Библиографическое описание:

Григорьев А. С. Актуальные проблемы международно-правового регулирования трансграничных пресноводных ресурсов на примере России и приграничных государств [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 151-153.

В статье рассматриваются основы международно-правового регулирования трансграничных пресноводных ресурсов на примере России и приграничных государств. Подчёркивается значение пресной воды для России и всего человечества, а также необходимость её рационального использования.

 

Сегодня дефицит чистой питьевой воды является одной из серьёзнейших проблем стоящих перед человечеством. По данным Организации Объединённых Наций в «период с 1990 года почти 1,7 миллиарда человек получили доступ к безопасной питьевой воде. Тем не менее, 884 миллиона человек во всем мире по-прежнему не имеют доступа к безопасной питьевой воде. В среднем, ежедневно из-за предотвратимых заболеваний, связанных с водоснабжением и санитарией, умирают 5 000 детей» [1]. Под эгидой Организации Объединённых наций постоянно проводятся мероприятия направленные на привлечение внимания к проблемам нехватки питьевой воды и объединения усилий государств для преодоления водного кризиса. Так в 2003 году Генеральной Ассамблеей ООН 2005–2015 годы были объявлены международным десятилетием действий «Вода для жизни», а в декабре 2010 года резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН № 154, 2013 год был объявлен Международным годом водного сотрудничества. Данные мероприятия на международном уровне демонстрируют особую ценность воды как основы жизни и дают понимание того, на сколько важно совместное сотрудничество государств, в том числе и по разграничению трансграничных пресноводных ресурсов.

В настоящее время мировой рынок воды только формируется. Не трудно предположить, что Российская Федерация располагая внушительными водными ресурсами «полные запасы пресной воды в России составляют 97 тыс. кубических километров, а по суммарному поверхностному стоку рек Россия занимает второе место в Мире» [2] будет занимать устойчивые позиции на мировом рынке пресной воды. По данным журнала Global Water Intelligence ежегодный объем такого водного рынка может достигать 700 млрд. долларов. Оперируя данными прогнозами, следует предположить, что пресная вода в самом ближайшем будущем может стать основной статьёй экспорта для ряда государств. По словам директора института водных проблем РАН профессора Виктора Данилова-Данильяна: «Вода является стратегическим ресурсом для Российской экономики и я совершенно уверен в том, что если мы сумеем распорядиться по-хозяйски этим ресурсом, то именно водоёмкая продукция станет основным поставщиком валюты для страны через 15 -20 лет» [3].

Для Российской Федерации сегодня актуальным вопросом, касающимся пресноводных ресурсов, является проблема их разграничения с приграничными государствами и установления правового режима совместного использования. Так, одним из международно-правовых документов по правовому регулированию трансграничных вод является Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр 1992 года [4]. В конвенции подчеркивается, что охрана и использование трансграничных водотоков и международных озер являются важными и неотложными задачами, эффективное решение которых может быть обеспечено только путём тесного сотрудничества и укрепления национальных и международных мер по предотвращению, ограничению и сокращению выбросов опасных веществ в водную среду. Конвенция дает определение трансграничных вод как любых поверхностных или подземных вод, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены в таких границах; в тех случаях, когда трансграничные воды выпадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пресекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.

Среди соседних государств участниками Конвенции наряду с Россией являются: Белоруссия, Азербайджан, Латвия, Литва, Казахстан, Норвегия, Финляндия, Туркменистан, Украина, Узбекистан и Эстония. Принципы, изложенные в Конвенции, лежат в основе целого ряда двусторонних соглашений по вопросам трансграничных вод заключенных Россией с приграничными государствами. К примеру, одним из государств, с которым Россия имеет довольно наработанную нормативно-правовую базу по вопросам охраны окружающей среды и правового регулирования пресноводных ресурсов, является Эстонская Республика, с которой Россия имеет 235,5 километров границ, проходящих по рекам и озёрам. Уже в 1997 году было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод от 20.08.1997 г. Стороны соглашения определили основной целью организацию сотрудничества в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем в водах реки Нарва, включая Псковско-Чудское озеро. Для достижения основной цели Россия и Эстония договорились о сотрудничестве в разработке нормативов и методов оценки и классификации качества вод, а также о принятии необходимых мер для предотвращения или сокращения поступления отравляющих веществ в водные объекты. Огромным вкладом в становление и развитие «зелёной» экономики стала договорённость двух государств о применении современных технологий рационального использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий производства.

Кроме того, с Эстонской Республикой заключены: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 11.01.1996 г., а также соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Эстонской республики о сотрудничестве в области сохранения и использования рыбных запасов в Чудском, Тёплом и Псковских озёрах от 04.05.1994 г. Основываясь на вышесказанном, уровень сотрудничества между Россией и Эстонией по вопросам правового регулирования пресноводных ресурсов и охраны окружающей среды можно охарактеризовать как высокий, но в то же время имеющий одну существенную проблему, выражающуюся в отсутствии действующего договора о государственной границе с Эстонской Республикой. Отсутствие договора о границе является не решённым вопросом для двух государств и при определённых условиях может свести на нет все достигнутые успехи в сфере правового регулирования пресноводных ресурсов и охраны окружающей среды. Проблемы неопределённости границ и территориальные споры в том числе по поводу пресноводных ресурсов сегодня не редкость. Учитывая стратегическую важность пресной воды для любого государства, споры такого рода в ближайшем будущем могут привести к конфликтным ситуациям.

Также к одной из актуальных проблем международно-правового регулирования пресноводных ресурсов России с приграничными государствами, относится устаревшая правовая база. С учётом глобализации экономики, изменения и ухудшения экологической обстановки следует предпринять усилия для существенного обновления договорных отношений с рядом государств по вопросам трансграничного использования вод, с целью совершенствования нормативно-правовой базы и международного экологического права в целом, а также перехода двухстороннего сотрудничества государств на новый уровень соответствующий основным принципам устойчивого развития и построения «Зелёной экономики». Так примером обновления правовой базы может служить взаимодействие России и Финляндии, которое происходит и сегодня. «История взаимодействия в вопросах совместного управления водными ресурсами России с Финляндией является наиболее продолжительной и достаточно успешной. Первое соглашение в этой области заключено между Россией и Финляндией в 1947 г. и касалось регулирования режима судоходства по озеру Инари, в 1954 г. и 1956 г. в рамках этого соглашения были подписаны дополнительные протоколы. Так как одна из рек, вытекающая из озера Инари, проходит по территории Финляндии, России и Норвегии, в 1959 г. подписано трехстороннее соглашение по использованию ее вод, которое действует и поныне. Соглашение с Финляндией о пограничных водных системах 1964 г., охватывает практически все водохозяйственные и экологические аспекты. Процессы региональной интеграции протекают в двух основных направлениях — межгосударственное сотрудничество и сотрудничество на уровне региональных (местных) властей.

Согласно Соглашению 1964 г. действует Двусторонняя комиссия (ДК), в которую входят представители водохозяйственных, экологических и рыбохозяйственных ведомств, МИД и пограничных служб Сторон.

ДК занимается вопросами регулирования режимов использования водных ресурсов системы озера Сайма — река Вуокса, загрязнения водных ресурсов и окружающей природной среды. Озеро Сайма в Финляндии соединено Сайменским каналом с Выборгским заливом, а река Вуокса — с Ладожским озером. На реке Вуокса построены 4 ГЭС (2 в Финляндии, 2 — в России). На берегах озера и реке расположены промышленные предприятия, преимущественно лесоперерабатывающие и металлургические, отходы которых загрязняют окружающую среду. Здесь актуальны такие проблемы, как борьба с подтоплением прибрежной зоны Ладожского озера при таянии снегов; обеспечение выработки электроэнергии и уменьшение загрязнения вод.

В процессе решения этих проблем возникали некоторые противоречия. Так, снижение уровня воды в озере требует холостых сбросов воды, а значит, приводит к уменьшению выработки электроэнергии на российских ГЭС. С другой стороны, в свое время на Светогорской ГЭС в России был повышен гребень плотины, что привело к снижению выработки электроэнергии на ГЭС Иматра в Финляндии. Соответственно, в 1972 г. заключено Соглашение «Об энергетическом использовании участка реки Вуокса между ГЭС Иматра и Светогорская», и был урегулирован вопрос компенсации электроэнергии (19.9 млн. кВтч) финской стороне в связи с повышением отметки верхнего бьефа на Светлогорской ЕЭС. В 1989 г. ДК разработала и утвердила правила регулирования вод системы озер Сайма (Финляндии) и реки Вуокса. При обеспечении паритета по вопросам использования воды удалось урегулировать наиболее острые проблемы. В частности, для поддержания качества воды было принято решение о его постоянном мониторинге на реках Вуокса и Селезневка и Сайменском канале. Параллельно строились очистные сооружения, внедрялись малоотходные технологии, сокращались сбросы загрязняющих веществ. В результате прослеживается тенденция сокращения объемов сбросов сточных вод и снижения нагрузки на водные объекты. До середины 1980 гг. актуальными были вопросы сплава леса (его ежегодный объем составлял от 200 тыс. до 800 тыс. м3). ДК занималась разработкой правил сплава, контролировала зачистку рек от его последствий. В настоящее время сплав леса прекращен» [5]. Также следует отметить успешное сотрудничество России, Финляндии и Норвегии с целью сохранения трёхстороннего парка Пасквик-Инари, района включающего в себя пять охраняемых территорий и их окрестности в трёх странах. Охраняемые территории находятся в долине реки Паз.

В заключение следует отметить, что для России обладающей поистине колоссальными запасами пресной воды, актуальность вопросов касающихся разграничения и совместного использования трансграничных пресноводных ресурсов будет возрастать с каждым годом. А учитывая положения разработанной и принятой Правительством РФ в 2009г. «Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года», которая определяет основные направления действий в водоресурсной сфере и одной из основных целей которой является: гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, хочется верить в искреннее понимание руководством нашей страны стратегической ценности пресноводных ресурсов и намерения последовательно проводить политику в данной сфере, соответствующую национальным интересам.

 

Литература:

 

1.         http://www.un.org/ru/sustainablefuture/water.shtml Вода для мира

2.         http://ecograni.ru/news/vodnye-zapasy-rossii.html Экологический блог «Экограни»

3.         http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=489288 Выпуск программы «Вести» от 29.02.2013 г.

4.         http://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XXVII-5&chapter=27&lang=en

5.         http://www.cawater-info.net/bk/water_law/8_1.htm Трансграничное сотрудничество на международных реках: проблемы, опыт, уроки, прогнозы экспертов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle