Библиографическое описание:

Иванов В. А. Проблемы совершенствования правовых и экономических основ местного самоуправления [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 26-28.

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, экономическую.

Рассматривая местное самоуправление нельзя опустить ее правовую основу. Ведь без нормативной базы и вообще бы не существовало этой формы организации власти.

Актуальность данной проблемы говорит сама за себя. Ежегодно подвергается реформированию и корректировке нормативная база местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ детально регламентирует систему органов местного самоуправления. Обязательным является наличие не только исполнительных, но и представительных органов, а также главы муниципального образования во вновь образованных муниципальных образованиях. Таким образом, в системе органов местного самоуправления предполагается реализовывать конституционный принцип разделения властей на представительную и исполнительную. Также закон регламентирует административную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, и возможность участия населения в вопросах местного значения. Таким образом, реформа местного самоуправления означает создание необходимых условий для приближения власти к населению, формирование гибкой системы управления, хорошо приспособленной к местным условиям и особенностям и развитие инициативы и самостоятельности граждан.

Несмотря на наличие в новом законе целого ряда удачных идей, весь закон (как и сама предложенная концепция реформирования местного самоуправления) подвергался и продолжает подвергаться серьезной критике. Сомнения, прежде всего, вызывает наделение правами муниципальных образований сельских и городских поселений, ранее не являвшихся таковыми. В существующей экономической ситуации малочисленные муниципальные образования (в первую очередь сельские) не могут быть самостоятельны ни финансово, ни организационно и в своих действиях будут полностью зависимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов [5]. Тем более, что внесенные уже по ходу проводимой реформы изменения в бюджетное и налоговое законодательство, не решили данной проблемы.

Чтобы данная система работала чётко и слаженно, большое значение имеет правильный набор принципов построения и функционирования системы местной власти.

В Краснодарском крае выработана собственная нормативно-правовая база по местному самоуправлению («О местном самоуправлении в Краснодарском крае от 07.06.2004 г. № 717-КЗ). Необходимым элементом правовой основы местного самоуправления является Устав муниципального образования [2], в котором и определяется организация и форма осуществления местного самоуправления, его правовая и экономическая основы, а также содержатся положения о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Кроме Устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления. Правовыми актами Главы муниципального образования город-курорт Анапа, согласно ст.63 Устава муниципального образования являются постановления и распоряжения.

В ст. 7 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.4 Закона Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» серьёзной гарантией местного самоуправления является принцип об обязательности исполнения решений органов местного самоуправления на всей территории муниципального образования. В частности: постановления и распоряжения Главы муниципального образования город-курорт Анапа, принятые в пределах его компетенций, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм их собственности, а также и гражданами. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти. Законодательством субъектов Российской Федерации также устанавливается административная ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления. Проекты местных нормативных актов, внесённых населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления с участием представителей инициативной группы граждан [1]. Результаты рассмотрения должны быть официально доведены до сведений внёсших его инициативной группы граждан.

Экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местного бюджета. Важнейшей составляющей экономической основы местного самоуправления, а также источником для пополнения финансовых ресурсов является муниципальная собственность [4]. Муниципальная собственность защищается государством равным образом с другими формами собственности. Город-курорт Анапа, как и все другие муниципальные образования должны обеспечивать: сбалансированность бюджета; регулирование бюджетных правоотношений; соблюдения установленных федеральными законами требований к осуществлению бюджетного процесса. Действующее законодательство, хотя и предоставило органам местного самоуправления право самостоятельного формирования своих бюджетов и за счет их доходной части решения социальных задач, однако объём и направления движения финансовых потоков для наполнения доходной части органам местного самоуправления оказались неподконтрольны.

В соответствии с ныне действующим законодательством организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти Краснодарского края осуществляется на основе федеральных законов и законов Краснодарского края, которые строятся на следующих принципах: взаимной ответственности; единых для всех муниципальных образования методологий; равенства бюджетных прав муниципальных образований.

Для совершенствования правовых и экономических основ местного самоуправления следует осуществить следующие мероприятия:

1.        В области усиления экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления необходимо шире использовать форму размещения муниципального заказа на выполнение работ (оказания услуг), которые финансируются за счет средств местного бюджета, осуществляемого на основе открытого конкурса в соответствии с правилами, установленными органом местного самоуправления.

2.        В рамках нарастающей законотворческой деятельности, есть необходимость предложения принятия на федеральном уровне ряда пакетов законов и актов, посвященных статусу органов местного самоуправления, уникальных территорий (курортных), обеспечить им финансово-экономическую поддержку на федеральном уровне и содействовать развитию круглогодичного туризма.

3.        Необходимо продолжить работы по урегулированию взаимоотношений органов государственной власти края и местного самоуправления в плане усиления их взаимодействия и ответственности, прежде всего в правовых и бюджетно-финансовых взаимоотношениях.

4.        Повышать заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов. А также увеличивать компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти.

 

Литература:

 

1.                 Собрание законодательства Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 40.

2.                 Устав муниципального образования город-курорт Анапа от 28.06.2005 г. (в ред. От 05.12.2007 г.)

3.                 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-Ф

4.                 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник, 2010 [c.636]

5.                 Чиркин В.Е. «Государственное и муниципальное управление. М.: «Юрист», 2007, [254-255]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle