Библиографическое описание:

Григорьева М. Р., Манжукова О. А. Об основных мероприятиях, направленных на повышение безопасности дорожного движения [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 38-40.

В данной статье рассматриваются мероприятия, которые повышают уровень безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аварийность, мероприятия, ДТП.

 

Безопасность дорожного движения это, безусловно, одна из важнейших социально-экономических и демографических задач России на современном этапе. Поскольку они наносят огромный материальный и моральный ущерб не только отдельным людям, но и обществу в целом. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства трудоспособного населения. Люди, в т. ч. дети, гибнут или становятся инвалидами.

В новых условиях задача обеспечения безопасности дорожного движения в России, непосредственно связанная с результатами социально-экономических преобразований, построением правового демократического государства, развитием гражданского общества и не может быть решена без совместных усилий государства и общества, без общественной поддержки и участия широких слоев населения в реализации государственных программ и проектов.

Впервые в России был отмечен самый большой рост количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей в 2002 году. Численность погибших составила 315,1 тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного центра [9, с. 10–11].

Причины высокой аварийности, не только в недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасного дорожного движения, но и в низкой дисциплине участников дорожного движения. Это особая проблема, в решении которой нуждаются и общество, и государство.

На современно этапе развития государства провозглашено, что права человека — высшая ценность [1]. При этом не просто права, а его жизнь и здоровье, что немало важно для лиц, участвующих в дорожном движении. Кроме того, должны быть соблюдены интересы общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, а также сохранено имущество участников дорожного движения. Именно поэтому разрабатываются и проводятся мероприятия по повышению безопасности на дорогах.

Основным документом, обеспечивающим законодательную базу для проведения мероприятий по усилению безопасности дорожного движения, является Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Целью его реализации является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 %. Следует отметить, что количество совершенных ДТП за 2012 год при расчете на 100 тыс. человек в крупных мегаполисах составляет: в Москве (9284), в С.-Петербурге (6886), в Екатеринбурге (2283), Казане (1683), в Новосибирске (1618), в Н. Новгороде (1442), в Перми (1300) и т. д. [8, с. 47–52].

Основными задачами реализации программы являются:

-        создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

-        формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

-        повышение культуры вождения;

-        увеличение камер фото и видео фиксации нарушений;

-        улучшение дорожного освещения и внедрение интеллектуальных систем управления движением;

-        улучшение конструктивной безопасности производимых в России автомобилей;

-        закупка школьных автобусов (с целью борьбы с детской смертностью);

-        развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

-        повышение требований к подготовке водителей и требований к автошколам, осуществляющим подготовку [5].

Выполнить представленные задачи, достигнув результата или хотя бы снизить тяжесть последствий ДТП, возможно, при условии неукоснительного соблюдения норм и правил, предусмотренных для участников дорожного движения. Кроме того, авторы программы рассчитывают добиться ужесточения требований к конструктивной безопасности выпускаемых в России автомобилей.

В настоящее время наиболее эффективным способом предотвращения ДТП, кроме повышения размеров штрафов, является присутствие световозвращающих элементов на одежде у пешеходов, которые могут быть и самостоятельными изделиями: браслеты, значки, наклейки, которые крепятся на одежде.

Кроме того, эффективны целевые профилактические мероприятия, например, во время зимних каникул с 22 декабря 2014 года по 18 января 2015 года на территории Московской области проводилось такое мероприятие, как «Зимние каникулы» [11].

В целом, основная причина ДТП — это несоблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами. Поэтому, следует активнее использовать сознательных водителей, которые готовы не только информировать инспекцию о нарушениях ПДД, свидетелями которых они стали, но и предоставлять записи с камер видеорегистраторов. Научный директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин предложил разделять «небрежное вождение, которое во всем мире наказывается предупреждением, и опасное вождение, когда человек едет в городе 200 км/ч». Последнее нарушение эксперт предложил приравнять «к уголовному преступлению» [11].

Также, считаем целесообразным к мероприятиям, повышающим уровень безопасности дорожного движения отнести:

-        повышение профессионализма водителей (соблюдение режима их труда и отдыха);

-        совершенствование процесса их подготовки;

-        обучать детей безопасному участию в дорожном движении. С привлечением к участию в воспитании не только педагогов, но и юристов, и психологов;

-        повышение эффективности обучения водителей транспортных средств;

-        повышение безопасности дорожного движения на пешеходных переходах;

-        повышение внимательности водителей при движении вблизи детских учреждений, площадок, соблюдение правила дорожного движения;

-        пристегивать ремнями безопасности всех пассажиров, а особенно детей в их детских удерживающих устройствах;

-        проявление заботы и внимательности взрослых к детям, находящимся возле проезжей части: остановить ребёнка, нарушающего Правила дорожного движения;

-        использование специальных светоотражателей с наступлением сумерек, что поможет водителям своевременно заметить пешехода на дороге и избежать трагедии;

-        повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.

На современном этапе правовая пропаганда среди подрастающего поколения имеет все большее распространение. Вместе с тем, без постоянного просвещения детей невозможно проводить профилактику дорожно-транспортных происшествий и обеспечить безопасность дорожного движения. Поэтому в образовательных учреждениях следует проводить больше общешкольных, классных родительских собраний и педагогических советов с освещением вопросов профилактики ДТП. Важно понимать, что занимаясь «односторонним» обучением (только в школе) невозможно достичь соответствующего результата. Родители, прежде всего, должны учить детей безопасному поведению, а еще эффективнее будет положительный собственный пример, как себя вести на дороге и на какой сигнал светофора переходить дорогу.

Минимизирует количество несчастных случаев регулярное повторение родителей со своими детьми Правил дорожного движения, рассказы об опасностях, которые подстерегают на дороге, запрет на прогулки и игры вблизи проезжей части.

Для наиболее эффективного увеличения безопасности дорожного движения, необходимо постепенно убирать нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах с двумя и более полосами движения в каждую сторону, увеличить штрафы для пешеходов за переход дороги на красный свет. Особенно потенциально «удобные» для нарушения ПДД участки дороги следует оснащать техническими средствами фиксации [6, с. 101–103].

Если проанализировать существующую практику, то наиболее действенным средством предупреждения дорожно-транспортных происшествий на дорогах, по нашему мнению, является своевременное и адекватное реагирование уполномоченных должностных лиц на нарушения Правил дорожного движения, влекущие административную ответственность.

Благодаря всем мероприятиям, проводимым в данной сфере, количество ДТП в целом по всей России сократилось с 185764 (2013 год) до 181 540 (2014 год), то есть на 3 %. А в Москве с 10370 до 10 332 (1,5 %) [11]. К сожалению, эти цифры заставляют задуматься о том, что каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько даже нет в некоторых маленьких городах.

Таким образом, профилактические мероприятия улучшения безопасности дорожного движения призваны уменьшать не только состояние аварийности и травматизм на дорогах, но и улучшение в целом жизни граждан и повышении культуры участников дорожного движения.

 

Литература:

 

1.      Конституция Российской Федерации (с уч. изм. от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета № 6435 от 23 июля 2014 г.

2.      Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»// Справочная система «Гарант».

3.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета № 256 от 31 декабря 2001 г.; СЗ РФ 2011. № 13, Ст. 1540.

4.      Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета № 4912 от 19 мая 2009.

5.      Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 “О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах”// справочная система ГАРАНТ (дата обращения 09 января 2015), http://www.fcp-pbdd.ru/press_center/news/overall/25084/

6.      Белых Е. И. О состоянии безопасности дорожного движения в РФ // Право, общество, власть и современность. 2013. № 3. С. 101–103.

7.      Изосимов С. В., Кузнецов А. П., Маршакова Н. Н. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе // Транспортное право. 2011. № 12. С. 20–29.

8.      Кирьянов В. Наша задача число ДТП свести к минимуму // Отечественные и зарубежные автомобили. 2013. № 7. С. 47–52.

9.      Майоров В. И. Системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения// Транспортное право. 2008. № 2. С. 10–11.

10.  Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 13 января 2015 г.)

11.  Сайт ГИБДД www.gibdd.ru (дата обращения: 10 января 2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle