Библиографическое описание:

Субаргушева Э. В. Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 30-33.

В соответствии с установленной Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством структурой законодательного регулирования, муниципально-правовые отношения регулируются на двух уровнях — федеральном и региональном.

Конституция Российской Федерации регулирует разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Регулирование муниципально-правовых отношений отнесено Конституцией Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне устанавливаются основные принципы местного самоуправления, а субъекты Российской Федерации в соответствии с ними вправе осуществлять самостоятельно правовое регулирование в этой сфере. [1, с.295]

Иными словами, на государственном уровне законодатель принимает общие, рамочные законы, которые устанавливают принципы и основные направления регулирования муниципальных отношений, а региональное законодательство устанавливают конкретизацию федеральных нормативно — правовых актов, с учетом местной специфики и особенностей формирования местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. [2,с.42]

Современная структура правового регулирования муниципальных отношений, закрепленная Конституцией Российской Федерации, состоит из трех уровней — вопросы ведения исключительно Российской Федерации, вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и вопросы собственного ведения субъектов Российской Федерации.

Это в теории. К сожалению, на практике пределы законодательного регулирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации четко не разграничены и не отражены в действующем законодательстве.

Сложный режим законодательного регулирования вопросов местного самоуправления требует согласованности распределения полномочий между данными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской федерации.

При регулировании разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по предмету их совместного ведения в сфере правового регулирования вопросов организации местного самоуправления, Конституция Российской Федерации в статьях 130- 132 закрепляет за населением муниципальных образований и органами местного самоуправления право на самостоятельное решение вопросов местного значения. Однако, меру и глубину законодательного регулирования муниципальных отношений на федеральном и региональном уровне Конституция Российской Федерации не определяет.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является базовым, специальным нормативно — правовым актом, конкретизирующим нормы Конституции Российской Федерации и регулирующим правовые отношения в данной сфере.

Ныне действующий Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» от 06.10.2003 № 131-ФЗ был принят и вступил в силу более десяти лет назад и сыграл большую роль в становлении важнейшего института народовластия.

Закон о местном самоуправлении в Российской Федерации регулирует полномочия федеральных и региональных государственных органов и должностных лиц в сфере местного самоуправления.

Согласно статье 6 действующего Федерального Закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», региональные органы государственной власти регулируют вопросы организации местного самоуправления в соответствующих субъектах Российской Федерации; права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, которые осуществляют местное самоуправление в данном субъекте Российской федерации по предметам исключительного или совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.

Изучив данный Федеральный Закон, мы пришли к выводу, что он в большей степени носит отсылочный характер и предполагает принятие каждым субъектом в Российской Федерации собственного регионального закона, более детально и конкретно регулирующего компетенцию субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования муниципальных отношений.

В Республике Башкортостан организация местного самоуправления регулируется Законом о местном самоуправлении в Республике Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з, который состоит из 36 статей, регулирующих организацию местного самоуправления в регионе, определяющих структуру местного самоуправления, закрепляющих формы непосредственной реализации народовластия и участие населения в осуществлении местного самоуправления.

Хотелось бы обратить внимание на то, что закон о местном самоуправлении в Республике Башкортостан никаким образом не конкретизирует те полномочия, которыми наделены в соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления в Республике Башкортостан.

По мнению автора, данный закон носит отсылочный характер к федеральным источникам муниципального права и является неэффективным правовым регулятором местного самоуправления на уровне субъекта Российской Федерации.

Развитие муниципального законодательства на всех уровнях правового регулирования в предельно короткие сроки, на наш взгляд, повлекло неравномерное его развитие, бессистемность и противоречивость.

Неэффективность норм, регулирующих местное самоуправление на уровне субъекта Российской Федерации, препятствует полноценному правовому регулированию данной отрасли права, снижает возможность осуществления народовластия в субъекте и может привести к нарушению федерального законодательства.

В результате законотворчества субъектов Российской Федерации, местное самоуправление реализуется в самых невероятных формах, очень часто противоречащих Конституции Российской Федерации и принципам местного самоуправления.

С 2000 по 2007 год органами прокуратуры опротестовано более 14,5 тыс. незаконных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. [2, с.12]

Стремление в кратчайшие сроки кодифицировать и сформировать законодательство, обеспечивающее реализацию конституционного права граждан на местное самоуправление, повлекло неравномерное развитие, бессистемность и противоречивость муниципального законодательства.

Поскольку муниципальное законодательство представляет собой хотя и комплексную, но очень важную составную часть всего законодательства Российской Федерации, развитие правового регулирования в области муниципальных отношений должно осуществляться главным образом путем кодификации имеющихся нормативно — правовых актов.

Федеральное и региональное законодательство должно быть систематизировано, в нём должно быть детально зафиксировано разграничение полномочий на федеральном уровне и конкретизированы данные положения на уровне субъектов Российской Федерации, по возможности избегая отсылочных норм.

По мнению автора, в региональном законе четко и ясно должны быть найдены ответы на все вопросы, которые возникают в практике субъектов. Оно должно регулировать местное самоуправление с учётом географических, социальных и демографических особенностей не только в теории, но и на практике.

Так как предметом совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской федерации является установление общих принципов власти на местах, соответственно, на наш взгляд, федеральный законодатель должен определять и пределы данного регулирования.

Кроме того, регулируя муниципальные отношения, федеральные органы государственной власти не должны выходить за рамки установления именно общих принципов организации местного самоуправления, оставляя пределы частного, конкретного органам государственной власти субъектов Российской Федерации. [3,с.236]

Однако, практика правового регулирования муниципальных отношений пошла путем закрепления значительной части вопросов муниципальных отношений и более конкретных правовых норм на уровне федерального регулирования, а именно в Федеральном Законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а региональное законодательство очень узко охватывает вопросы местного значения, во многих своих положениях ссылаясь и дублируя положения данного законы.

Соответственно, расчет федерального законодателя на квалифицированное правотворчество субъектов Российской Федерации явно не оправдался.

Рамки данной статьи не позволяют затронуть другие проблемные вопросы совершенствования ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и упорядочивания положений главного федерального закона с положениями Закона о местном самоуправлении в Республике Башкортостан.

Конечно, коренное изменение федерального или регионального законодательства — операция долговременная, сложная и требующая тщательного анализа всего законодательства Российской Федерации, в последующем с внесением изменений во многие кодексы и законы нашего государства.

Создать качественную и эффективно регулирующую муниципальные отношения законодательную базу на практике очень сложно, так как изменение федерального законодательства влечет внесение изменений в Гражданский и Бюджетный Кодексы и многие другие Федеральные Законы, регулирующие вопросы местного самоуправления.

В таком случае законодатель сталкивается с проблемой, которая возникла осенью 2003 года, с необходимостью полной систематизации муниципального законодательства в связи с отсутствием конкретных норм правового регулирования и разграничения полномочий между субъектами муниципальных отношений. Решением данной проблемы на этом этапе было принятие нового Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На наш взгляд, новая редакция Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона о местном самоуправлении в Республике Башкортостан не нужна и нереализуема в условиях реальной действительности.

Необходимо внести, так сказать, конкретизирующие изменения и дополнения в данный закон, полно, последовательно и качественно регулирующие разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что законодательная база, регулирующая местное самоуправление сформирована в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, она является несистематизированной и отсутствует согласованность одних нормативно — правовых актов с другими.

По мнению автора, данные актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере разграничения полномочий между субъектами свидетельствуют, что становление и развитие муниципального права как отрасли права и науки еще не закончено.

 

Литература:

 

1.                  Черпунова Н. М. Муниципальное право Российской Федерации.- М.:2007.-295с.

2.                  Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации.-М.:2207.-664с.

3.                  Федеральный научно-практический журнал Конституционное и муниципальное право: 2007.№ 6.-с.19

4.                  Акмалова А. А. Доктрина развития местного самоуправления в Российской Федерации как механизма оптимизации законодательной и правоприменительной деятельности.:2009.-М.-326с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle