Международной морской организации, давно регулирующие труд в морском судоходстве. [1]

До недавних пор не было консолидированного свода правил, интегрированного, устанавливающего в ясной форме, лёгкую для понимания правовую базу стандартов условий труда и быта моряков.

Принятая 23 февраля 2006 года Международной организацией труда на своей 94-й (морской) сессии, и ратифицированная более чем 40 странами, представляющие 70 % мирового торгового флота. Конвенция о труде в морском судоходстве обеспечивает всестороннюю защиту моряков на работе. В то же время содействию судовладельцев к созданию благоприятной рабочей среды для морских грузоперевозок.

Конвенция разработанная с тем, чтобы быть «четверым столпом» международной нормативной правовой системы, регулирующей морское ремесло на одном уровне с такими важными международными конвенциями Международной морской организации, а именно, стандартов безопасности судов, охраны труда и качества управления судами:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974, с поправками;

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, МАРПОЛ 73/78;

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 78/95;

Структура Конвенции начинается с Преамбулы, где описывается, в какой ситуации была принята Конвенция. Затем идут статьи, в которых перечисляются общие обязанности стран, ратифицировавших Конвенцию, основные права и принципы, а также описывается, как работает Конвенция. После этого следуют Правила и Кодекс. Эта часть разделена на 5 разделов, и описана ниже. Правила, стандарты и Руководящие принципы. Правила − это общие, необсуждаемые понятия. Стандарты обозначаются как Стандарт А, а Руководящие принципы − как Руководящий принцип В. Вместе Стандарты А и Руководящие принципы В называются Кодексом.

Что касается морских конвенций МОТ, которые легли в основу Конвенции 2006 г. и которые пересмотрены при принятии этой Конвенции, то их перечень содержится в ст. Х и состоит из 36 конвенций и одного протокола. Наибольший интерес представляют новые подходы заимствованные из инструментов ИМО, в частности следует рассмотреть сферу применения норм Конвенции и к каким судам она относится.

Все суда, за исключением:

Судов, плавающих исключительно во внутренних водах, близко от берега, в защищенных от волнения водах или в тех зонах, в которых действуют портовые правила;

Рыболовных судов;

Судов традиционной постройки, таких как плоскодонные шлюпки и джонки;

Военных кораблей и вспомогательных военных судов.

Суда с валовым регистровым тоннажем менее 200 т, не выполняющие международных рейсов, могут быть освобождены государством флага от выполнения некоторых требований, если права моряков уже обеспечиваются национальным законодательством, коллективными договорами или иным способом.

Термин «моряк» означает любое лицо, занятое на любой должности или работающее по найму в любом качестве на борту судна, к которому применяется настоящая Конвенция. Это значительно расширяет сферу воздействия Конвенции, следовательно, под нее попадают не только лица, которые обычно заняты на борту судна выполнением специфических обязанностей связанных с управлением судна, так же под сферу ее воздействия попадают мобильные ремонтные бригады, гостиничные работники на борту круизных судов − все, кто работают на борту. [2]

Конвенция требует, чтобы правительства были уверены в том, что их законы и правила обеспечивают основные права, имеющие отношение к труду.

К ним относятся:

Права на свободу объединений. Ваше право на вступление в профсоюз по своему усмотрению;

Действительное признание права на переговоры о заключении коллективного договора. Право вашего профсоюза вести переговоры о заключении коллективного договора от вашего имени;

Исключение всех форм принудительного труда. Ваше право работать по собственной воле и получать оплату за эту работу;

Действительный запрет детского труда;

Исключение дискриминации при приеме на работу и выборе профессии.

Все перечисленные выше права моряков разъясняются в следующих четырёх разделах:

Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна

Раздел 2. Условия занятости

Раздел 3. Жилые помещения, условия для отдыха, питание и столовое обслуживание

Раздел 4. Охрана здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое обслуживание и защита в области социального обеспечения

В этих разделах подробно описаны обязанности государств и судовладельцев по обеспечению защиты, которая предоставляется людям работающим на берегу, с учетом их конкретных особенностей работы в море.

Минимальные права, предоставляемые Конвенцией, реализуются в соответствии с национальным законодательством, правилами, положениями коллективного договора или просто благодаря сложившейся хорошей практике. Чтобы убедиться в том, что они действительно соблюдаются, существует строгий режим контроля за их исполнением, опирающийся на систему инспекции и сертификации, который полностью описан в Разделе 5. Соблюдение и обеспечение выполнения. В соответствии с правилом 5.1.3 — Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларация о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве Каждое судно с валовым регистровым тоннажем 500 тонн и более, совершающее международные рейсы, должно иметь на борту Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве [2], выданные государством флага на срок 5 лет с последующим переосвидетельствованием. В этих документах государства флага подробно сообщается о том, как судно выполняет требования Конвенции. С использованием этой информации формируется база режима контроля, на основании которой власти государства порта могут выяснить, соблюдаются ли требования Конвенции.

Когда власти будут осуществлять проверку того, как выполняются требования Конвенции, они должны учитывать, что суда, плавающие под флагом государства, не ратифицировавшего Конвенцию, не имеют никаких преимуществ перед теми судами, которые ходят под флагом страны, ее ратифицировавшей.

От слов к делу! Рассмотрим подробно итоги проведения освидетельствований в соответствии с Конвенцией МОТ 2006 отделом контроля судов государством порта (Port State Control) за 2013/2014 года.

Всего за 2013/2014 года отделом PSC было проведено 1990 инспекций иностранных судов. Процент инспекций с замечаниями составил 74,6 %. В связи с серьёзными недостатками по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды было задержано 142 иностранных судов или 7,5 % от всех.

Таблица 1

Статистика инспекций [3, ст. 3]

Тип судна

Кол-во проверенных судов

Кол-во задержанных судов

Кол-во судов с замечаниями

Кол-во судов без замечаний

Кол-во замечаний

Средний возраст судов

Танкер

655

6

291

364

1592

9

Балкер

580

38

471

110

3961

12

Сухогруз

499

75

481

17

5827

21

Контейнеровоз

175

5

153

22

1030

13

Суда типа РО-РО

53

16

52

1

852

31

др. типы судов

47

4

47

0

456

25

Итого

1990

142

1476

514

13480

19

 

А вот некоторые из замечаний обнаруженные на судах:

Рис. 1. т/х «SANTA ELENA», флаг Коморские острова, задержан в связи с невыполнением требований МОТ 2006 в морском порту Новороссийск [3, ст. 2]

 

Рис. 2. «SHT HUSAYIN AKIL», флаг Того задержан в связи с невыполнением требований МОТ 2006 в морском порту Новороссийск [3, ст. 3–4]

 

Итак, как мы видим, задержание судна из-за несоответствия Конвенции МОТ 2006 — не миф, а реальность! Конвенция МОТ 2006 не является ширмой за которую можно спрятаться недобросовестному работодателю, прежде всего это паспорт на достойную работу.

 

Литература:

 

1.      UNCTAD Review of Maritime Transport 2012 [Электронный ресурс] // -URL: http://unctad.org/en/Pages/Publications/Review-of-Maritime-Transport- %28Series %29.aspx (дата обращения 22.01.15).

2.      Международная конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве [Электронный ресурс] // -URL: http://www.sur.ru/zakon/federalnyi-zakon-10 (дата обращения 15.01.15).

3.      Анищенко, В. В. Справка о работе отдела контроля судов государства порта (PSC) за 2013/2014 года. / Анищенко, В.В. // Новороссийск, 2014. — С. 2–4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle