Библиографическое описание:

Микаилов С. М. Понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 40-46.

Автор рассматривает понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России и, на основе анализа нормативно-правовых источников и специальной литературы, обосновывает, что под государственным регулированием сферы обеспечения имущественной безопасности понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников системы обеспечения имущественной безопасности путем принятия и реализации различных мер организационного, правового, административного, инженерно-технического и другого характера с целью придать процессам в данной сфере организованный характер, упорядочить действия субъектов, обеспечить соблюдение законодательства, отстаивать государственные, общественные и имущественные интересы. При этом, в современном арсенале государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности автор предлагает выделять правовую, административную, экономическую и технические формы государственного регулирования.

Ключевые слова: вневедомственная охрана, полиция, имущественная безопасность, государственное регулирование.

 

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что вопросы обеспечения безопасности в целом, личной и имущественной безопасности общества и индивидов в частности, являются жизненно важными для общества. Роль государства и его институтов в регулировании сферы обеспечения имущественной безопасности членов общества обозначена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, которая одним из критериев эффективности государственной власти предусматривает решение проблемы действенной защиты собственности. [7]

Цель настоящей статьи заключается в определении понятия, сущности, содержания и форм государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России.

В различных отраслях науки под регулированием понимается целенаправленное воздействие на объект управления с целью достижения состояния устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров путём введения различных регуляторов (норм, правил, целей, связей и т. п.). [12; 32 и другие] Аналогичные по сути определения в науке даются государственному регулированию, под которым понимается реализация комплекса мер и действий, применяемых государством для коррекций и установления основных процессов в различных сферах жизни общества. [14; 21; 36 и другие] В современном арсенале государственного регулирования принято выделять правовую, административную, экономическую и техническую формы государственного регулирования. [14; 16; 21 и другие] Осуществляются они на основе норм различных отраслей права через систему устанавливаемых норм и правил и предполагают осознание субъектами права и общественных отношений своих прав и обязанностей, в которых содержится воля государства в виде требований и дозволений в конкретной сфере жизнедеятельности.

Таким образом, можно заметить, что сущность государственного регулирования заключается в реализации комплекса мер для устранения недостатков, которые присущи регулируемой сфере деятельности и упорядочения проходящих в ней процессов.

Представляется, что государственному регулированию подвержены всё без исключения сферы жизнедеятельности общества, в том числе сфера безопасности в целом, и имущественной безопасности организаций и индивидов, в частности.

По мнению различных исследователей, безопасность представляет собой «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз», [23; 35; 47 и другие] а национальная безопасность, как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации», [26] представляет собой защищённость национального бытия через реализацию интересов, ценностей и целей [41] и определяется «как функциональная деятельность, обеспечивающая не только жизнедеятельность общества и государства, но и их дальнейшее развитие». [45; 47 и другие])

При этом, под жизненно важными интересами понимается «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства», [2] а «национальный интерес» трактуется как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества», [5; 11; 18] «совокупность сбалансированных ориентиров и стимулов личности, фундаментальных потребностей, ценностей и устремлений общества и государства, служащих их благу и безопасности». [33]

Представляет интерес для нашего исследования выводы ряда исследователей, которые обосновывали, что «национальные интересы в основе своей объективны и отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения». [34; 46 и другие]

Иными словами — повышение уровни жизни населения, как экономическая категория и как потребность, является частью национальных интересов, включающей в себя категорию «имущественный интерес», который в свою очередь представляет собой «интерес, связанный с правом собственности и иными вещными правами и направленный на сохранение имущества». [24; 25; 29; 42 и другие] Причём ряд учёных-юристов, считая феномен «имущественный интерес» важной общественной потребностью, включают её и в содержание понятия «общественная безопасность». Например, Л. И. Беляева в понятие общественная безопасность включает государственную, экономическую безопасность и состояние защищённости имущественных интересов (иными словами имущественную безопасность), определяя общественную безопасность как «состояние защищённости жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности общественных и государственных институтов». [43]

Представляется, что одним из компонентов системы обеспечения национальной безопасности, призванной обеспечивать защищённость национальных интересов, является система обеспечения имущественной безопасности. Имущественная безопасность является составной частью экономической и общественной безопасности, и тесно взаимодействуя с другими видами безопасности, является компонентом национальной безопасности. Данное утверждение обосновывается прежде всего тем, что Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, взяло на себя обязательство соблюдать и защищать права и свободы человека, [1, ст.2] провозглашает имущественную безопасность своих граждан (право иметь имущество в собственности и неприкосновенность собственности [1, ст.35]) и «при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность». [5]

Таким образом, имущественная безопасность представляет собой сложное по структуре явление, включающее как систему условий и факторов защиты имущественных интересов, так и процесс использования данных ресурсов и возможностей общества для сохранения, поддержания и развития этих условий и факторов. Сущность имущественной безопасности, как социального явления, составляют состояние и качество реально сложившихся социальных отношений в обществе, которые обеспечивают необходимый уровень безопасности имущества и позволяют государству прогнозировать, предупреждать, выявлять и устранять угрозы имущественным интересам.

По мнению различных исследователей, сфера обеспечения безопасности занимает среди субъектов государственного регулирования своё значимое место, которое, как мы заметили, в определённой степени детерминируется социальной функцией государства. [13; 29; 37; 39 и другие]

Следовательно, обеспечение имущественной безопасности также является социальной функцией государства [28; 29; 31; 45 и другие] и, соответственно, подпадает под сферу государственного регулирования.

Как мы заметили, также как и в других отраслях науки, в теории управления под государственным регулированием, как одной из функций государственного управления, понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников общественных отношений. [14; 16; 20; 27; 40 и другие]

Таким образом, можно предположить, что под государственным регулированием сферы имущественной безопасности понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников системы обеспечения имущественной безопасности путем принятия и реализации различных мер организационного, правового, инженерно-технического и другого характера с целью придать процессам в данной сфере организованный характер, упорядочить действия субъектов, обеспечить соблюдение законодательства, отстаивать государственные, общественные и имущественные интересы.

Исходя из ранее обозначенного постулата о том, что в современном арсенале государственного регулирования принято выделять правовую, административную, экономическую и технические формы государственного регулирования, [14; 16; 21 и другие] можно сделать вывод, что эти же формы государственного регулирования присущи и к сфере обеспечения имущественной безопасности. Рассмотрим их подробнее каждую из данных форм.

Априори понятно, что, осуществляя государственное регулирование в указанной сфере, государство формирует соответствующую законодательную базу. В этом и заключается суть правового регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности, которую можно определить как юридическое закрепление норм права и правовых средств их защиты в области обеспечения имущественной безопасности.

Правовую основу системы обеспечения имущественной безопасности составляют такие нормативно-правовые акты как: Уголовный Кодекс Российской Федерации (гл.21), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (гл.7), Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральные законы Российской Федерации от 07 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции», от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», от 12 июля 2000 г. № 514 «Об организации ведомственной охраны», от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны», от 01 февраля 2011 г. № 42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 2324-р «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией» и другие.

Анализ данных правовых источников позволяет установить, что система обеспечения имущественной безопасности представляет собой совокупность объединённых единой целью предотвращения угроз имущественной безопасности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, реализующих свои права и обязанности во взаимосвязи и по согласованию во времени и пространстве.

Принято выделять две группы субъектов, участвующих в обеспечении имущественной безопасности юридических и физических лиц: неспециализированные субъекты обеспечения имущественной безопасности и специализированные субъекты обеспечения имущественной безопасности. [29]

К группе неспециализированных субъектов могут быть отнесены субъекты системы, основной целью которых не является обеспечение имущественной безопасности, но участвующие в деятельности по её обеспечению (это органы законодательной и исполнительной власти разного уровня, призванные обеспечивать имущественную безопасность путём формирования законодательной основы функционирования системы имущественной безопасности), а также общественные организации и лица, участвующие в обеспечении имущественной безопасности.

К группе специализированных субъектов обеспечения имущественной безопасности представляется правомерным отнести субъекты системы, непосредственно осуществляющие деятельность по обеспечению имущественной безопасности в отношении объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а)     государственные организации, решающие задачи по обеспечению имущественной безопасности:

-        ведомственная охрана (подразделения ведомственной охраны или подразделения юридических лиц с особыми уставными задачами, осуществляющие охранную деятельность на основании Закона Российской Федерации от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», создаваемые в соответствии с перечнем, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000г. № 514 «Об организации ведомственной охраны»);

-        вневедомственная охрана полиции

К данной группе следует отнести подразделения по охране объектов органов государственной власти Федеральной службы охраны России (осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 1996 № 57-ФЗ «О государственной охране») и части внутренних войск МВД России по охране важных государственных объектов (осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 декабря 1997г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»), а также филиалы ФГУП «Охрана» МВД России (созданы и осуществляют свою деятельность на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», а также утверждённого Устава предприятия)

б)     негосударственные (частные) охранные организации — это частные охранные организации, осуществляющие деятельность по обеспечению имущественной безопасности на возмездной основе в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992г. № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Важно отметить, что, так как система обеспечения имущественной безопасности является сложной, многоуровневой системой взаимосвязанных и взаимообеспечивающих элементов, её обеспечение дело не только государства, но и всего общества в целом, включая каждого её члена в отдельности.

Таким образом, очевидно, что содержание правового регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности включает как специфическую деятельность самого государства (в лице его нормотворческих органов) по выработке правовых основ обеспечения имущественной безопасности и юридических средств их защиты, так и деятельность непосредственно самих участников общественных отношений в данной сфере, направленных на поиск и привлечение средств юридического регулирования для согласования своего поведения с требованиями норм права.

Исходя из известных определений понятия административное регулирование, как управления объектом в процессе движения его к определённой цели, а также организации его работы по достижению цели, [14; 15; 16; 22 и другие] можно сделать вывод, что административное регулирование сферы обеспечения имущественной безопасности охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры деятельности субъектов обеспечения имущественной безопасности и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для участников процесса обеспечения имущественной безопасности. При этом содержание административного регулирования состоит в прямом управлении государством и его уполномоченными органами процессом обеспечения имущественной безопасности, направленных на сбалансирование интересов участников данного процесса посредством осуществления контроля и надзора по соблюдению стандартов и требований к порядку оказания и качеству охранных услуг, применения средств юридического воздействия к ним, а также выдачи лицензий на охранную деятельность.

Характеризуя административное регулирование сферы обеспечения имущественной безопасности следует отметить особую роль в данном процессе специально уполномоченных государственных органов. Имеются в виду, во-первых, подразделения лицензионно-разрешительной работы полиции, а во-вторых, вневедомственную охрану полиции. Подразделения лицензионно-разрешительной работы полиции осуществляют деятельность по лицензированию и контролю за оборотом гражданского и служебного оружия, патронов к нему, частной детективной и охранной деятельностью.

С целью административного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности, приказами МВД России от 29 сентября 2011 г. № 1039 «Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника» и от 18 июня 2012 г. № 589 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации» установлены соответственно порядок совершения административных процедур в данной сфере и процедура осуществления контроля над деятельностью частных охранных структур по обеспечению ими имущественной безопасности индивидов и организаций. Подразделения вневедомственной охраны полиции, сами являясь субъектом системы обеспечения имущественной безопасности, принимают непосредственное участие в процессе административного регулирования деятельности других субъектов данной системы. Например, приказами МВД России, утверждающими Уставы подразделений вневедомственной охраны полиции по соответствующему субъекту Российской Федерации, [например, 9] вневедомственная охрана полиции принимает участие в инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности различных объектов, в реализации государственных программ, разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны важных объектов, а также выдаёт рекомендации по инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны и безопасности различных объектов.

Экономическое регулирование сферы обеспечения имущественной безопасности представляет собой регулирование экономических процессов в данной сфере и использует многообразие форм финансирования, деятельности государственных субъектов системы её обеспечения, оплаты услуг по обеспечению имущественной безопасности объектов государственных форм собственности, оснащения их техническими средствами охраны и безопасности и других различных мероприятий по её обеспечению имущественной безопасности населения. К вопросам экономического регулирования относятся также вопросы тарифообразования услуг вневедомственной охраны полиции. Например, Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», [4, ст.47.4] постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» [6] и приказом МВД России от 30 декабря 2011 г. № 1345 «Об утверждении Методики установления тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» регулируются вопросы определения тарифов на охранные услуги вневедомственной охраны полиции.

Законодательством России и рядом авторов техническое регулирование трактуется как «регулирование всех отношений по вопросам установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия». [3; 17; 19 и другие]

В таком случае техническое регулирование сферы обеспечения имущественной безопасности можно определить как регулирование всех отношений по вопросам установления, применения и исполнения обязательных требований к процессам проектирования, производства, монтажа, наладки и эксплуатации технических средств и систем охраны и безопасности.

С целью технического регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности государство устанавливает различные регламенты и стандарты в области проектирования, производства, внедрения и эксплуатации технических средств и систем охраны и безопасности. Их достаточно много, для примера приведём только некоторые из них: ГОСТ Р 52435–2005 «Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний», ГОСТ Р 52551–2006 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения», ГОСТ Р 53704–2009 «Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования», ГОСТ Р 52582–2006 «Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому», ГОСТ Р 51072–2005 «Двери защитные. Общие технические требования и методы испытаний на устойчивость к взлому, пулестойкость и огнестойкость», РД 78.36.004–2005 «Рекомендации о техническом надзоре за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны», РД 78.36.006–2005 «Рекомендации по выбору и применению технических средств охранно-пожарной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов», Р 78.36.005–2011 «Рекомендации Выбор и применение контроля и управления доступом» и другие. Кроме того, рядом нормативно-правовых актов МВД России [8; 9; 10] определено, что на всей территории Российской Федерации единую техническую политику в области охраны имущества и объектов организует Главное управление вневедомственной охраны МВД России, а проведение её возлагается на подразделения вневедомственной охраны территориальных органов МВД Российской Федерации на региональном уровне. Иными словами, можно сказать, что вневедомственная охрана полиции является генератором в процессе технического регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности. В тоже время необходимо отметить, что указанными нормативно-правовыми актами не определено понятие и порядок проведения такой единой технической политики в масштабах страны, а также не определены полномочия и компетенция вневедомственной охраны полиции в вопросах проведения данной политики. [30]

Таким образом, анализ нормативно-правовых источников, а также юридической и специальной литературы позволяет установить, что сфера обеспечения имущественной безопасности юридических и физических лиц представляет собой синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы и объём деятельности государства в сфере обеспечения имущественной безопасности обусловлены её социальной и правоохранительной функциями. Учитывая социальную значимость функции государства в сфере обеспечения имущественной безопасности и её важность для обеспечения национальной безопасности, можно утверждать, что данная сфера является объектом государственного регулирования.

При этом под государственным регулированием сферы обеспечения имущественной безопасности понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников системы обеспечения имущественной безопасности путем принятия и реализации различных мер организационного, правового, административного, инженерно-технического и другого характера с целью придать процессам в данной сфере организованный характер, упорядочить действия субъектов, обеспечить соблюдение законодательства, отстаивать государственные, общественные и имущественные интересы.

В современном арсенале государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности можно выделить правовую, административную, экономическую и технические формы государственного регулирования.

 

Литература:

 

1.      Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237, 25 дек.

2.      Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446–1 «О безопасности» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 7

3.      Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ, 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140

4.      Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, № 7, ст. 900

5.      Указ Президента России № 537 от 12.05.2009 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ, 2009, ст.2444.

6.      Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» // СЗ РФ, 2011, № 37 ст. 5264

7.      Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // СЗ РФ, 2008, № 47, ст. 5489

8.      Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 677 «Об утверждении Положения о Главном управлении вневедомственной охраны МВД Российской Федерации»

9.      Приказ МВД России от 5 мая 2012 года № 418 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»

10.  Приказ МВД России от 16 июля 2012 года № 689 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов МВД Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны»

11.  Абалкин Л. И. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994, № 2. С. 7.

12.  Андрианов В. Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. Монография. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 326 с.

13.  Антошин В. АСфера безопасности российского общества как объект государственного регулирования в начале XXI столетия // Научный вестник Уральской академии гос. службы. — Екатеринбург: ФГОУ ВПО Урал. акад. гос. службы, 2010, № 2 (11). — С. 7–15

14.  Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. — М.: Омега-Л, Серия: Университетский учебник, 2009. — 580 с.

15.  Бахрах Д. Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право, 2002. № 3. С. 15.

16.  Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. 3-е изд. Учебник. 2008. 816с.

17.  Белобрагин В. Я. Основы технического регулирования: Учеб. пос. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.

18.  Белояр А. и др. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов. — М., 2007.

19.  Бисерова В. А., Демидова Н. В., Якорева А. С. Метрология, стандартизация и сертификация. Конспект лекций // -М.:Издательство «Itteachvideo». 2007. — 160с.

20.  Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с

21.  Булатов А. С. Экономика: Учебник / Под. ред. А. С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2005

22.  Виханский О. С. Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс.: 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. С.670.

23.  Возжеников A. B. Национальная безопасность России, — М.: 2002. — С 82

24.  Глоссарий страховых терминов, используемых при проведении страховых операций, связанных с жилищным ипотечным кредитованием (жилищным финансированием) / М.: МФК, 2007.

25.  Елисеев В. С. Имущественный интерес как первооснова гражданско-правовых обязательств. –М., Юрист, 2009.

26.  Кортунов С. В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики: Дис. … докт. полит. наук. — М., 2002. — 496 с.

27.  Макарейко Н. В. Административное право. Конспект лекций. 2009. 189с.

28.  Маликова О. И. Административно-правовое регулирование охраны имущества в России: Дисс. канд. юрид. наук. –М., Академия управления МВД России, 2009. -206с.

29.  Микаилов С. М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. Дисс. канд. юрид. наук. -М., Академия управления МВД России, 2011.- 322 c.

30.  Микаилов С. М. О единой технической политике в сфере обеспечения безопасности объектов в деятельности вневедомственной охраны полиции [Текст] / С. М. Микаилов // Закон и право. 2013. № 3

31.  Микаилов С. М. Охранные услуги и деятельность вневедомственной охраны полиции: предпринимательская деятельность, государственные услуги или государственная функция? [Текст] / С. М. Микаилов // Экономика, социология и право: журнал научных исследований. — № 12 (декабрь), 2013,стр. 139–145

32.  Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь. — М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. — 488 с.

33.  Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

34.  Поздняков Э. Россия и национально-государственная идея. Военная мысль, 1992,№ 4–5.

35.  Прохожев А. А. Общая теория национальной безопасности/-М.:2002.-344 с.

36.  Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

37.  Соколова С. Н. Философия государственного регулирования безопасности в российском обществе. // Дисс…докт.филос. наук. — Москва, 2011.- 368 с.

38.  Стахов А. И. О юридической природе личной, общественной и государственной безопасности // Юриспруденция, № 5. -М., 2004. с. 127–133

39.  Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ. Автореферат дис...докт. юрид. наук. — СПб., 1994.

40.  Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: Полный курс — Тихомиров Ю. А., Москва, 2001

41.  Труханов В. А. Система национальной безопасности: влияние социального фактора: Автореф. дис… докт... полит. наук. -М., 2003.-38 с.

42.  Турбина К. Е. Современное понимание имущественных интересов как объекта страхования // «Финансы»: журнал. — 2000. — № 11

43.  Уголовная политика и её реализация органами внутренних дел. Учебник /под ред. Л. И. Беляевой, -М.: Академия управления МВД России, 2003.

44.  Хатуаев В. У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности. Дисс. докт. юрид. наук. — М.:, 2005.-380с.

45.  Хрипков М. П. Внутренние угрозы национальной безопасности России: сущность, структура, социальные последствия: Дис… докт… социол. наук. — М., 2004. — 406 с.

46.  Цухокин А. «Национальный интерес» и национальное достоинство. Международная жизнь, 1994, 4.

47.  Шаваев А. Х. Национальная безопасность и национальные интересы // Власть. — 3–2004. — С. 44

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle