Библиографическое описание:

Алимова Э. А., Манжукова О. А. О причинах административных правонарушений несовершеннолетних и способах их минимизации [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 35-38.

В статье рассматриваются причины совершения административных правонарушений несовершеннолетними.

Ключевые слова: административное правонарушение, несовершеннолетние.

 

Воспитание будущего поколения, его духовно-нравственное и идеологическое развитие является одной из важнейших задач государства. Подростковая преступность — это одна из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения подростков, значительных успехов добиться не удается. Статистика последних лет фиксирует большое количество правонарушений среди несовершеннолетних [6, с. 12].

Вместе с тем, несовершеннолетние — это не только объект воспитания, они являются также самостоятельными и весьма активными субъектами социальной деятельности. Поэтому крайне важно, чтобы уже с детства они научились осознавать себя полноправными гражданами, уяснили свою взаимосвязь с другими членами общества, прониклись чувством ответственности за свои поступки. От этого зависит не только сегодняшнее поведение несовершеннолетних, но и в значительной степени и общее состояние законности государства. Актуальность исследования причин совершения административных правонарушений несовершеннолетними подтверждается еще и тем, что их противоправные деяния создают реальную угрозу национальной безопасности государства.

Противоправное поведение — это поведение (социальное явление), не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [6, с. 37–38].

Подростковые годы характеризуются интенсивным физическим развитием человека, большими психологическими сдвигами, для них характерен ряд кризисных состояний, глубокие качественные изменения в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений. Это возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. В этом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено, что отражается на характере совершаемых действий и поступков. Именно в это время происходит социальное развитие: начинают формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений. Неблагополучное окружение подростка способствует искажению ценностей, формированию низкой самооценки личности, облегчает процесс вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия [4, с. 20–21].

В результате многочисленного проведения реформ в различных сферах государственной деятельности, с учетом существующего несовершенства правовой базы происходит кризис в семейных правоотношениях со всеми отрицательными социальными последствиями, такими, как социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей. В России ежегодно правонарушения совершают до 40 % от всего несовершеннолетнего населения. Существует повторность их совершения, а некоторые не выявляются [4, с.21].

Система профилактики, конечно, дает свои результаты и зачастую в статистике можно встретить снижение числа правонарушений несовершеннолетних. Однако, эта стабилизация может быть обманчива, поскольку обусловливается тем, что в результате демографического кризиса число несовершеннолетних уменьшилось.

Противоправное поведение подростка, характеризующееся вначале асоциальными действиями, нарушающими нормы морали и нравственности, а затем приводящими к совершению уголовно наказуемых деяний. В связи с этим своевременные мероприятия воспитательного воздействия, применение мер административного принуждения, могут остановить процесс десоциализации личности и воспрепятствовать перерастанию административных правонарушений в уголовные.

Подобные мнения неоднократно высказывались различными авторами. Так, например, О. Е. Шишкина, считает, что «административное право обладает потенциалом воздействия предупредительного характера, в том числе не требующего особой процессуальной формы, позволяющим предупреждать не только административные правонарушения, но и преступления» [10, с. 34].

Следует отметить, что анализ взаимосвязи административных правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, позволяет сделать объективный вывод о том, что подобные деяния, несмотря на различную степень их общественной опасности, являются звеньями одной цепи — аномально протекающего процесса социализации личности — десоциализации, причины которого одинаковы. Например, представители организованной преступности вовлекают нравственно не сформировавшихся подростков в противоправную деятельность (совершение правонарушений или преступлений) [6, с.8].

Исследование литературы по проблеме противоправного поведения несовершеннолетних, позволяет выделить причины и условия совершения правонарушения. К основным факторам можно отнести, социально-экономические, организационно-управленческие, правовые, политические, воспитательные и идеологические причины и условия.

Нельзя не согласится с Простяковым В. В., который отмечает следующие причины совершения правонарушения несовершеннолетними: [7, с. 24].

-        Психические отклонения, т. е. пограничные состояния, не исключающих вменяемости, и, следовательно, ответственности (неврозы, умеренная дебильность, психопатия, алкоголизм, сексуальные расстройства). Много проблем возникает с подростками, имеющими чрезмерную возбудимость, тревожность, демонстративность. Они не тяжелые или стойкие заболевания, а в большинстве случаев приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. И эту проблему разрешить практически невозможно.

-        Отрицательное влияние семьи. Семью — это фактор, определяющий психофизиологическую полноценность подростка. Неблагополучная семья оказывает разлагающее воздействие и препятствует нормальному развитию. Озлобленность, недоверие к людям, пренебрежение к нормам поведения, равнодушие — далеко не полный перечень внутренних установок подростка, пережившего размолвку (развод) родителей или живущего в условиях пьянства (разврата, конфликтов, безразличия), что приводит к криминалу.

-        Дефекты воспитания. Школа, как и дошкольное заведение, начинается для ребенка с учителя (воспитателя) и потому самые современные программы, учебники, технические средства не могут компенсировать черствость, нетактичность, психологическую неподготовленность педагога. Отсутствует координация между школой и семьей приводит к отрицательному влиянию на ребенка.

-        — Способы проведения досуга. Объем свободного времени у подростков достаточно велик, однако бесконтрольность его использования порождают часто примитивные формы досуговой деятельности.

-        Наличие судимости у родителей или близких родственников — оказывает влияние на формирование личности несовершеннолетних.

-        Не эффективность деятельности органов, на которые возложена борьба с противоправным поведением несовершеннолетних [4, с. 24].

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий перечень причин совершения правонарушений несовершеннолетними. Помимо очевидных причин, существуют и условия, которые способствуют их совершению: [8, с. 31].

-        у несовершеннолетних правонарушителей нередко доминирует искаженное представление о товариществе, смелости, чести и достоинстве;

-        небольшой социальный опыт, уровень, степень социализации;

-        законы и правила общества не усвоены в такой степени, чтобы они стали для него осознанной нормой поведения;

-        недостаточный уровень развития воли, самоконтроля, самооценки, критичности, отсутствует привычка обдумывать действия и последствия.

Следует отметить, что поведение несовершеннолетних, нарушающее нормы морали, нравственности, обычаи, традиции не является основанием для применения к ним мер административного принуждения. Противоправное поведение как основание для применения мер административного принуждения выражается в противоправном уголовно или административно наказуемом девиантном поведении (действии, бездействии), совершенном несовершеннолетним, достигшим возраста административной ответственности.

Административные правонарушения несовершеннолетних чаще всего являются переходным этапом от асоциальных поступков к уголовно наказуемым деяниям, а применения мер административного принуждения может предупредить уголовные преступления. Вместе с тем, что наличие причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений подростком, не означает неизбежности совершения ими преступлений. Указанные причины и условия подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение приобретает профилактика правонарушений.

Профилактические меры предполагают реализацию социально-экономических, организационно-управленческих, социально-правовых, психолого-педагогических мер по оздоровлению условий воспитания детей и подростков. Они должны быть направлены на повышение эффективности действующего законодательства, ужесточения ответственности родителей, а также лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних, но не исполняющих свои обязанности. Деликтность несовершеннолетних свидетельствует о том, что существуют проблемы в нормативно-правовом регулировании, в профилактической деятельности, в работе государственных органов. Необходимо совершенствовать законодательство, повышать эффективность деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних [9, с. 27–28].

Успех может быть обеспечен только при комплексной организации всего дела воспитания. Трудовое воспитание молодежи, ее идейно — нравственная и гражданская закалка приобретают первостепенное значение. Это актуальный государственный вопрос, и успешно решить его можно путем объединения усилий учебных заведений, трудовых коллективов и семьи при активном участии правоохранительных органов. Молодежь должна быть подготовлена к жизни, ознакомлена с правовыми вопросами, способна принимать участие в обеспечении законности. Только при этих условиях будет обеспечено выполнение функций активного, деятельного приобщения подрастающего поколения к построению правового государства. Именно такой комплексный подход позволит минимизировать количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

 

Литература:

 

1.    Конституция России (с уч. изм. от 7 февраля 2014 г.) // Российская газета № 6299 от 7 февраля 2014.

2.    Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //Российская газета № 6543 от 31 августа 2004.

3.    Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 № 397 «О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета № 71 от 10 апреля 1997.

4.         Будякова Т. П. Несовершеннолетний преступник как особая жертва // Вопросы ювенальной юстиции № 4. 2011. С. 6.

5.         Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. — СПб.: Институт бизнеса и права. 2009.

6.         Минор В. А. Исследование проблем в области детерминации и превенции административной деликтности несовершеннолетних // Административное право и процесс. № 8. 2011. С. 8.

7.         Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. № 1. 2011. С. 24.

8.         Ростовская Т. К., Ростовская И. В. О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Вопросы ювенальной юстиции. № 3. 2010.

9.         Черёмухина Ю. А. Основы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их право // Современное право № 3. 2005.

10.     Шишкина О. Е. Административное принуждение в системе государственного принуждения: актуальные теоретические и практические проблемы // Правоведение. № 4. 2008. С. 102.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle