Библиографическое описание:

Кузьминых Е. А., Подорожных Г. В. Проблемы правоприменения в сфере социального обслуживания [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 65-68.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» обслуживает детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, членов их семей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период (5 лет) на территории Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. До 01.01.2015 в учреждении были представлены все три формы социального обслуживания: стационарное (стационарное отделение, отделение социальной реабилитации), полустационарное (отделение дневного пребывания), нестационарная форма обслуживания (консультативное отделение — участковая социальная служба, отделение психолого-педагогической помощи).

С вступлением в силу 01.01.2015 442-ФЗ [7] за нашим учреждением закреплена только одна форма социального обслуживания — полустационарная. Это создает определенные проблемы в организации деятельности.

Целями нового Закона являются развитие системы социального обслуживания, а также повышение уровня качества и эффективности социального обслуживания. При полустационарном [8] обслуживании социальные услуги предоставляются в определенное время суток. А согласно № 120-ФЗ [9] в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (в т. ч. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) несовершеннолетние принимаются в установленном порядке круглосуточно.

При этом, организация питания воспитанников, как и обеспечение их мягким инвентарем, должна проводиться по другим, меньшим по объему, нормам. А условия пребывания воспитанников останутся прежними — круглосуточное пребывание. В номенклатуре организаций (отделений) социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа — Югры [10], указано, что в состав организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения стационарного социального обслуживания и отделения социального обслуживания на дому. Но в законодательстве нет прямого указания на то, что порядок предоставления социальных услуг и нормы обеспечения питанием, мягким инвентарем несовершеннолетних, временно помещенных в стационарное отделение социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, должны применяться порядок и нормы для социального обслуживания в стационарной форме.

Также согласно номенклатуры организаций (отделений) социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, к организациям, предоставляющим срочные социальные услуги отнесены: служба срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи; консультативный центр; иные организации, осуществляющие срочное социальное обслуживание. В соответствии с законодательством [11] срочные социальные услуги предоставляются комплексными центрами социального обслуживания населения в целях оказания неотложной помощи.

В структуре же нашего учреждения имеется консультативное отделение (участковая социальная служба) и отделение психолого — педагогической помощи, в составе которого службы «Социальный патруль», «Экстренная детская помощь», целью которых является своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и оказание им необходимой социальной помощи. Основные услуги данных подразделений по определению срочные.

Новая структура видов услуг в корне отличается от предшествующей: в ней уже не выделяется материальная помощь, консультативная помощь, реабилитационные услуги, предоставление временного приюта.

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, как в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания. Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждена Минтрудом России. В соответствии с данной формой гражданин просит предоставить социальные услуги непосредственно ему. Новое законодательство требует оформление заявления от каждого члена семьи, которому требуются социальные услуги. Если ранее семья состояла в учреждении на социальном обслуживании по заявлению одного родителя (законного представителя) несовершеннолетнего, то теперь для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании необходимо заявление от каждого нуждающегося члена семьи. Это порождает определенные трудности, так как специалистам организации социального обслуживания приходится неоднократно посещать одну семью, чтобы взять со всех нуждающихся членов семьи заявления. Особенно это касается семей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В отношении данных семей также возникают вопросы на предмет исполнения постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. С одной стороны, согласно № 120-ФЗ [12] постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, если в постановлении указаны обстоятельства, предусмотренные статьей 5 вышеуказанного Федерального закона. С другой стороны, согласно № 442-ФЗ социальное обслуживание основывается на принципе добровольности и носит заявительный характер. При этом должны соблюдаться требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Участковая социальная служба, созданная в учреждении в 2008 году, по своей сути является службой, максимально приближенной к месту жительства граждан, что позволяет реализовать принцип сохранения пребывания граждан в привычной благоприятной среде [13]. Предоставление услуг участковой социальной службой позволяет обеспечить соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека [14].

В 2014 году в участковой социальной службе на 10 социальных участках обслужено всего 8746 граждан в 3454 семьях, из них обратившихся впервые к участковым специалистам 8316 граждан. Из 3454 семей в составе имеют несовершеннолетних 3132 семьи, всего 1873 несовершеннолетних (59,8 %). На патронате (наличие программы социальной адаптации далее ПСА, плана индивидуальных профилактической работы, утвержденного ТКДН и ЗП, далее ИППР) находилось 1536 семей (44 %), 4105 (49 %) граждан. Специфика социальной работы по участковому принципу предполагает при обращение оного из членов семьи автоматически проводить работу со всеми ее членами, а также родственниками, знакомыми из ближайшего социального окружения, что является основой для эффективной и результативной работы как по выявлению семейного неблагополучия, так и по выводу семей из трудной жизненной ситуации или устранить обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семьи, граждан.

По новому порядку организации социального обслуживания все услуги должны оказываться при наличии заявления гражданина, акта обследования социально-бытовых условий проживания установленной формы, отличной от используемой ранее, акта оценки нуждаемости, индивидуальной программы получателя социальных услуг. Следовательно, госзадание должно быть уменьшено на 50–56 % (разовое оказание услуг, ранее не предполагавшее наличие такого документального сопровождения). При разовом оказании услуг обычно клиент получал простые услуги по принципу «здесь и сейчас». От момента получения запроса (устного) на оказание услуг до получения услуги в полном объеме проходило от 15 до 45 минут. Механизм получения услуг сейчас занимает минимум 10 дней, что может вызвать недовольство клиентов и увеличить количество отрицательных отзывов о системе социального обслуживания и о работе конкретного специалиста.

Механизм учета услуг по новому перечню (один раз в год на одного клиента) предпочтительно, так как позволит оптимизировать затрачиваемое не на работу с клиентом время специалиста. Но отсутствие в новом перечне таких услуг как личный прием граждан, посещение на дому, социальный патронаж затруднит учет проводимой работы и контроль за качественным, результативным и эффективным исполнением ИППСУ специалистами учреждения.

Также патронат семей на условиях социального контракта предполагает наличие в ПСА не только услуг, которые должны быть оказаны специалистами социозащитных учреждений, но и обязательства самого клиента по предпринимаемым шагам по улучшению своей ситуации. В № 442-ФЗ при этом указано, что индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, и только для поставщика социальных услуг — обязательный характер [15].

В новой модели социального обслуживания можно видеть три составляющие:

-                   оказание услуг получателю по его же запросу;

-                   оказание услуг получателю по запросу третьей стороны;

-                   оказание срочных услуг без оформления ИППСУ.

Проблемы при организации работы учреждений социального обслуживания связаны с необходимостью оформления неоправданно большого количества сопровождающих документов (обслуживание клиента в половине случаев займет в разы меньше времени, чем процесс оформления всех требуемых бланков в установленные № 442-ФЗ сроки).

Таким образом, на этапе внедрения в работу организации социального обслуживания нового Закона о социальном обслуживании актуальными остаются вопросы оформления документов для признания граждан, нуждающимися в социальном обслуживании, разработки нормативных документов организацией социального обслуживания в связи с принятием нового Закона. Многие вопросы необходимо решать на практике путем взаимодействия заинтересованных органов и учреждений с целью выработки единого подхода по применению нового законодательства.

 

Литература:

 

1.                  Илларионова С. А. В единстве сила /Илларионова С. А., Талашова А. В. //Инновационное развитие и конкурентоспособность территории: состояние, проблемы, тенденции: сб. статей (Екатеринбург, 12.04.2014 г. (отв. За выпуск Красноперов А. Ф.): Автон. некоммерческ. организация Институт ИРИС- Екатеринбург: Изд-во ЗВЕЗДА, 2014 г. т. 2

2.                  Мамонова Ж. А. /Социальный патронаж семей в трудной жизненной ситуации/ Мамонова Ж. А., Кудрявцева О. В.. Бычкова В. А.//Инновационное развитие и конкурентоспособность территории: состояние, проблемы, тенденции: сб. статей (Екатеринбург, 12.04.2014 г. (отв. За выпуск Красноперов А. Ф.): Автон. некоммерческ. организация Институт ИРИС- Екатеринбург: Изд-во ЗВЕЗДА, 2014 г. т. 2

3.                  Емелина Т. А. Система менеджмента качества в учреждении социального обслуживания (на примере социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних) // Работник социального обслуживания, № 9 2011 г.

4.                  Шестаков В. Ю. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Шестаков В. Ю., Камидуллин В. Р. //Инновационное развитие и конкурентоспособность территории: состояние, проблемы, тенденции: сб. статей (Екатеринбург, 12.04.2014 г. (отв. за выпуск Красноперов А. Ф.): Автон. некоммерческ.организация Институт ИРИС- Екатеринбург: Изд-во ЗВЕЗДА, 2014 г. т. 2

5.                  Рапота-Охрименко В. С., Обеспечение необходимых условий для успешной профессиональной деятельности специалистов по социальной работе участковой социальной службы КУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»//Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: межвузовский сборник научных работ/ФГАОУВПО «Рос. гос. проф.-пед ун-т» под ред. Л. Э. Панкратовой, Л. С. Копыловой, Екатеринбург, 2013 г., 242 с.

6.                  Рапота-Охрименко В. С. «Методика проведения исследования случая семьи в практике работы участковых специалистов по социальной работе», /Рапота-Охрименко, В.С. // Вестник социального обслуживания Югры, 2013 г. № 1.

7.                  Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

8.                  Ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

9.                  Ст. 13 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

10.              Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.07.2014 № 259-п

11.              Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19.11.2014 № 93-оз «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

12.              Ст. 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

13.              Ст. 4 пункт 2 № 442-ФЗ

14.              Ст. 4 пункт 1 № 442-ФЗ

15.              Ст. 16 пункт 3 № 442-ФЗ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle