Библиографическое описание:

Жумабоев А. Х., Саримсаков Б. Х. Экологическое движение Узбекистана как важный субъект избирательного права [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 95-97.

Одним из основных целей Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в законодательство Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательных документов о выборах» является повышение роли и влияния политических партий, совершенствование системы выборов и законодательства, а также, создание возможностей для широкого участия экологического движения Республики Узбекистан в деле исполнения и соблюдения прав касательно защиты окружающей среды и здоровья граждан, разумного использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения.

Известно, что учредительная конференция экологического движения Узбекистана прошла 2 августа 2008 года. Идея создания «Экологического движения Узбекистана» была всесторонне обсуждена на проведённых семинарах и круглых столах при участии ученых экологов, лидеров негосударственных организаций, представителей сферы просвещения, защиты здоровья, производства и фермерства Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкент. Была изучена точка зрения широкой общественности, представителей творчества и депутатского корпуса. Идеи, пожелания и предложения выраженные в процессе этих общественных собраний послужило основой Устава и Программы рассмотренной в течении конференции Движения. Главным лозунгом Движения стало «Здоровая среда — здоровье человека», участники конференции определили основные направления деятельности экологического движения Узбекистана. Экологическое движение Узбекистана является массовым общественным движением, оно объединяет в своём ряду на добровольной основе граждан и организаций страны, стремящихся к непосредственному участию и направляющих все свои возможности к соблюдению прав направленных на обеспечение экологической безопасности населения, разумного использования природных ресурсов, защиты здоровья и окружающей природной среды, создания сегодняшним и будущим поколениям граждан Узбекистана комфортной среды и желающих участвовать в углублении изменений направленных на из безусловное выполнение. Движение организуется и действует в форме общественного объединения. В ней предусматривается участие граждан Республики Узбекистан и на основании действующего законодательства, других лиц, а также негосударственных некоммерческих организаций, цели и задачи которых близки к Экологическому движению.

Основные цели Экологического движения составляют следующее:

-          соблюдение права современного и будущего поколения Узбекистана на комфортную среду и защиту здоровья, защиту окружающей природной среды, разумного использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения;

-          повышение активности населения в сфере защиты окружающей природной среды, улучшения экологии, водной и воздушной среды, защиты их от вредных выбросов, охрана и восстановление биологической разновидности;

-          обеспечение выполнения актов государственной власти и органов управления в сфере защиты природы и разумного использования природных ресурсов с учетом соблюдения требований законодательства, также, проведение инициативы разработки в установленном законодательством порядке необходимых в этой сфере законодательных документов и других нормативно-правовых документов;

-          повышение ответственности разумного распределения и использования выделенных средств, направленных на исполнение обязательств различных гражданских общественных институтов, в том числе в целях защиты окружающей природной среды и здоровья населения;

-          повышение экологической культуры населения, введение в учебных заведениях специальных предметов по вопросам защиты окружающей среды;

-          достижение становления экологической безопасности, совершенствование правовых механизмов обеспечения здоровой среды жизни, разумного использования природных ресурсов задачей всего государства, общества и каждого гражданина.

Движение для достижения этих целей решает вопросы, а также выполняет следующие задачи:

-          усиление активного участия общественности в деле защиты окружающей природной среды и оздоровления экологического условия;

-          помощь в совершенствовании и развитии законодательства в деле защиты окружающей природной среды;

-          беспрекословное выполнение законов и других государственных указов по вопросам защиты окружающей природной среды и установление общественного контроля над выделенными на это государственными средствами;

-          повышение экологической культуры населения, развитие системы экологического образования и воспитания;

-          развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды;

-          координация деятельности негосударственных некоммерческих организаций являющихся общественным участником Движения.

Движение обладает следующими правами:

-          выражение и защита прав своих участников;

-          выход с различными инициативами по различным вопросам социальной жизни, вносить предложения органам государственной власти и управления;

-          участие в разработке указов органов государственного управления и управления в установленном законодательством порядке;

-          учреждение символических знаков в установленном порядке;

-          распространение информации о своей деятельности;

-          ведение печатной и просветительской деятельности, также, на основании законодательства Республики Узбекистан, проведение выставок, спортивных и других мероприятий;

-          создание предпринимательских структур для выполнения уставных задач.

Движение объединяет своих участников на основании территориального принципа административно-территориального деления Республики Узбекистан. Членство в Движении не установлено в строгом порядке. Участниками в Экологическом движении могут стать, как граждане, так и негосударственные некоммерческие организации. В целях управления и координации деятельности участников Движения, непосредственно по решению объединяющего организационно Центрального Совета считаются их отделами организовываемы в Каракалпакской Республике, областях и городе Ташкенте. Высшим руководящим органом считается конференция Движения, созываемая раз в пять лет. Руководящим органом между конференциями Движения является Центральный Совет. Центральный совет выражает интересы Движения и ведёт дело от его имени, организует исполнение уставных и программных задач Движения.

Значимость новых подходов в решении экологических задач были выражены в течении переговоров на высшем уровне между Узбекистаном и Россией проведённых 22–23 января 2009 года. Главы государств отвечая на вопросы о строительстве гидросооружений на трансграничных реках, подчеркнули о необходимости достижения согласия соседних государств, гарантировать экологическую безопасность сооружения, следовать соответствующим международным мерам и составленным двусторонним договоренностям. Позднее, в течении переговоров на высшем уровне руководителей Узбекистана и Туркменистана было утверждено о недопустимости снижения течения трансграничных рек, также, о необходимости ведения заинтересованными государствами на принципах открытости и полноценной информированности при проведении гидротехнических проектов на трансграничных реках проведения независимой международной технико-экономической и экологической экспертизы. Здесь надо отметить, что Президент Республики Узбекистан на прошедшей в августе 2007 года саммите в Бишкеке перечислил принципы пользования трансграничными реками, то есть вопросы пользования водными ресурсами рек Центральной Азии должны решаться с учетом интересов более 50 миллионного населения проживающего здесь; любые работы проводимые в этих реках не должны оказывать негативного влияния на утвердившийся экологический и водный баланс в регионе; в сфере использования водных ресурсов и экологии необходимо строительство эффективной системы международной правовой базы единого совместного пользования трансграничными реками Центральной Азии. Нужно также учесть и итоги пятого Всемирного форума Воды проходившей 16–22 марта 2009 года в Стамбуле. В нём приняли участие около 30 тысяч делегатов из 130 стран мира, в том числе делегация из Республики Узбекистан. По итогам Всемирного водного форума было принято Заявление (Коммюнике), в котором, в частности указывалось, об «управлении потребности в водных ресурсах, улучшении эффективности и продуктивности использовании воднқми ресурсами в сельскохозяйственнқх целях, уделения внимания строительству оросительных сетей, в необходимых местах, также учитывая темпы быстрого роста потребности населения в водных ресурсах в целях выращивания продуктов питания улучшение сельского хозяйства в богарных землях, учитывая изменения состава потребления, особенно учитывая улучшения уровня жизни сельского населения» были приняты меры. В Заявлении также указывалось о поддержке экономически обоснованных, экологически обоснованных, социально справедливых и безвредных для других стран, проектов развития различных государств, связанных с водными ресурсами. В течении Всемирного Водного форума Фондом охраны Природы делегации Узбекистана был вручен диплом о признании за Республикой Узбекистан лидерства в деле международной водной политики. Итоги Всемирного Водного форума свидетельствуют о существующих серьёзных тревогах в деле эффективного пользования водными ресурсами. Его итоги свидетельствуют о вопросе жизненной важности для сегодняшнего и будущего поколения Узбекистана — об обоснованности его точки зрения в сфере эффективного и справедливого пользования водными ресурсами в Центрально азиатском регионе и его поддержке на международном уровне.

По мнению экспертов, среди краткосрочных задач решением которых должно заняться экологическое движение, заключается в следующем: снижение себестоимости разработки задач архитектурного планирования, внедрение упрошенного порядка экспертизы проектной документации для малого бизнеса и снижения тарифов его проведения, принятие мер по снижению арендной платы помещений считающихся собственностью государства и оформления кадастровых документов. Экологическое движение Узбекистана, как указывало его руководство, это «не политическая организация». Его деятельность направлена на решение проблем экологии и здравоохранения касающейся интересов всех слоёв населения. По этой причине избирание в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан 15 депутатов из экологического движения Узбекистана и их представительство в деятельности парламента страны служит повышению роли общественности в решении экологических проблем как на национальном уровне, так и на международном уровне. Внесение ряда изменений в избирательное законодательство в целях превращения экологического движения Узбекистана в важного субъекта избирательного процесса направлены на углубление либерализации и демократизации. Эти изменения свидетельствуют о поэтапной демократизации общественной жизни и государственного строительства.

 

Литература:

 

1.                  Образовано Экологическое движение Узбекистана. //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz; Мавлонов А., Тўлаганов А. Ўзбекистоннинг экологик ҳаракати: ташкил этилишининг объектив омиллари ва фаолиятининг устувор йўналишлри. // Ekologiya xabarnomasi-Экологический вестник-Ecological Herald of Uzbekistan. -2009. № 1.

2.                  Устав Экологического движения Узбекистана. // веб-сайт Экологического движения Узбекистана — www.eco.uz

3.                  Устав Экологического движения Узбекистана. // веб-сайт Экологического движения Узбекистана — www.eco.uz

4.                  Хакимов Р. Ўзбекистон экологик ҳаракати сайлов жараёнларининг муҳим субъекти сифатида.// Фуқаролик жамияти. 2009. № 3 (19), -Б.23.

5.                  Совместное заявление Узбекистана и Туркменистана. 2 марта 2009 год //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

6.                  Трансчегаравивий дарёлар — минтаканинг барча давлатлари манфаатлари йулида, халкаро маъёрлар асосида ва экологияга зарар етказмасдан фойдаланиш //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

7.                  Об итогах пятого водного форума //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

8.                  Об итогах пятого водного форума //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

9.                  Каримов И. А. Мамлакатимизни модернизация килишни ва янгилашни изчил давом эттириш — давр талаби. 2008 йилда мамлакатимизни ижтимоий-иктисодий ривожлантириш якунлари ва 2009 йилга мулжалланган иктисодий дастурнинг энг мухим устувор йуналишларига багишланган Вазирлар Махкамаси мажлисидаги маъруза //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

10.              Развитие экологического движения Узбекистана: задачи и перспективы. 20 декабря 2008 года // веб-сайт Кабинета Министров Республики Узбекистан — www.gov.uz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle